Разделы презентаций


Проект по предмету Основы научной коммуникации на тему: Жанры научной речи

Содержание

 Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проект по предмету «Основы научной коммуникации» на тему: «Жанры научной

речи»
Выполнила
Демьянова Екатерина Дмитриевна
Группа 2 ПОБ-нач-к-в

Проект по предмету  «Основы научной коммуникации»  на тему:  «Жанры научной речи»ВыполнилаДемьянова Екатерина ДмитриевнаГруппа 2

Слайд 2 Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного

стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из

наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.
В учебнике для вузов "Культура русской речи" функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как:
• собственно научный,
• научно-информативный,
• научно-справочный,
• учебно-научный,
• научно-популярный.

 Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь

Слайд 3Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров,

соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Слайд 4Схема построения научных текстов в различных жанрах
Тезис
 утверждение, требующее обоснования; тезис

включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в

тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете)

Аргументы
(доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста

Иллюстрация
примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения

Вывод

Схема построения научных текстов в различных жанрахТезис утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о

Слайд 5Собственно-научный стиль речи
Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского

характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные

жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.
  •  Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.
  •  Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.
    В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.
В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:
– название (заголовок),
– введение,
– основная часть,
– заключение.

Собственно-научный стиль речиНаучная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это

Слайд 6Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного

произведения и соответствующая содержанию текста.  
Введение (водная часть) должно быть кратким

и точным. В нем обосновывается
– выбор темы исследования,
– описываются методы исследования,
– формулируются цели и задачи работы. 
Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.
Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста.  Введение (водная

Слайд 7Научно-информативный стиль речи
Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются: 
– реферат,
– аннотация,

конспект,
– тезисы.
Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами

речи(составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

Научно-информативный стиль речиОсновными жанрами научно-информативного стиля речи являются: – реферат,– аннотация,– конспект,– тезисы.Эти жанры научных текстов объединены общими

Слайд 8Реферат
Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации

аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.
Реферат - адекватное по смыслу

изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

РефератРеферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.Реферат -

Слайд 9Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:
1. Вступление.

Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название

исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.
3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.
4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные

Слайд 10Аннотация
Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания

и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста,

иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:
1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.
2. Адресат аннотируемого текста.
 
Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:
1. Композиция, структура первичного текста.
2. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

АннотацияАннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы,

Слайд 11Конспектирование
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого

или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия

первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. 

КонспектированиеКонспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании

Слайд 12Подготовка конспекта включает следующие этапы:
Этап 1. Выделяются смысловые части -

вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап

2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется

Слайд 13Тезисы
Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее

последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится

с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.

Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. 

ТезисыТезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение

Слайд 14
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

1. Преамбула.
2.

Основное тезисное положение.
3. Заключительный тезис.
 

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:1. Преамбула.2. Основное тезисное положение.3. Заключительный тезис. 

Слайд 15Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

• Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами

может быть представлено следующими способами:
- использованием вводных слов в начале

каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
- с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);
- использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

• Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.• Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:- использованием вводных

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика