Слайд 1Проект
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Слайд 2Информационная карта проекта
Слайд 3Актуальность проблемы
Детский сад - это первый в жизни малыша коллектив.
Впервые ребенок отрывается от мамы, остается один с незнакомыми детьми
и взрослым. Мамина любовь – главное в жизни ребенка и страх ее потерять огромен. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.
Следует учесть и то, что у ребенка потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.
Слайд 4
Благодаря реализации данного проекта будут найдены пути по облегчению адаптации
детей к детскому саду.
И как закономерный итог ― сохранение и
укрепление здоровья детей, залог здоровья будущего общества.
ГИПОТЕЗА
Слайд 6 Задачи проекта
Создавать условия для организации
адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Внедрять эффективные
формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогической и психологической компетентности
Слайд 7Систематичности и последовательности
Оптимизации
Демократизации
Преемственности
Уважение норм и ценности семьи
Основные педагогические
принципы
Слайд 9Методы
Моделирования
Убеждения
Учебных и практических заданий
Стимулирования
Слайд 10Предполагаемый результат
Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой
и средней степени адаптации.
Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении
детей.
Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Слайд 12Основная часть проекта
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей
и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе,
которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Слайд 13Структура первой встречи специалистов ДОУ с семьей ребенка
Педагог-психолог и старший
воспитатель помогают детям, родителям, персоналу детского сада в построении взаимоотношений
через реализацию следующих задач:
Прогноз вероятной степени адаптации ребенка;
Разработка схемы введения ребенка в группу детского сада;
Консультирование родителей.
Задачи первой встречи с семьей:
Понаблюдать за поведением ребенка;
Выявить особенности семейного воспитания;
Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.
Обращаем внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество.
Слайд 14
Задачи воспитания детей на адаптационный период
Создавать для детей атмосферу психологического
комфорта.
Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому
развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
Слайд 15
План работы по адаптации детей
(для воспитателей групп раннего возраста)
Слайд 17Модель предметно-развивающей среды для детей
2-3 лет
Особенности возраста:
активное познание
окружающего мира;
освоение «орудийных» способов действий в быту, игре;
овладение активной речью;
появление
сюжетно-отобразительной игры.
Игрушки и материалы:
для развития движений;
для развития игровой деятельности;
для экспериментирования
(центр воды и песка);
для детского творчества;
развивающие игры и игрушки
(сенсорный стол, дидактические игры).
Слайд 18Повышать педагогическую и психологическую компетентность молодых родителей.
Удовлетворять индивидуальные запросы родителей
по вопросам воспитания и образования, сотрудничества со своим ребенком, возрастных
особенностей развития, методов педагогического воздействия и оздоровления ребенка в условиях семьи.
Включать родителей в единое образовательное пространство детского сада.
Задачи по работе с родителями на период адаптации:
Слайд 19
Перспективный план работы с родителями на адаптационный период
Слайд 20
Методическая работа с воспитателями
Задачи:
Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей по успешной
адаптации малышей к детскому саду;
Оказывать помощь воспитателям в установлении контактов
с детьми и их родителями;
Фиксировать внимание воспитателей на тревожные аспекты в поведении детей через метод активного наблюдения.
Слайд 21
План работы специалистов с воспитателями
Слайд 22Заключительный этап
Подведение итогов: анализ табеля посещаемости, процента заболеваемости, анализ адаптационных
листов, выявление уровней адаптации детей.
Анкетирование родителей. Анкетирование воспитателей.
Слайд 23Выводы
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду
прошла без осложнений с высоким процентом легкой степени адаптации; эмоциональное
состояние детей нормализовалось в короткие сроки.
Возросла профессиональная компетентность воспитателей групп раннего возраста. Установлен тесный эмоциональный контакт между сотрудниками, детьми и их родителями.
Внедряя эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, воспитатели и специалисты ДОУ способствовали повышению информационной культуры родителей по вопросам воспитания и образования малышей, возросла активность родителей, включенность их в единое образовательное пространство детского сада.
Слайд 25Список использованной литературы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое
пособие / Авт.- сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”,
2006. – 236 с.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
Зубова Г.Г. Первый раз в детский сад. Управление ДОУ, 2003. № 6
Слайд 26http://bt-lady.com.ua/cat-child/psychology-and-development/article-1069-problemyi-adaptatsii-v-detskom-sadu/
Проблемы адаптации в детском саду.
http://www.detsad14.ru/psychology/articles/emot_troubles.html Эмоциональные проблемы у детей
в период адаптации в детском саду.
http://volgo-mame.ru/publ/71-1-0-263
Адаптация
ребенка в детском саду .
Информационные ресурсы