Разделы презентаций


Л-8. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Содержание

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского Прием «Демонстрация профессионального уровня» Использование: все курсы, особенно старшие классыЗначение: мотивация, дисциплинаХод: Учитель показывает свой пример выполнения сложного (особенно творческого) задания – легче всего на примере

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Л-8. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
В-1. Логика усвоения географических

знаний
В-2. Причинно-следственных связей (псс) в обучении географии
В-3. Формирование географических закономерностей

(г.зак.)
В-4. Изучение географических фактов

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Л-8. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИВ-1. Логика усвоения географических знанийВ-2. Причинно-следственных связей (псс) в обучении географииВ-3.

Слайд 2Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Прием «Демонстрация профессионального уровня»
Использование:

все курсы, особенно старшие классы
Значение: мотивация, дисциплина
Ход:
Учитель показывает свой

пример выполнения сложного (особенно творческого) задания – легче всего на примере задач из олимпиад различного уровня, при этом ни разу не заглядывает в свой конспект
- тесты из ЕГЭ
- тесты из сборников для поступающих в ВУЗы
2. Учитель предлагает список заданий, а ученики сами выбирают для него одну из списка
– газета География «разминка»
Учащиеся убеждаются в том, насколько досконально учитель знает свой предмет
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского	Прием «Демонстрация профессионального уровня»	Использование: все курсы, особенно старшие классыЗначение: мотивация, дисциплинаХод:

Слайд 3Цель и задачи
(для чего учить?)

Содержание
(чему учить?)

Средства обучения
(с помощью чего

учить?)


Методы и формы обучения
(как учить?)


Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им.

К.Э. Циолковского
Цель и задачи(для чего учить?)Содержание (чему учить?)Средства обучения(с помощью чего учить?)Методы и формы обучения (как учить?)Константинова Т.В.

Слайд 4Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 5Знания – отражение внешнего мира, идеальное. Воспроизведение в языковой форе

объективной действительности
Знания
Теоретические
Эмпирические
(факты и представления)
Методологические
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э.

Циолковского
Знания – отражение внешнего мира, идеальное. Воспроизведение в языковой форе объективной действительностиЗнания ТеоретическиеЭмпирические(факты и представления)МетодологическиеКонстантинова Т.В. к.п.н,

Слайд 6Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 7Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 8В-1. Логика усвоения географических знаний

В-1. Логика усвоения географических знаний

Слайд 9Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Псс – основа понимания,

знания и любви к географии.

Причинно-следственная связь - связь между

явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием.
Выяснение причин образования природных, социально-экономических и экономико-географических объектов и явлений — одна из важнейших сторон в деятельности учителя географии.
Значение псс:
1. Раскрытие и усвоение псс. – основа понимания главного, существенного в географических объектах и явлениях
2. Способствуют формированию ОТД. Содержание творческой деятельности учащихся чаще всего связано с нахождением ранее неизвестных причинных зависимостей.
3. Псс. - способствуют осознанию объективных закономерностей развития и размещения как природных, так и социально-экономических объектов и явлений.
4. Ведущая роль псс в процессе познания географических закономерностей

Формирование псс происходит по схеме Причина - > следствие
Ветер (знание на основе псс) Разное давление причина - > перемещение масс воздуха следствие
Псс усваиваются учащимися хуже других эмпирических знаний, но и теоретических, т.к. из нельзя вызубрить, в них надо заробраться
Псс нельзя вызубрить – в них надо разобраться!!!
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПсс – основа понимания, знания и любви к географии. Причинно-следственная связь

Слайд 10Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-2. Причинно-следственных связей (псс)

в обучении географии
Источники знаний, используемые при установлении псс:
рассказ учителя –

частично-поисковый метод
работа с текстом учебника
работа с картой
работа с наглядными пособиями
работа с цифровыми данными
наблюдение в природе и на производстве и др.
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-2. Причинно-следственных связей (псс) в обучении географииИсточники знаний, используемые при установлении

Слайд 11Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Деятельность учителя по усвоению

псс:
Учитель должен добиваться, чтобы учащиеся:
усвоили связи, которые даны в готовом

виде (в тексте учебника, изложении учителя);
Псс, усвояемые в готовом виде:
процессы возникновения и развития, происходящие в природе,
различные стороны социальных и экономических процессов,
состояние и тенденции развития экономики различных групп зарубежных стран.
??? всегда ли эти псс усваиваются в готовом виде???
От чего это зависит???
Т.Е. усвоение в готовом виде псс-деятельность У > самостоятельное установление псс

2. учащиеся научились самостоятельно устанавливать эти связи в знакомых и новых учебных ситуациях.

В-2. Причинно-следственных связей (псс) в обучении географии

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоДеятельность учителя по усвоению псс:Учитель должен добиваться, чтобы учащиеся:усвоили связи, которые

Слайд 12Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-2. Причинно-следственных связей (псс)

в обучении географии
Этапы установления псс

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-2. Причинно-следственных связей (псс) в обучении географииЭтапы установления псс

Слайд 13Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Приемы установления псс
1. Рассматривание

псс на местных примерах (наблюдения и экскурсии):
2. Использование схем (схема

природного комплекса)
3. Использование моделей и таблиц – см. учебник Максаковского 10 кл.
4. Использование проблемных заданий
5. Использование частично-поискового метода – эвристическая беседа

Закрепление знаний о причинно-следственных связях
воспроизведение связей в первоначально усвоенном виде
самостоятельное применение знаний о связях
Овладение приемами нахождения связей требует длительного учебного времени. Оно идет на всем протяжении изучения географии в школе.

В-2. Причинно-следственных связей (псс) в обучении географии

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПриемы установления псс1. Рассматривание псс на местных примерах (наблюдения и экскурсии):2.

Слайд 14Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических закономерностей

(г.зак.)
Процесс усвоения географических закономерностей сложен т.к.
Основные теоретические знания представлены в

виде закономерностей.
Теоретические знания не могут быть усвоены одномоментно.

Закон – связи и взаимозависимость каких-нибудь явлений действительности и устойчивое отношение между явлениями – Ожегов

Закономерность – устойчивая повторяющаяся связь

Больше всего законов в физике, в экологии – 70,
географ Арманд Д.Л. – в географии нет законов, есть закономерности
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических закономерностей (г.зак.)Процесс усвоения географических закономерностей сложен т.к.Основные теоретические

Слайд 15Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических закономерностей

(г.зак.)
История:
1928 г. В.П. Семенов-Тянь-Шанский предложил ввести единые географические законы
70 гг.

ХХ в Юлиан Глебович Савушкин и др. географические законы – те, которые определяют ход географических процессов и происходят в географическом пространстве. Но попытки сконструировать такие законы провалились
- закон о многомерности географических границ
- закон самосохранения человечества
Станислав Глебович Калесник - закон целостности, зональности, ритмичности географической оболочки → вопрос географических законах и закономерностях разработан недостаточно.
Чему мы учим детей в школе?
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических закономерностей (г.зак.)История:1928 г. В.П. Семенов-Тянь-Шанский предложил ввести единые

Слайд 16Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических закономерностей

(г.зак.)
Географические закономерности
Учение о географической среде
Учение о геосистемах
Учение о конструктивной географии
Учение

о географической оболочке
Учение о географической зональности
Учение о ландшафте
Учение ПТК
Учение о ЭГП
Учение о географическом разделении труда
Учение о ТПК
Учение о территориальной организации хозяйства и общества
Учение о карте
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических закономерностей (г.зак.)Географические закономерностиУчение о географической средеУчение о геосистемахУчение

Слайд 17Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Пути формирования географических закономерностей
В-3.

Формирование географических закономерностей (г.зак.)

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПути формирования географических закономерностейВ-3. Формирование географических закономерностей (г.зак.)

Слайд 18Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических закономерностей

(г.зак.)
Приемы, используемые для усвоения г. зак
Сравнение
Сопоставление
Нахождение псс
Обобщение на протяжении всего

курса или его большого раздела! → Уроки обобщающего повторения
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических закономерностей (г.зак.)Приемы, используемые для усвоения г. закСравнениеСопоставлениеНахождение пссОбобщение

Слайд 19Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-4. Изучение географических фактов
Факт

– достоверно выясненное истинное значение.
Слово «факт» в переводе с латинского

означает «сделанное», «свершившиеся»

Значение фактов: - на их основе строятся научные теории

Группы фактов:
Факты, на основе которых базируются выводы теоретического содержания (молодые горы по высоте больше, чем старые)
Факты конкретизирующие теоретические знания (половодье выводится на основе фактов об уровне воды в реке в определенный сезон)
Факты, прямо не связанные с теоретическими знаниями, а приводимые для полноты сведений о каком-либо географическом объекте и явлении
А) величина территории объекта
Б) состав объекта (страны)
В) количественные характеристики объекта

Особенности отбора фактов - факты группируются вокруг определенных понятий
Знания фактического материала базируются на требовании «называть» - см. программу
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-4. Изучение географических фактовФакт – достоверно выясненное истинное значение.Слово «факт» в

Слайд 20Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Этапы изучения фактов
В-4. Изучение

географических фактов

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЭтапы изучения фактовВ-4. Изучение географических фактов

Слайд 21Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-4. Изучение географических фактов
Главная

задача учителя при работе с фактами: научить школьников самостоятельно находить

нужные факты
??? Почему не ставится задача усвоить факты в готовом виде

Критерии усвоенности фактов
Учащиеся факты приводят самостоятельно
Фактами учащиеся подтверждают теоретические выводы
Самостоятельно на основе фактов учащиеся делают выводы
 
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-4. Изучение географических фактовГлавная задача учителя при работе с фактами: научить

Слайд 22Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика