Разделы презентаций


Проектирование ИОМ для  слепых и слабовидящих обучающихся

Содержание

Слепые (незрячие)- этоСлепые — люди с полностью или почти полностью отсутствующим зрением (со светоощущением).Слепыми люди бывают от рождения или приобретают слепоту в результате травм, болезней. В случае слепоты человек становится и признается инвалидом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проектирование ИОМ для  слепых и слабовидящих обучающихся
Беляева Ольга Леонидовна доцент,

кандидат педагогических наук

Проектирование ИОМ для  слепых и слабовидящих обучающихсяБеляева Ольга Леонидовна доцент, кандидат педагогических наук

Слайд 2Слепые (незрячие)- это
Слепые — люди с полностью или почти полностью отсутствующим

зрением (со светоощущением).
Слепыми люди бывают от рождения или приобретают слепоту в результате

травм, болезней.
В случае слепоты человек становится и признается инвалидом.
Слепые (незрячие)- этоСлепые — люди с полностью или почти полностью отсутствующим зрением (со светоощущением).Слепыми люди бывают от рождения или приобретают

Слайд 3Слабовидящие- это
дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с

использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а

также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие.
Слабовидящие- этодети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05

Слайд 4Основные группы лиц с нарушениями зрения
Слабовидящие тяжелой, средней и слабой

степени слабовидения;
Лица с пониженным зрением;
Нарушения полей зрения;
Амблиопия и косоглазие

Основные группы лиц с нарушениями зренияСлабовидящие тяжелой, средней и слабой степени слабовидения;Лица с пониженным зрением;Нарушения полей зрения;Амблиопия

Слайд 5Цель ИОМ для слепых и слабовидящих обучающихся:
создание условий для получения

качественного образования слепыми обучающимися по разным вариантам АООП, определенным Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы, в ходе дальнейшего образования обучающихся.
Цель ИОМ для слепых и слабовидящих  обучающихся:создание условий для получения качественного образования слепыми обучающимися по разным

Слайд 6Задачи ИОМ для слепых обучающихся
Создание условий для освоения всех компонентов

АООП
Всестороннее развитие.
Развитие компетенций и компетентностей, определяемых особыми образовательными потребностями
Развитие

личности обучающегося в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости

Осуществление коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности

Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности

ЗАДАЧИ

Задачи ИОМ для слепых обучающихсяСоздание условий для освоения всех компонентов АООПВсестороннее развитие. Развитие компетенций и компетентностей, определяемых

Слайд 7Движение в соответствии с ИОМ

Движение в соответствии с ИОМ

Слайд 9Часть 2

Часть 2

Слайд 10Целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов

(в том числе и остаточного зрения);
Целенаправленное руководство осязательным и

зрительным восприятием;
профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;
Использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся

Особые образовательные потребности слепых детей и учет их на уроках

Всю наглядность иметь в барельефе, муляжах, натуральных предметах, предоставлять аудиозаписи, тифлокомментарии;
Помогать ученику ощупывать предмет, обращать внимание на детали;
Сокращать длинные высказывания ученика, вежливо останавливать (не давать расплываться в ответе); убеждаться, что ученик под словом правильно понимает стоящий за ним предмет, действие, характеристику и т.д.
Приводить материал урока в алгоритмизированный продукт, систему, схему и др.);

Целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения); Целенаправленное

Слайд 11Развитие логических приемов переработки учебной информации; развитие полисенсорного восприятия предметов

и объектов окружающего мира;
Обеспечение доступности учебной информации для тактильного

и слухового восприятия слепыми обучающимися, в том числе с остаточным зрением;
Учет при организации обучения, воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок;
Тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;

Особые образовательные потребности слепых детей и деятельность учителя

Целенаправленное руко- водство осязательным и зрительным восприятием ученика;
Подумайте, если бы Вы не видели материал урока, как бы Вы смогли его понять и запомнить?
Пользоваться рекомендациями врачей из ИПРА, рекомендаций ПМПК

Развитие логических приемов переработки учебной информации; развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; Обеспечение доступности учебной

Слайд 12Целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;


Целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
Создание условий для

развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности;
Развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
Создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности

Особые образовательные потребности слепых детей и их учет на уроках

В помещении, где проходит урок, на парте;
До урока, после, в столовой, на трудовых мероприятиях;
Физпаузы, организация перемен, офтальмоминутки; проговаривать периодически, что делают одноклассники;
Развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в групповых, парных (доступных) видах деятельности;
давать образцы высказываний, рассуждений; предоставлять слово ученику

Целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве; Целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

Слайд 13Соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
Рациональное чередование тактильной

и зрительной (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузки со

слуховым восприятием учебного материала;
Учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности и уровня развития обучающихся;
Постановка и реализация коррекционных целей на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях

Требования к организации процесса обучения слепых

Соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); Рациональное чередование тактильной и зрительной (у слепых обучающихся с остаточным

Слайд 14Обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного

зрения и/или осязания);
Введение в первом и втором классах дополнительной

физкультминутки;
Введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие тактильного и зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) напряжения и профилактику зрительного утомления (у слепых обучающихся с остаточным зрением);
Соблюдение регламента тактильных и зрительных (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузок

Требования к организации процесса обучения слепых

Обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания); Введение в первом и

Слайд 15необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся;
необходимость использования

специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);


обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); учет офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и др.);

Требования к организации процесса обучения слабовидящих

необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся; необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся

Слайд 16чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
использование приемов,

направленных на снятие зрительного напряжения;
использование специальных учебников и учебных

принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;
использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;
использование оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящего обучающегося;
преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных в соответствии со зрительными возможностями слабовидящих обучающихся.

Требования к организации процесса обучения слабовидящих

чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; использование специальных

Слайд 17Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения
Часть 3

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зренияЧасть 3

Слайд 18Крупный шрифт
Высота букв
Индивидуальные пособия
Зрительные гимнастики
Ограничение физических нагрузок
Осанка, место в классе
Зрительная

нагрузка
Миопия высокой степени
Миопия (близорукость) - нарушение зрения, при котором

плохо видят вдаль и хорошо - на близком расстоянии.
Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 диоптрий, среднюю - 6.0 диоптрий, высокую - свыше 6.0 диоптрий.
Иногда миопия прогрессирует непрерывно, достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 диоптрий), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной - миопической болезнью.

Крупный шрифтВысота буквИндивидуальные пособияЗрительные гимнастикиОграничение физических нагрузокОсанка, место в классеЗрительная нагрузка Миопия высокой степениМиопия (близорукость) - нарушение

Слайд 19Контрастность изобразительного материала: 80-100% с выделением существенных признаков
Освещенность поверхности рабочего

стола – 500 лк, при работе с мелкими деталями 1500

лк.
Допустимая зрительная нагрузка- 10 минут, с отдыхом не менее 10 минут
Исключить занятия в жару, в темных помещениях, на солнце
Ограничение физических нагрузок

Глаукома

Глауко́ма — большая группа глазных заболеваний, характеризующаяся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления выше приемлемого для данного человека уровня с последующим развитием типичных дефектов поля зрения, снижением остроты зрения и атрофией зрительного нерва.
Различают две основные формы глаукомы: открытоугольная и закрытоугольная.

Контрастность изобразительного материала: 80-100% с выделением существенных признаковОсвещенность поверхности рабочего стола – 500 лк, при работе с

Слайд 20Цветоконтрастность пособий и объектов 80-100%
Цветонасыщенность 80-90%
Зрительные гимнастики
Освещенность стола 500-1000 лк
Допустимая

нагрузка на занятии 10-15 мин. с частым отдыхом 2-3 мин.
Снижение

темповой нагрузки на 60%

Атрофия зрительного нерва

Атрофия зрительного нерва — это истончение и разрушение нервных волокон зрительного нерва, уменьшение количества ганглиозных клеток сетчатки, которые генерируют нервные импульсы и передают их от глаза в головной мозг. Повреждение нервных волокон происходит в результате их воспаления, отёка, сдавления, нарушения кровообращения, повреждения и замещения соединительной тканью.

Цветоконтрастность пособий и объектов 80-100%Цветонасыщенность 80-90%Зрительные гимнастикиОсвещенность стола 500-1000 лкДопустимая нагрузка на занятии 10-15 мин. с частым

Слайд 21Контрастный фон на тех участках, где встречается красный, белый, зеленый

цвета
Цветонасыщенность 70-100%
Зрительные гимнастики
Освещенность стола 800-1200 лк
Допустимая нагрузка на занятии 10-15-20

мин.
Цветоконтрастность- 80-95%

Врожденные аномалии развития глаз

Аномалии развития глаза – наследственные или врожденные пороки развития органа зрения, приводящие к неправильной закладке отдельных структур и глазного яблока в целом. Характерно изменение размеров глазного яблока вплоть до его полного отсутствия, недоразвитие роговицы, радужной оболочки, стекловидного тела, хрусталика и других отделов.

Контрастный фон на тех участках, где встречается красный, белый, зеленый цветаЦветонасыщенность 70-100%Зрительные гимнастикиОсвещенность стола 800-1200 лкДопустимая нагрузка

Слайд 22Загруженность перцептивного поля 7-10 объектов
Цветонасыщенность 70-100%
Ограничение физической нагрузки
Освещенность стола 1000-1500

лк
Допустимая нагрузка на занятии 15-20 мин. с перерывами в 203

мин.
Цветоконтрастность- 90-100%

Патология сетчатки

Патология сетчатки - нарушение внутренней оболочки глаза, наиболее часто встречаются при сосудистых (острая непроходимость центральной артерии и вены сетчатки и их ветвей, ретинопатии) воспалительных (ретиниты) и дистрофических (пигментная, склеротическая дегенерация сетчатки) заболеваниях глаз. Часто патология сетчатки является следствием нарушения общего состояния организма.

Загруженность перцептивного поля 7-10 объектовЦветонасыщенность 70-100%Ограничение физической нагрузкиОсвещенность стола 1000-1500 лкДопустимая нагрузка на занятии 15-20 мин. с

Слайд 23ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛ
Косогла́зие — отклонение зрительных осей от направления на рассматриваемый

объект, при котором нарушается скоординированная работа глаз и затрудняется фиксация

обоих глаз на объекте зрения.
Виды косоглазия:
сходящееся (часто сочетается с дальнозоркостью), когда глаз направлен к переносице;
расходящееся косоглазие (часто сочетается с близорукостью), когда глаз направлен к виску;
вертикальное (в случае, если глаз косит вверх или вниз).

Косоглазие

ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛКосогла́зие — отклонение зрительных осей от направления на рассматриваемый объект, при котором нарушается скоординированная работа глаз

Слайд 24ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛ
Не переутомлять глаза, устраивая переменки в зрительной работе;
регулярно

выполнять упражнения зрительной гимнастики;
обеспечить достаточное и равномерное освещение рабочего места.

Гиперметропия

(дальнозоркость)
ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛНе переутомлять глаза, устраивая переменки в зрительной работе;регулярно выполнять упражнения зрительной гимнастики;обеспечить достаточное и равномерное

Слайд 25Часть 4. Кадровые и материально – технические условия
Учителя по профилю

подготовки «Образование лиц с нарушением зрения», «Тифлопедагогика»
Тьютор должен иметь высшее

профессиональное образование по направлению

Педагог-психолог по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ

Учитель-логопед по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

Тифлопедагог должен иметь высшее профессиональное образование в области тифлопедагогики

Ассистент должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки

Часть 4. Кадровые и материально – технические условияУчителя по профилю подготовки «Образование лиц с нарушением зрения», «Тифлопедагогика»Тьютор

Слайд 26Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 27Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 28Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 29Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 30Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 31Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 32Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 33Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слепых обучающихся

Слайд 34Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слабовидящих обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слабовидящих обучающихся

Слайд 35Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слабовидящих обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слабовидящих обучающихся

Слайд 36Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слабовидящих обучающихся

Специальное оборудование, применяемое для реализации образования для слабовидящих обучающихся

Слайд 37ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАБЛИЧКИ, МНЕМОСХЕМЫ
Мнемосхема – тактильное табло, представляющее собой схему движения по

кабинетам в учреждении. Все необходимые надписи выполнены в виде плоско-выпуклых

элементов и дублируются шрифтом Брайля.  

Рельефные знаки и таблички со шрифтом Брайля применяются как информационные указатели рядом с дверьми внутри здания, на дверях кабинетов. 

Средства отображения информации, с помощью которых люди с ограниченными возможностями здоровья получают информацию о доступности объектов, схемах перемещения, путях эвакуации и пр. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАБЛИЧКИ, МНЕМОСХЕМЫМнемосхема – тактильное табло, представляющее собой схему движения по кабинетам в учреждении. Все необходимые надписи выполнены

Слайд 38КОНРАСТНАЯ МАРКИРОВКА

КОНРАСТНАЯ МАРКИРОВКА

Слайд 39Позволяет слабовидящим людям получать информацию о наличии препятствия (контрастные круги

на дверях, контрастные полосы на ступенях, и пр.)

КОНРАСТНАЯ МАРКИРОВКА

Позволяет слабовидящим людям получать информацию о наличии препятствия (контрастные круги на дверях, контрастные полосы на ступенях, и

Слайд 40ТАКТИЛЬНАЯ ПЛИТКА

ТАКТИЛЬНАЯ ПЛИТКА

Слайд 41ТАКТИЛЬНАЯ ПЛИТКА
Позволяет слабовидящим людям получать информацию о направлении движения (на

улице и в помещении), наличии препятствий (двери, дорога, ступени)
На

улице

В помещении

ТАКТИЛЬНАЯ ПЛИТКАПозволяет слабовидящим людям получать информацию о направлении движения (на улице и в помещении), наличии препятствий (двери,

Слайд 42ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛ
Требования к организации пространства
Безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:

определенное

предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям,

отсутствие выступающих углов и др.); оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых с остаточным зрением школьных помещений специальными зрительными ориентирами ;
слуховыми уличными ориентирами: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом;
соблюдение необходимого для слепого обучающегося со светоощущением или остаточным зрением светового режима.


Доступность образовательной среды, что предполагает:

использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся;
использованием оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;
наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефноточечным шрифтом;
обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации в том виде, в котором ученик может ею воспользоваться.

ДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛТребования к организации пространстваБезопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к

Слайд 43https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-slepyx-obuchayushhixsya/
Проглядова Г. А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика:

учебное пособие; Красноярс.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. – 180 с.
Группа

компаний «Исток-Аудио» istok-audio.com/about/ Каталог для незрячих и слабовидящих

Список источников

https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-slepyx-obuchayushhixsya/ Проглядова Г. А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие; Красноярс.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2019.

Слайд 44Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика