Слайд 1ТЕМА 2.
Основы методологии
проектирования ИС
Лекция 3.
Проект ИС.
Особенности проектирования АЭИС.
Слайд 2Понятие проектирования ИС
Проектирование – это поиск способа создания системы, который
удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных
ограничений.
Проект – результат проектирования в виде комплекта документации, содержащей достаточное количество информации для реализации ИС.
Цель проектирования – обеспечение эффективного функционирования ИС, а также взаимодействия пользователей и разработчиков ИС.
Слайд 3Области проектирования:
проектирование объектов данных;
проектирование программ, экранных форм, отчетов;
проектирование
конкретной среды или технологии.
Уровни проектирования:
проектирование архитектуры (системы в
целом);
детальное проектирование (модулей, подсистем);
разработка спецификаций.
Слайд 5Особенности объекта внедрения
Большая система – система большой размерности, со
сложными составляющими элементами и сложными взаимосвязями между этими элементами.
Большая система
характеризуется:
многомерностью;
неопределенностью в оценке отклонений, возникающих под воздействием возмущающих сил;
неоднозначностью при выборе способа ликвидации этих отклонений.
Структурная сложность
Функциональная сложность
Информационная сложность
Поведенческая сложность
Слайд 6Технические характеристики проектов создания ИС
Различная степень унифицированности проектных решений в
рамках одного проекта;
высокая техническая сложность;
отсутствие полных аналогов;
большое
количество и высокая стоимость унаследованных приложений, функционирующих в различной среде;
необходимость интеграции унаследованных и вновь разрабатываемых приложений;
большое количество локальных объектов внедрения, территориально распределенная и неоднородная среда функционирования;
большое количество внешних взаимодействующих систем различных организаций с различными форматами обмена информацией.
Слайд 7Организационные характеристики проектов ИС
Различные формы организации и управления проектом;
большое
количество участников проекта;
разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации,
сложившимся традициям и опыту использования инструментальных средств;
значительная временная протяженность проекта;
нестабильность финансирования проекта;
высокие требования со стороны заказчика к уровню технологической зрелости организаций-разработчиков.
Слайд 8Выбор способа автоматизации экономического объекта
Поэтапная разработка АЭИС собственными силами
Внедрение готовой
информационной системы.
Слайд 9Преимущества I подхода
относительно низкая стоимость;
несущественные изменения организационной структуры;
максимальная ориентация
на реализацию бизнес-процессов предприятия;
обеспечение значительно более высокого уровня безопасности
и независимости от внешних факторов;
оперативная реакция на изменения внешней среды.
Слайд 10Условия применения I подхода
Правильный выбор архитектуры построения вычислительно-коммуникационной сети и
ориентация на профессиональные СУБД;
Использование современного инструментария;
Многозадачная инфраструктура разработки проекта;
Применение эффективных
организационно-технических средств по управлению проектом и контролю версий ИС.
Слайд 11II подход
Преимущества:
модульный принцип внедрения;
обеспечение целостности системы.
Условия применения:
готовность и возможность
предприятия адаптировать свои бизнес-процессы под требования приобретаемой информационной системы;
готовность к
единовременному вложению больших финансовых средств.
Слайд 12Выбор способа организации проектных работ
Строгое соблюдение стандартов изготовления документации в
ущерб срокам разработки ИС.
Строгое соблюдение сроков разработки за счет снижения
качества документации.
Слайд 13Результаты исследований проектов по разработке ПО
Параметры исследований:
364 корпорации;
23 тысячи
проектов по разработке ПО.
Исследования компании Standish Group,
1995 г.
Слайд 14Результаты исследований проектов по разработке ПО
Исследования компании Standish Group,
1999
Слайд 15Результаты исследований проектов по разработке ПО
Исследования компании Standish Group,
2005
Слайд 16Проблемы проектов создания ИС
Использованы материалы доклада Balestrero G. «Making Project
Management indispensable for Business Results»
Слайд 17Причины неудач
Нечеткая и неполная формулировка требований к ИС;
недостаточное вовлечение
пользователей в работу над проектом;
отсутствие необходимых ресурсов;
неудовлетворительное планирование
и отсутствие грамотного управления проектом;
частое изменение требований и спецификаций;
новизна и несовершенство используемой технологии;
недостаточная поддержка со стороны высшего руководства;
недостаточно высокая квалификация разработчиков, отсутствие необходимого опыта.
Слайд 18Проблемы проектирования
Разработчику сложно получить исчерпывающую информацию для оценки формулируемых заказчиком
требований к АЭИС.
Заказчик нередко не имеет достаточных знаний о проблемах
автоматизации обработки данных в новой технической среде, чтобы судить о возможности тех или иных новаций.
Проектировщик сталкивается с чрезмерным количеством подробных сведений о предметной области, что вызывает трудности моделирования и формализованного описания бизнес-процессов.
Спецификация проектируемой системы из-за большого объема и технических терминов часто непонятна заказчику, а чрезмерное ее упрощение не может удовлетворить специалистов-проектировщиков.
Слайд 19Понятие методологии
Методология - это учение о структуре, логической организации, методах
и средствах деятельности.
Энциклопедический словарь
Методология проектирования ИС включает:
тесно связанные,
предписанные конкретные последовательности шагов;
перечень данных, подлежащих накоплению на каждой стадии;
критерии завершения работ в контрольных точках;
решения, принимаемые при выборе между альтернативными методами проектирования;
конкретные стандарты построения информационных систем.
Слайд 20Роль методологии в проектировании ИС
Методология обеспечивает:
организационную структуру, позволяющую разработчикам
функционировать скоординированным образом;
использование общего терминологического словаря;
использование общих методов разработки;
предсказуемость результатов;
контроль
и согласованность действий.
Слайд 21
Методология реализуется через конкретные технологии.
Каждая технология поддерживается соответствующими стандартами
и методиками.
Инструментальные средства обеспечивают выполнение процессов проектирования, описанных в методиках
и стандартах.
Основа проекта ИС
Слайд 22SADT
IDEF, DFD,
ERD
IDEF0, IDEF1X, IDEF3,
ГОСТ Р 50.1.028-2001
Design IDEF,
BPWin,
BusinessStudio
Взаимосвязь компонентов проекта ИС
Слайд 23Классификация методологий
По подходу к автоматизации экономического объекта:
методология восходящего проектирования (подход
«снизу-вверх») (70-80 гг.);
методология нисходящего проектирования (подход «сверху-вниз») (80-90 гг.).
По способу
декомпозиции системы управления:
методология структурного проектирования (функционально-ориентированные);
методология объектно-ориентированного проектирования.
Слайд 25Рекомендации к применению
Восходящий подход рекомендуется для организаций с узко
специфическими потребностями в автоматизации, не нуждающихся в общем совершенствовании процессов.
Нисходящий подход рекомендуется для относительно зрелых организаций с устоявшимися бизнес-процессами, которые стремятся вложить все необходимые ресурсы в полностью законченную работу.
Слайд 26Методология управления проектированием ИС
Цель – регламентация процесса проектирования ИС и
обеспечение управления этим процессом.
Основные задачи, решению которых должна способствовать
методология проектирования корпоративных ИС:
обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации;
гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;
поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и развития системы.
Слайд 27Цели
Критерии и ограничения
Области и стадии управления проектом
Организационные и технические решения
Соблюдение
сроков
Соблюдение лимита
затрат
Соответствие
требованиям к продукту
Управление
содержанием
Управление
временем
Управление
стоимостью
Управление
качеством
Управление
отклонениями
Управление
персоналом
Управление
коммуникациями
Управление
контрактами
Достижение результата
Стандарт управления проектами: Концепция, Методика,
Операционный стандарт
Автоматизированный комплекс управления проектами: Пакеты прикладных программ календарно-ресурсного
планирования, управления документами, управления персоналом и т.д.
Стадии управления проектам:
Инициация, Планирование, Организация выполнения и контроль, анализ и регулирование, Завершение
Методология управления проектом разработки ИС
Слайд 28Способы декомпозиции системы управления
Объектная декомпозиция рассматривает структуру объектов и связей
между ними, а также поведение системы в терминах обмена сообщениями
между объектами.
Функциональная декомпозиция рассматривает структуру системы в терминах иерархии функций и передачи информации.
Слайд 29Сравнительный анализ методологий проектирования
Слайд 30Условия применения
Объектно-ориентированная методология позволяет построить более устойчивую к изменениям
систему, лучше соответствует существующим структурам организации.
Функционально-ориентированная методология применяется в случаях,
когда организационная структура находится в процессе формирования или изменения.
Слайд 31Принципы создания ИС
позволяют получить определенный экономический эффект
связаны с особенностями
компьютерной обработки данных
Слайд 32Основные принципы создания ИС
Принцип системности заключается в рассмотрении системы как
единого целого, позволяет выявить многообразные типы связей между структурными элементами,
установить направления деятельности системы и реализуемые функции.
Принцип развития заключается в том, что ИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы.
Принцип совместимости заключается в обеспечении способности взаимодействия ИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования.
Принцип стандартизации заключается в необходимости применения типовых, унифицированных и стандартизованных элементов.
Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание ИС и эффектом, получаемым в результате автоматизации.
Слайд 33Дополнительные принципы создания ИС
Принцип декомпозиции – основан на разделении системы
на части, выделении отдельных комплексов работ.
Принцип первого руководителя предполагает закрепление
ответственности при создании системы за заказчиком – руководителем предприятия, который отвечает за ввод в действие и функционирование ИС.
Принцип новых задач – поиск постоянного расширения возможностей системы, получение дополнительного эффекта за счет оптимизации управленческих решений.
Принцип автоматизации документооборота предусматривает комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от сбора до формирования управленческих решений.
Принцип автоматизации проектирования повышает эффективность самого процесса проектирования ИС за счет применения типовых проектных решений, методов и средств подготовки проектных материалов, стандартизации подходов при проектировании отдельных элементов и подсистем.
Слайд 34Организационно-технологические принципы создания ИС
Принцип абстрагирования заключается в выделении существенных аспектов
системы и отвлечения от несущественных для представления проблемы в более
простом общем виде, удобном для анализа и проектирования.
Принцип формализации заключается в применении формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов.
Принцип концептуальной общности заключается в неукоснительном следовании единой методологии на всех этапах проектирования ИС.
Слайд 35Организационно-технологические принципы создания ИС
Принцип непротиворечивости и полноты заключается в наличии
всех необходимых элементов в проектируемой системе и согласованном их взаимодействии.
Принцип
независимости данных предполагает, что модели данных должны быть спроектированы независимо от процессов их обработки, а также от их физической структуры и распределения в технической среде.
Принцип структурирования данных предусматривает необходимость иерархической организации элементов информационной базы.
Принцип доступа конечного пользователя заключается в том, что пользователь должен иметь средства доступа к данным, которые он может использовать непосредственно (без программирования).