Слайд 1
Проблемное обучение –активная образовательная технология
Слайд 2План лекции
Содержание проблемного обучения
Методы проблемного обучения
Развитие коммуникативных компетенций в командно-групповых
методах обучения
Слайд 3Глоссарий
Активная образовательная
технология –
способы и приемы педагогического воздействия, которые
побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого,
исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Слайд 4Проблемное обучение –
представляет собой способ организации активного взаимодействия субъектов
образовательного
процесса с проблемно представленным содержанием обучения.
Слайд 5Проблемная ситуация –
порождение познавательной мотивации и мышления обучающегося, направленного
на поиск, «открытие»
и овладение субъективно новыми компетенциями.
Слайд 6Проблемная задача –
это крупная учебно-познавательная
задача (задание), требующая
анализа
и нахождения способов и приемов ее решения.
Слайд 7Команда – это группа людей,
имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки
и умения, высокий уровень взаимозависимости
и разделяющих ответственность за
достижение
конечных результатов.
Слайд 8Учебная команда – группы обучающихся, взаимосвязанных
единством цели, ресурсами и
ответственностью за образовательный результат.
Слайд 9Содержание проблемного обучения
проектируется в виде системы учебных
проблем, которые
отражали или
отражают реальные противоречия
науки, практики и самой учебной
деятельности.
Основные тезисы
Слайд 10Разрешение проблемной ситуации
может идти разными путями и приводить к
разным вариантам
решений, каждый из которых может быть правильным в
соответствии
с выбранным критерием.
Слайд 11Путь познавательной деятельности
Обучающегося при заданном подходе – короткий, репродуктивен,
исполнительский.
Это чисто учебная процедура, редко встречающаяся во всегда вероятностной
профессиональной деятельности.
Слайд 12Заданный подход:
Анализ условий готовой задачи =>
Припоминание способа решения
=>
Решение => Формальная сверка с эталонным ответом.
Слайд 13Путь познавательной деятельности
обучающегося при проблемном подходе намного более длителен,
интересен и продуктивен с точки зрения развития его мышления и
личности.
Слайд 14Проблемный подход:
Анализ проблемной ситуации = >
Постановка проблемы =>
Поиск
недостающей информации
и выдвижение гипотез =>
Проверка гипотез и получение
нового знания =>
Перевод проблемы в задачу (задачи) = >
Поиск способа решения => Решение =>
Проверка решения =>
Доказательство правильности
решения задачи
Слайд 15Проблемная ситуация –
это интеллектуальное затруднение,
которое возникает у обучаемого,
когда он не знает, как объяснить
то или иное явление,
факт, процесс
действительности, не может достичь
цели известным ему способом действия,
что побуждает его искать новый способ
объяснения или действия.
Слайд 16 Варианты возникновения проблемной
ситуации:
Несоответствие между имеющимися у
обучаемых знаний,
которые требуются для ее
решения (разрешения).
2. Необходимость выбора из системы
знаний
тех, которые могут обеспечить решение
задачи вообще или оптимальным образом.
3. Противоречия между теоретической
возможностью известных способов
решения и их практической возможностью.
Слайд 17Варианты проблемных ситуаций
(по возрастанию степени проблемности):
1. Обучаемые получают всю
необходимую
информацию.
2. Обучаемые получают не всю информацию,
необходимы дополнительный анализ,
сбор недостающих данных преподавателем или
самостоятельно).
3. Обучаемым бегло обрисовывается ситуация
и выдается минимальная информация, помимо
сбора дополнительной информации для
решения задачи от обучаемых требуется
профессиональное мышление, интуиция.
Слайд 18Ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том
числе и
неправильных, и необходимо выбрать наиболее правильное,
оптимальное решение.
2. Ситуация-неопределенность, когда
возникают неоднозначные
решения ввиду недостатка данных.
3. Ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу
и единство противоположностей.
4. Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление
у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью.
5. Ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает
предположение о возможности новой закономерности
или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в
активный поиск.
6. Ситуация-опровержение, если необходимо доказать
несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения.
7. Ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается»
в уже имеющийся опыт и представления.
Проблемными ситуациями могут быть:
Слайд 19Основными формами
проблемного обучения являются:
а) проблемное изложение,
б) частично-поисковая
деятельность,
в) самостоятельная исследовательская
деятельность.
Слайд 20Проблемное обучение, в зависимости от состава
и качества подготовки обучаемых,
может
осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности:
первый уровень -
проблемное изложение учебного
материала преподавателем;
второй уровень - преподаватель создает проблемные ситуации, а обучаемые вместе с ним включаются
в их разрешение;
третий уровень - преподаватель лишь создает
проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности обучаемые;
четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе
которых обучаемые самостоятельно формируют
проблему и находят способы ее разрешения
Слайд 212. Методы проблемного обучения
1. Метод активного диалога
Дискуссия – активный
двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых.
Дебаты – прения, обсуждение
вопросов, опирающиеся на аргументацию, технологии спора.
Слайд 22Метод «кейс-стади» –
метод активного обучения на основе
рассмотрения случаев и
ситуаций
(материал подаётся в виде проблем
(кейсов), а компетентности
нарабатываются в
процессе исследовательской работы).
Слайд 23«Фокус-группа» –
опрос группы людей, обладающих общими характеристиками, связанными с
вопросом исследования или оценивания, управляется обученным модератором.
Слайд 24«Мозговой штурм» – высказывание членами команды идей, мыслей, предложений, которые
стимулируют мыслительный процесс всех участников группы. Такой метод позволяет вовлечь
в обсуждение всех членов группы. Все высказанные идеи записываются и оцениваются.
Слайд 25Организационно-деятельностная
игра – решение проблемной задачи теоретического уровня, через развитие
рефлексивного компонента творческого мышления.
Слайд 26Коллоквиум – обучаемые и обучающие собираются для обсуждения результатов проблемного
изучения текста.
Слайд 27 Игра основана на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда
Де Боно. Он сформулировал основные принципы его развития:
выделение необходимых и
достаточных условий решения задачи;
развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных задач;
развитие способности к видению различных аспектов одного явления;
развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в проблеме;
развитие способности к «объединению противоположностей» и использование данного ресурса для решения задачи.
Метод «Шесть шляп»
Слайд 283. Развитие коммуникативных компетенций в командно-групповых методах работы
Для команды характерны:
Взаимозависимость.
Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу.
Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся информацией друг с другом. Члены команды воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.
Разделяемая ответственность. Ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми.
Результат. Ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.
Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта.
Слайд 29Ролевая структура команды:
Роль – это определенный шаблон, стереотип, модель поведения
человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или
личных отношений
Слайд 30Председатель. Функции: впитывает все возможные
мнения и принимает решения. Свойства:
умеет
слушать, хорошо говорит, логичный,
решительный.
Тип: спокойный, стабильный тип
личности,
нуждается в высокомотивированной группе.
Формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия
членов группы в единое целое. Свойства: динамичный,
решительный, напористый. Тип: доминирующий
экстраверт, нуждается в компетентной, умелой
группе. (I и II — два противоположных подхода
к общему управлению группой.)
Слайд 31Генератор идей. Функции: источник идей.
Свойства: умен, богатое воображение,
креативность.
Тип: нестандартная личность, нуждается в
мотивированном окружении, которое будет
воспринимать
его идеи.
Оценщик идей (критик). Функции: анализ
и логические выводы, контроль.
Свойства: аналитичность, интеллектуальность,
эрудированность, «якорь группы», возвращает к
реальности. Тип: рассудительный, волевой тип
личности, нуждается в постоянном притоке информации
и новых идей.
Слайд 32Организатор работы. Функции: преобразование идей
в конкретные задания
и организация
их выполнения. Свойства: организатор,
волевой, решительный.
Тип: волевой тип личности,
нуждается в предложениях и
идеях группы.
Организатор группы. Функции: способствует согласию
группы, улаживает разногласия, знает потребности,
проблемы членов группы.
Свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта,
коммуникативность.
Тип: эмпативный (эмпатия — эмоциональная
отзывчивость человека на переживания другого) и
коммуникативный тип личности,— нуждается в постоянном
контакте со всеми членами группы.
Слайд 33Исследователь ресурсов. Функции: связующее
звено с внешней средой.
Свойства: общительный,
увлекающийся, энергичный,
привлекательный.
Тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе
действий.
Завершитель.
Функции: побуждает группу все делать
вовремя и до конца.
Свойства: профессиональная педантичность,
обязательность, ответственность.
Тип: педантичный тип личности, нуждается в
групповой ответственности,
обязательности.