Слайд 1Проектирование АОП для детей с ОВЗ
Жигорева М.В.,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ
Слайд 2Проектирование адаптированной образовательной программы обучающихся
План
1.Задачи АОП
2.Этапы проектирования АОП
Слайд 3Адаптированная образовательная программа (далее – АОП)
Адаптированная образовательная программа (далее –
АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Слайд 4
Задачи, которые нужно решить при разработке АОП:
определение индивидуальных потребностей ребенка
в тех или иных материально-технических ресурсах; подбор необходимых приспособлений, организация
развивающей предметно-пространственной среды;
определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования;
определение объема, содержания основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи; определение стратегии коррекционно-развивающей работы с ребенком; определение критериев и форм оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы;
определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов;
определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Слайд 5 Для обучающихся с ОВЗ образовательную программу определяет психолого-медико-педагогическая комиссия
(ПМПК).
В заключении ПМПК должно быть указано:
вариант АООП начального
общего образования (для первых классов 2016/17 учебного года) – ФГОС НОО ОВЗ определяет 26 вариантов АООП;
вариант АООП обучающихся с умственной отсталостью (для первых классов 2016/17 учебного года такой категории детей) – ФГОС образования УО определяет два варианта АООП;
АООП начального общего образования (для обучающихся во 2–4 классах глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра детей);
Слайд 6В заключении ПМПК должно быть указано:
2) форма обучения (очная, очно-заочная,
заочная);
3) направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог,
учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог)) и иные условия.
Слайд 7Соглашение
1. Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка
специалистами ДОУ, (школы). Соглашение Я, _________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя)
даю согласие
на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка____________________________ (Ф.И.О. ребенка) _________ группы, Класса №_____________________ специалистами МБДОУ (Образовательной организации) ______________________________________________________________
Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
Подпись родителя______________
Слайд 81. Целевой этап (постановка целей и задач реализации АОП);
2. диагностический:
определение системы диагностического сопровождения:
а) подготовительный (подбор методик для изучения
личности ребенка, его индивидуальных особенностей);
б) аналитический (анализ полученных в ходе диагностики результатов);
в) методический (разработка методических рекомендаций, разно уровневых заданий, самостоятельных работ и др.);
Этапы проектирования АОП включает:
Слайд 9.
2. Проектировочный этап, на данном этапе педагог дает рекомендации
с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, разрабатывает программу определенного варианта,
согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и др.
1)Мотивационный этап, направлен на выявление знаний, например в рамках изучаемой темы, курса, дисциплины, интереса к конкретным темам, формам работы и др.
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания индивидуальных образовательных маршрутов);
Слайд 10.
3. Технологический этап, –определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем
обучения и воспитания; на данном этапе педагог организует аудиторную и
самостоятельную работу, проводит консультации, диагностирует изменения, получает информацию, фиксирует результаты и др.
4. Результативный этап, (формулируются ожидаемые результаты).
Слайд 11
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает:
пояснительную записку;
планируемые
результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
систему оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
учебный план;
программы отдельных учебных предметов;
программу коррекционной работы;
программу духовно-нравственного развития;
программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу внеурочной деятельности;
систему условий реализации АООП. Разделы могут быть представлены в АООП последовательно, а могут быть объединены в блоки:
целевой;
содержательный (отдельные программы);
организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условий реализации АООП). ( В блоке внеурочной деятельности формируемую часть составляют: коррекционно-развивающие курсы; внеурочные мероприятия.)
Слайд 12
В разработку АОП входит:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
определение временных границ реализации АОП;
формулирование цели АОП
совместно с родителями;
определение круга задач в рамках реализации АОП;
определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты);
планирование форм реализации разделов АОП;
определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося;
определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.
Слайд 13
Задачи по адаптации образовательной программы:
– компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики
развития ребенка;
– минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием
обучения;
– реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
– выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.
В ходе подготовки условий по внедрению и реализации программы осуществляется создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места, тактильные и зрительные поддержки и др.
Слайд 14Задания для проверки
1. Какие направления работы составляют внеурочный блок
2. Раскройте
определения «Специальные условия обучения детей с ОВЗ», «Безбарьерная среда».