Слайд 1Проектирование АОП для детей с ОВЗ
Жигорева М.В.,
 доктор педагогических наук,
                                                            
                                    
профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Проектирование адаптированной образовательной программы обучающихся
План
1.Задачи АОП
2.Этапы проектирования АОП
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Адаптированная образовательная программа (далее – АОП)
Адаптированная образовательная программа (далее –
                                                            
                                    
АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
                                    возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Задачи, которые нужно решить при разработке АОП:
определение индивидуальных потребностей ребенка
                                                            
                                    
в тех или иных материально-технических ресурсах; подбор необходимых приспособлений, организация
                                    развивающей предметно-пространственной среды;
определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования;
определение объема, содержания основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи; определение стратегии коррекционно-развивающей работы с ребенком; определение критериев и форм оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы;
определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов;
определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 5 Для обучающихся с ОВЗ образовательную программу определяет психолого-медико-педагогическая комиссия
                                                            
                                    
(ПМПК). 
В заключении ПМПК должно быть указано:
 вариант АООП начального
                                    общего образования (для первых классов 2016/17 учебного года) – ФГОС НОО ОВЗ определяет 26 вариантов АООП;
  вариант АООП обучающихся с умственной отсталостью (для первых классов 2016/17 учебного года такой категории детей) – ФГОС образования УО определяет два варианта АООП;
  АООП начального общего образования (для обучающихся во 2–4 классах глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра детей); 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6В заключении ПМПК должно быть указано:
2) форма обучения (очная, очно-заочная,
                                                            
                                    
заочная);
 3) направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог,
                                    учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог)) и иные условия. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Соглашение
1. Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка
                                                            
                                    
специалистами ДОУ, (школы). Соглашение Я, _________________________________________________, 
(Ф.И.О. родителя) 
даю согласие
                                    на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка____________________________ (Ф.И.О. ребенка) _________ группы, Класса №_____________________ специалистами МБДОУ (Образовательной организации) ______________________________________________________________
 Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре). 
Подпись родителя______________
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 81. Целевой этап (постановка целей и задач реализации АОП);
2. диагностический:
                                                            
                                    определение системы диагностического сопровождения:
 а) подготовительный (подбор методик для изучения
                                    личности ребенка, его индивидуальных особенностей); 
б) аналитический (анализ полученных в ходе диагностики результатов);
 в) методический (разработка методических рекомендаций, разно уровневых заданий, самостоятельных работ и др.); 
Этапы проектирования АОП включает:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9.
 2. Проектировочный этап, на данном этапе педагог дает рекомендации
                                                            
                                    
с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, разрабатывает программу определенного варианта,
                                    согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и др.
1)Мотивационный этап, направлен на выявление знаний, например в рамках изучаемой темы, курса, дисциплины, интереса к конкретным темам, формам работы и др.
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания индивидуальных образовательных маршрутов);
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10.
3. Технологический этап, –определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем
                                                            
                                    
обучения и воспитания; на данном этапе педагог организует аудиторную и
                                    самостоятельную работу, проводит консультации, диагностирует изменения, получает информацию, фиксирует результаты и др. 
4. Результативный этап, (формулируются ожидаемые результаты). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает:
  пояснительную записку; 
 планируемые
                                                            
                                    
результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
  систему оценки достижения
                                    планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
  учебный план;
  программы отдельных учебных предметов;
  программу коррекционной работы; 
 программу духовно-нравственного развития;
  программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий); 
 программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  программу внеурочной деятельности;
  систему условий реализации АООП. Разделы могут быть представлены в АООП последовательно, а могут быть объединены в блоки:
  целевой;
  содержательный (отдельные программы);
  организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условий реализации АООП). ( В блоке внеурочной деятельности формируемую часть составляют: коррекционно-развивающие курсы; внеурочные мероприятия.) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
В разработку АОП входит:
  проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
                                                            
                                    
 определение временных границ реализации АОП; 
 формулирование цели АОП
                                    совместно с родителями;
  определение круга задач в рамках реализации АОП; 
 определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты); 
 планирование форм реализации разделов АОП;
  определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося;
  определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13
Задачи по адаптации образовательной программы:
– компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики
                                                            
                                    
развития ребенка;
 – минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием
                                    обучения;
 – реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
 – выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги. 
В ходе подготовки условий по внедрению и реализации программы осуществляется создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места, тактильные и зрительные поддержки и др.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Задания для проверки
1. Какие направления работы составляют внеурочный блок
2. Раскройте
                                                            
                                    
определения «Специальные условия обучения детей с ОВЗ», «Безбарьерная среда».