Разделы презентаций


Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении

Содержание

ВведениеРезультаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МБОУ «Гимназия №1»

Презентация на тему
«Проблемы здоровьесбережения

в учебном заведении»


Имнадзе Г.М.-
преподаватели физической культуры.








Новомосковск 2013
МБОУ «Гимназия №1»

Слайд 2Введение
Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья

детей и подростков в России.
Снизились показатели физического развития детей, замедлились

темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась их физическая работоспособность.
Наиболее серьёзные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшемся в детском возрасте. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет некомпетентность и неопытность родителей в вопросах сохранения и защиты здоровья детей.
ВведениеРезультаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.Снизились показатели физического

Слайд 3Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в

детство, указывается на особую роль образовательного учреждения в формировании как

непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далёк от того, чтобы оценить его как здоровый, и анализ негативных составляющих является предметом изучения специалистов в различных научных областях.
Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывается на особую роль образовательного учреждения

Слайд 5 Здоровьесберегающий

педагогический процесс образовательного учреждения

-

это специально организованное , развивающееся во времени и определённо в рамках образовательной системы взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Здоровьесберегающий       педагогический процесс

Слайд 6 Виды здоровьесберегающих

технологий
Медико- профилактические

Физкультурно- оздоровительные

Образовательные обеспечения социально психологического благополучия

ребёнка

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Виды здоровьесберегающих         технологийМедико- профилактическиеФизкультурно- оздоровительныеОбразовательные

Слайд 8 Современные подходы к сохранению и формированию

здоровья обучающихся на уроке

Здоровье – это:

ВОЗ – «не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

Н.М. Амосов (1987), В.А. Лищук ( 1992), И.И. Брехман (1987) – реализация специфических специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию.
Современные подходы к сохранению и формированию      здоровья обучающихся на уроке

Слайд 9 Здоровьесберегающие технологии:

сущность,назначение,особенность реализации
Современная система образования

претерпевает целый ря изменений в содержании применения педагогических технологий.
Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее потенциала-здоровья. Здоровье рассматривается как важная человеческая ценность, как для общества, так и для каждого индивида.
В педагогической практике сложились различные подходы к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, реализуемые в образовательных учреждениях: гигиенический, дифференцированный, адаптивный, системный, комплексный.


Здоровьесберегающие технологии:     сущность,назначение,особенность реализации

Слайд 10

Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы, связанные со

школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса; (гигиенические), обусловленные организацией обучения ( организационно- педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрацией, сотрудников образовательного учреждения (психолого- педагогические факторы)
Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы,

Слайд 11 Гигиенические средовые факторы
Шум;
Освещённость;
Воздушная среда;
Размер помещений

(кубатура);
Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы);
Используемые стройматериалы, краска;
Качество питьевой воды, используемой

в школе;
Пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания);
Экологическое состояние прилегающей к школе территории;
Состояние сантехнического оборудования.
Гигиенические средовые факторы Шум;Освещённость;Воздушная среда;Размер помещений (кубатура);Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы);Используемые стройматериалы, краска;Качество

Слайд 13 Учебно-организационные факторы

(зависящие в большей степени от администрации школы)
Объем учебной нагрузки,

её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям,в учебном году;
Организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
Объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц;
Особенности устава школы и норм школьной жизни;
Медицинское и психологическое обеспечение школы;
Психологический климат педагогического коллектива;
Позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Учебно-организационные факторы    (зависящие в большей степени от

Слайд 14 Психолого-педагогические факторы

(зависящие в большей степени от учителя)
Психологический

климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
Стиль педагогического общения учителя с обучающимися;
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
Степень реализации учителем индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
Особенности работы с «трудными подростками» в классе;
Личностные , психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Психолого-педагогические факторы      (зависящие в большей

Слайд 15 В результате сделан вывод, что здоровьесберегающие

технологии в образовании – это комплекс мер и систем мероприятий,

которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителя, формирование и развитие ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика – образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая ее реализацию при организации обучения.
В результате сделан вывод, что здоровьесберегающие технологии в образовании – это комплекс мер

Слайд 17 Цель

современной школы
- это подготовка детей к жизни. Каждый

щкольник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог владея педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Цель современной школы  - это подготовка детей

Слайд 24 Здоровьесберегающие технологии
это многие из

знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и методов работы, технологий,

подходов к реализации возможных проблем или постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся, включая «кризисные» возрастные периоды, социально психологические этапы и особенности обучения, поступление в школу, адаптация к условиям обучения в первом классе и при переходе в среднюю школу, обучение в классах коррекции, профессиональное самоопределение обучающихся в старших классах;
Опираться на современные научные знания в области здоровья, экологии, гигиены при выборе различных форм практической деятельности;

Здоровьесберегающие технологииэто многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и

Слайд 25учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с

ними особенности самосохранительного поведения;
учитывать условия обучения и влияние их на

состояние здоровья и развитие учащихся;
исходить из реального жизненного опыта учащихся;
ставить разнообразные жизненные проблемы, с их постепенным усложнением и определением нравственно- этических, психологических и физиолого- гигиенических критериев для выбора самосохранительного поведения;
развивать оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно культуры здоровья и самосохранительного поведения;
максимально использовать детский потенциал и готовность детей к собственным действиям по защите здоровья,всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью.


учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с ними особенности самосохранительного поведения;учитывать условия обучения и

Слайд 27 Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Подразделяются на три подгруппы:
организационно- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного

процесса, частично регламентированную в СанПиНах, и способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
психолого- педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно- воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).       Подразделяются на три подгруппы:организационно- педагогические технологии

Слайд 28 Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование,

а сформировать у детей компетентность самореализации, т.е. научить их управлять

своим здоровьем и полноценно использовать свои личностные ресурсы.
Здоровьесбережение- ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центре внимания здоровье ребенка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить ребенка к выполнению, каких- либо социальных или профессиональных функций без учета его физического, психического и интеллектуального здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.
Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а сформировать у детей компетентность самореализации, т.е.

Слайд 29Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:
новые цели образования, в которых приоритетными являются

жизнь и собственное здоровье;
новое содержание образования, в котором ведущую роль

играет ценностный аспект, а не обезличенная информация о фактах, влияющих на здоровье;
иной, по сравнению, с традиционным, характер общения, атмосфера взаимного доверия, диалог;
выбор интерактивных форм и методов обучения, предполагающих самостоятельную деятельность учащихся, направленность на самосознание и самовоспитание;
изменение содержания и методов управления на всех уровнях: внедрение рефлексивного мышления с целью развития способностей педагогов и школьников к саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации собственной деятельности, что создает психический комфорт для участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и собственное здоровье;новое содержание образования, в

Слайд 30 Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного

обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все

последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школе.
Исходя из вышесказанного, учителя должны уметь организовать свою педагогическую деятельность с позиции здоровьесбережения, корректировать содержание учебных программ, демонстрировать здоровьесберегающие методы, формы обучения и т.д., чтобы дети могли в течении учебного дня правильно распределять интеллектуальные и физические ресурсы организма, а по окончании занятий были бодры и веселы.
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития

Слайд 31 Все используемые на уроках педагогические технологии, как

правило, необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные

условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса физической активности школьников;
разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагога.
Здоровьесберегающие технологии, которые использует учитель непосредственно при организации учебной деятельности обучающихся, разделяют на организационно- педагогические, психолого- педагогические (связанные с воздействием педагога на обучающихся), учебно- воспитательные (включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся), социально- адаптирующие, личностно- развивающие (включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление здоровья обучающихся,повышение ресурсов психологической и социальной адаптации личности) и лечебно- оздоровительные технологии.
Все используемые на уроках педагогические технологии, как правило, необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта:технологии,

Слайд 33 Способы преобразования наиболее существенных элементов

здоровьесберегающего урока
Обстановка и гигиенические условия в

классе:
Учитель работает над созданием оптимальных санитарно- гигиенических условий в классе : соблюдение нормативов освещения класса и доски, осуществляет контроль за санитарно- гигиеническим состоянием кабинетов, рабочих мест обучающихся и учителя (правильное расположение парт в классной комнате), наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.
Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Способы преобразования наиболее существенных элементов          здоровьесберегающего урокаОбстановка

Слайд 34 Регламентация длительности основных видов учебной

деятельности обучающихся

Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные проводятся при изучении конкретных методик преподавания: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушанье, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и др. так, для детей младшего школьного возраста существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка и т.д. учителю необходимо понимать значимость подобной регламентации, основанной на наученных физиолого- гигиенических исследований и соблюдать их постоянно.
В течение количество уроков с применением ТСО не должно превышать для младших школьников 3-4 раза.
Регламентация длительности основных видов учебной          деятельности

Слайд 35 Смена видов деятельности на

уроке
Смена видов деятельности определяется степенью концентрации

внимания обучающихся.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников, быстро вызывают скуку. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
На начальном этапе нормой считается 4-7 видов деятельности за урок средней продолжительностью и частотой чередования различных видов учебной деятельности от 3-8 минут.
Смена видов деятельности на уроке    Смена видов деятельности

Слайд 36 Количество, чередование видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

По норме количество видов преподавания должно быть не менее трех, не позже, чем через 10-15 минут.
Таким образом, выбирая адекватные младшему школьному возрасту методы ведения урока, учитель начальных классов учитывает базовые потребности обучающихся, акцентируя свое внимание на том, какие именно возрастные особенности лежат в основе того или иного метода. Эти методы, которые превышают обучающихся из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, соображения, самооценки и взаимооценки).
Количество, чередование видов преподавания    Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа,

Слайд 37 Поза обучающихся,чередование позы

Наблюдение учителя за посадкой обучающихся, сменой поз в

соответствии с видом работы. Смена поз каждые 10-15 минут. Так, например, работая в режиме зрительно- пространственной активности, необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения («речевой маршрут» чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту)
Работая в режиме дальнего зрения ( сюжетные, предметные картинки, цифровой материал от 1-3см расположены на стенках).
Поза обучающихся,чередование позы    Наблюдение учителя за посадкой обучающихся,

Слайд 38 Наличие, место, содержание и продолжительность

оздоровительных моментов на уроке

Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляет лишь 1 классы, в которых урок должен длится 35 минут, соответственно низкой устойчивости внимания детей. Для обучающихся 2 классов рекомендуется использовать последние 10 минут для снятия утомления ( чтение литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)

Рекомендуется проводить физкультминутки на 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте, которые состоят из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.
Наличие, место, содержание и продолжительность        оздоровительных

Слайд 39 Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении

которых двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения

польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальны, если не учитываются следующие условия:
состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока(какой это предмет, в какой вид деятельности были включены обучающиеся до этого, их состояние);
обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.
Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 3 раза.

Слайд 40 Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке

На уроке учитель использует внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка, соревновательный

момент и т.п. Стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от адекватности, интерес к изученному материалу и т.п.
Учитель констатирует учебный процесс на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности обучающихся, предоставления им инициативы.
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке   На уроке учитель использует внешнюю мотивацию: оценка,

Слайд 42 Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка,

улыбка, юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное высказывание (афоризм) с

комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Норма не менее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе.
Темп и ритм урока.
Завершение урока должно быть спокойным, обучающимся дается возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует заданное на дом задание. Учитель и обучающиеся прощаются. Исключается задерживание школьников в классе после звонка ( на перемене).
Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка, улыбка, юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное

Слайд 43



Вывод: состояние здоровья подрастающего

поколения- важнейший

показатель
благополучия общества и государства.
Вывод: состояние здоровья подрастающего

Слайд 44 Литература
Методическое пособие Н.Б. Забиняк, Д.Н.Забиняк «Здоровьесберегающие

технологии в деятельности учителя начальной школы»;
Ю.В.Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы»2010г.
В.С. Лукьянова,

М.В.Годовикова «Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика»,2011г.
В.Л.Мамонтова, А.С.Титова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»,2012 г.
Фото взяты из архива «Гимназии №1»
ЛитератураМетодическое пособие Н.Б. Забиняк, Д.Н.Забиняк «Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя начальной школы»;Ю.В.Науменко «Здоровьесберегающая

Слайд 45


Спасибо за

внимание!!!

Спасибо за       внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика