Разделы презентаций


Проектирование на уровне образовательной системы презентация, доклад

Содержание

С проектированием на уровне образовательной системы,вероятно, пришлось встретиться каждому педагогу, т.к. освоения способов проектной деятельности потребовала смена статуса образовательных организаций (ОО). В массовом масштабе сады/ясли превратились в дошкольные образовательные организации, школы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проектирование на уровне образовательной системы
Направленность проектируемых изменений, стратегии проектирования, педагогическая

система, ее компоненты, направления инновационных преобразований.
Уровни инноваций

Проектирование на уровне образовательной системыНаправленность проектируемых изменений, стратегии проектирования, педагогическая система, ее компоненты, направления инновационных преобразований. Уровни

Слайд 2С проектированием на уровне образовательной системы,
вероятно, пришлось встретиться каждому педагогу,

т.к. освоения способов проектной деятельности потребовала смена статуса образовательных организаций

(ОО).

В массовом масштабе сады/ясли превратились в дошкольные образовательные организации, школы — в гимназии, профессионально-технические училища — в лицеи. Вчерашние институты стали университетами, а институты повышения квалификации — академиями.

С проектированием на уровне образовательной системы,вероятно, пришлось встретиться каждому педагогу, т.к. освоения способов проектной деятельности потребовала смена

Слайд 3В соответствии со сложившейся социальной практикой отмечается
направленность проектируемых изменений на

развитие, модернизацию, реформирование образовательных систем.

Развитие — целенаправленный процесс, во многом протекающий

по внутренним законам, ведущий к изменениям, в ходе которых появляются некие необратимые состояния образовательной системы.

Проектирование развития объекта предполагает действия, поддерживающие естественную логику развития системы, устраняющие или смягчающие неблагоприятные условия, препятствующие развитию.

В соответствии со сложившейся социальной практикой отмечаетсянаправленность проектируемых изменений на развитие, модернизацию, реформирование образовательных систем.Развитие — целенаправленный процесс,

Слайд 4Реформирование -
целенаправленное вмешательство в развитие системы (процесса) с целью преобразования,

качественного изменения в заданном направлении.

Проекты, направленные на реформирование (изменение

формы существования) образовательной системы, могут в итоге оказаться деструктивными, что потребует комплексной предварительной экспертизы.

Модернизация - приведение образовательной системы в соответствие с новыми требованиями на основе ее усовершенствования.

Реформирование -целенаправленное вмешательство в развитие системы (процесса) с целью преобразования, качественного изменения в заданном направлении. Проекты, направленные

Слайд 5Таким образом, педагогическое проектирование может быть направлено:
на создание принципиально новой

системы (инновационное проектирование),
на смену статуса (переход существующей системы в

новое качество),
историко-культурную реконструкцию или современную модификацию путей развития существующей системы.

При этом предметом проектирования может оказаться система в целом, ее отдельные компоненты, свойства (открытость, гуманитарность, демократичность), системные качества (целостность, интегративность).

Часто проектная деятельность преемственно переходит с уровня на уровень: от создания концепции к разработке и внедрению содержательной и процессуальной сторон жизнедеятельности образовательной системы.

Таким образом, педагогическое проектирование может быть направлено:на создание принципиально новой системы (инновационное проектирование), на смену статуса (переход

Слайд 6В процессе проектной деятельности формируется ситуация ценностного выбора
От позиции, которую

займет педагогический коллектив и руководство, зависит рассмотрение проектируемой системы как

теоретического конструкта или как «живого», развивающегося по своим законам организма.
От самоопределения участников проектной деятельности по этому вопросу зависит стратегия проектирования.
В одном случае изначально будет задана обслуживающая функция людей относительно становления системы, сконструированной вне их жизненных смыслов и образовательных потребностей.
В другом система станет развиваться в проектном режиме, исходя из естественных закономерностей внутреннего созревания нового качества людей и отношений, создающих энергию, питающую социально-педагогические процессы, разворачивающиеся в ОО.

В процессе проектной деятельности формируется ситуация ценностного выбораОт позиции, которую займет педагогический коллектив и руководство, зависит рассмотрение

Слайд 7Понимание образовательной системы как совокупного субъекта проектной деятельности заставляет
по-иному

взглянуть на природу и логику проектирования.

Исчезает противопоставление «субъект—объект» проектной

деятельности.

Определение миссии, или социально-культурного назначения, проекта оказывается тесно связанным с прояснением смыслов жизнедеятельности образовательной системы как субъекта своего функционирования и развития.

Понимание образовательной системы как совокупного субъекта проектной деятельности заставляет по-иному взглянуть на природу и логику проектирования. Исчезает

Слайд 8У участников проекта возникает необходимость ответить на вопрос:
зачем образовательная система

нужна окружающей среде и людям?

Чтобы обеспечить равные стартовые возможности

в жизни детям, которые придут туда учиться.
Чтобы выращивать гимназическую элиту для престижных вузов.
Чтобы развивать творческие возможности учащихся в зависимости от их интересов и потребностей.
Чтобы готовить победителей международных олимпиад.
Чтобы создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
Чтобы оказывать помощь в интеграции детей и подростков с проблемами в социальную среду.

У участников проекта возникает необходимость ответить на вопрос:зачем образовательная система нужна окружающей среде и людям? Чтобы обеспечить

Слайд 9Проектная деятельность, связанная с развитием или модернизацией
образовательной системы, как правило,

следует определенной культурной традиции.
В самом деле, если в качестве

цели ОО намечено спроектировать лицей, следует определиться, каким именно он будет в сравнении с уже существующими (или существовавшими) в истории образования аналогичными моделями.
Классическим лицеем, организованным по типу древнегреческого Ликея в Афинах? Техническим лицеем, соответствующим современным европейским образцам? Или ОО, продолжающей традиции Царскосельского, Демидовского и других российских лицеев?
Если в ценностном, содержательном, педагогическом отношениях в проектном замысле не будет содержаться ничего общего ни с одним культурным аналогом, то почему предполагается проектировать именно лицей?
Может быть, целесообразнее вести речь о создании хорошей школы?

Если образовательная система явно имеет историко-культурные аналоги, необходимо тщательно с ними ознакомиться.

Проектная деятельность, связанная с развитием или модернизациейобразовательной системы, как правило, следует определенной культурной традиции. В самом деле,

Слайд 10Ориентация на исторический аналог обеспечивает преемственность в развитии педагогической культуры
Например,

при создании современных кадетских корпусов, женских гимназий, школ национальных культур

обычно серьезно изучаются:
традиции, которые исторически сложились в деятельности этих ОО;
причины, по которым данный тип ОО прекратил существование.

Это помогает в отборе направления и содержания работы, определении принципов, методов обучения и воспитания, регламента жизнедеятельности ОО, подготовке соответствующих кадров.
Тем самым система обретает надлежащий культурный контекст.

Ориентация на исторический аналог обеспечивает преемственность в развитии педагогической культурыНапример, при создании современных кадетских корпусов, женских гимназий,

Слайд 11Если речь идет о проектировании образовательной системы ОО,
не имеющей исторических

аналогов, или заведомо инновационной, достаточно проанализировать актуальный контекст ее развития.



Так, построение «школы равных возможностей» требует рассмотрения не только психолого-педагогического, но и социально-экономического представления о том, что такое в современном обществе «равные возможности», в каком реальном диапазоне их можно обеспечить.

Если речь идет о проектировании образовательной системы ОО,не имеющей исторических аналогов, или заведомо инновационной, достаточно проанализировать актуальный

Слайд 12На начальном этапе преобразования выясняется,
что именно хотелось бы иметь проектировщикам

в качестве проектного продукта: результата функционирования и развития системы, что

будет транслироваться вовне:
новый тип отношений,
стиль поведения,
уровень образованности,
мировоззрение,
учебные (научные) традиции,
сама образовательная модель.

Из-за разнообразия интересов субъектов, имеющих отношение к образовательной системе, эти задачи могут быть противоречивы, но ни одну из них нельзя отбрасывать; надо найти оптимально приемлемые решения или возможности расширения проектных положений.

На начальном этапе преобразования выясняется,что именно хотелось бы иметь проектировщикам в качестве проектного продукта: результата функционирования и

Слайд 13Проектировать современную образовательную систему невозможно
без осмысления свойств системности, целостности, синергийности;

понятия о режиме развития и функционирования системы.

Формирование системного представления

об объекте означает выделение:
компонентного состава и структуры (иерархии компонентов в совокупности со связями между ними);
установление функционального назначения каждого из компонентов и системообразующего фактора (внутреннего механизма, способного переводить систему в новое качество).

Важно также представить контекст жизнедеятельности системы и способы ее связи с окружающей средой.

Проектировать современную образовательную систему невозможнобез осмысления свойств системности, целостности, синергийности; понятия о режиме развития и функционирования системы.

Слайд 14Пример: чтобы проектировать школу-лабораторию, необходимо понимать,
из каких «частей» она должна

состоять.
Что нового по сравнению с обычной школой в ней

появится: специалисты, организационные структуры, учебные программы, способы обучения?
Что именно превратит ОО в лабораторию: приказ по районному управлению образования, дополнительные ставки для научного руководителя и методистов; изменение уровня компетентности кадров, появление методических кафедр, новое отношение учителей и учащихся к образовательному процессу?
Каким образом появление исследовательских функций в деятельности педагогов и учащихся повлияет на жизнедеятельность школы и ее отношения с другими образовательными и административными структурами.
Чтобы развивать высшее учебное заведение как гуманитарную систему, необходимо иметь структурную модель гуманитарного качества, чтобы она могла «прорасти» сквозь все компоненты этой системы.


Пример: чтобы проектировать школу-лабораторию, необходимо понимать,из каких «частей» она должна состоять. Что нового по сравнению с обычной

Слайд 15Структура любой образовательной системы
на уровне выделения ее компонентов может быть

выстроена по разным основаниям.

Проектные усилия приоритетно могут быть ориентированы

на:
развитие организации (структурно-функциональных связей внутри ОО);
учебно-методической системы, системы управления и образовательного пространства;
ОО как качественно определенной целостности. Например, классической гимназии или технического университета.

Однако в любом случае при проектировании структуры нужно следовать правилу изоморфности структуры системы ее функциям: развитию системы может в равной степени мешать как недостаток, так и избыточность структурных компонентов.

Структура любой образовательной системына уровне выделения ее компонентов может быть выстроена по разным основаниям. Проектные усилия приоритетно

Слайд 16Если обратиться к аналогии,
то в здоровом живом организме природа не

предполагает наличия органов, выполняющих аналогичные функции и действующих не по

принципу дополнения, а по принципу конкуренции.
Так и внутри системы ОО или образовательного пространства не должно быть лишних структурных образований, дублирующих функции. В противном случае возникает некое социально-психологическое напряжение или начинают действовать не педагогические, а иные отношения, направленные на выживание сильнейшего.
Если для ситуации развития рынка образовательных услуг это естественно, то при целевой установке на гуманизацию образовательного пространства это нарушает исходный смысл проектировочной деятельности.
Если обратиться к аналогии,то в здоровом живом организме природа не предполагает наличия органов, выполняющих аналогичные функции и

Слайд 17«Набора» компонентов образовательной системы должно хватить для того,
чтобы обеспечить логику

развертывания во времени и пространстве педагогических процессов, направленных на выполнение

миссии и функций ОО относительно конкретных людей и среды, вовлеченных в орбиту его жизнедеятельности.

Увеличение или уменьшение числа этих компонентов (учебные предметы, службы поддержки, органы управления) не может быть произвольным.

Желая в рамках проектирования ввести в учебный план новый предмет или сократить часы на изучение какой-то дисциплины, это следует обосновать, учитывая прогноз возможных последствий.

«Набора» компонентов образовательной системы должно хватить для того,чтобы обеспечить логику развертывания во времени и пространстве педагогических процессов,

Слайд 18В зависимости от стратегии проектные действия,
направленные на обеспечение структурной полноты

системы, выстраиваются по-разному.
В одном случае сначала моделируется идеальная, по

мнению создателей проекта, структура. Основа в данном случае - концепция, созданная учеными «по заказу», или заимствованная модель. После этого проектируются организационные и содержательные пути «материализации» структуры. К ним относятся:
создание нормативных документов, позволяющих открывать новые советы, центры, лаборатории;
целевая подготовка специалистов (школьных психологов, валеологов, социальных работников) «под соответствующие структуры»;
разработка функционала;
организация опытной и(или) экспериментальной работы.

Далее следуют конкретизация проектных целей и описание того состояния, к которому следует для их достижения привести образовательную систему с учетом выделенных компонентов; определение основных направлений движения как в целом для системы, так и для каждого базового элемента ее структуры.

В зависимости от стратегии проектные действия,направленные на обеспечение структурной полноты системы, выстраиваются по-разному. В одном случае сначала

Слайд 19Серьезным проектным риском является работа «вне поля смыслов» людей,
непосредственно призванных

стать исполнителями привнесенного извне или из другого контекста замысла.

Есть

вариант несовпадения реальных условий с условиями, необходимыми для «идеально» задуманного проекта.

Проект как бы опережает ситуацию или не соответствует ей.

Серьезным проектным риском является работа «вне поля смыслов» людей,непосредственно призванных стать исполнителями привнесенного извне или из другого

Слайд 20При выборе стратегии проектного «выращивания» изменений у инициаторов проекта вначале

существует
только целостное, неструктурированное представление о желаемом состоянии системы, общих

принципах, по которым будет проходить совместная преобразовательная деятельность в ее генеральном направлении.

В этом случае проектируется не конечный продукт, а условия, при которых он может появиться.

Данная стратегия подразумевает тщательное улавливание и интерпретацию в соответствии с проектными целями любых изменений, выявление развивающихся позитивных тенденций; создание в соответствии с ними внутри системы новых поддерживающих структур.

При выборе стратегии проектного «выращивания» изменений у инициаторов проекта вначале существует только целостное, неструктурированное представление о желаемом

Слайд 21От организаторов проектной деятельности требуется такое качество, как «практико-чувствительность» (В.

Е. Радионов)
В ходе проектирования из множества вариантов, которые отрабатываются параллельно,

постепенно все более четко проступает новый «облик» образовательной системы.

В этом облике отражаются ее новые потребности и интересы как субъекта собственного преобразования.

Закрепляются новые ценности, отношения, традиции, связи, направления деятельности, которые по мере отбора и испытания временем институциализируются на уровне создания соответствующих концептуальных разработок, нормативных документов, программ, нормирующих предписаний, технологий, позволяющих воспроизводить проектные результаты в вариативных условиях.

От организаторов проектной деятельности требуется такое качество, как «практико-чувствительность» (В. Е. Радионов)В ходе проектирования из множества вариантов,

Слайд 22Примером проектирования гуманитарного качества школы как образовательной системы может служить


кропотливая работа, проводимая в течение ряда лет одной из школ-лабораторий

Санкт-Петербурга (школа № 564)).
Стартовым шагом стало решение всем коллективом проблемы гуманитарности как способа бытия в профессии.
Диагностика актуальных ценностно-смысловых установок учителей показала, что подлинно гуманитарную позицию занимают далеко не все. Это вызвало интерес и желание проникнуть в «секреты» гуманитарности профессиональной деятельности и внутришкольных отношений.
При этом в качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что динамика ценностных ориентации в сторону гуманитарных проявлений приведет к изменению позиции педагогов, а это, в свою очередь, повлечет изменения в способах профессиональных действий и системе отношений.

Примером проектирования гуманитарного качества школы как образовательной системы может служить кропотливая работа, проводимая в течение ряда лет

Слайд 23На основании глубинной работы,
ход которой постоянно рефлексировался и корректировался администрацией

и творческими группами педагогов, содержание жизнедеятельности школы в итоге претерпело

качественные изменения, которые коснулись не столько формальной стороны, сколько целостного контекста образовательного процесса.

В итоге целенаправленных преобразований из недр одной образовательной системы (вполне благополучной и до этого) постепенно проросла качественно иная (такой вид проектирования, существенно отличающийся по смыслу от классически принятого, некоторые исследователи называют нетрадиционным (В.Е. Радионов).

На основании глубинной работы,ход которой постоянно рефлексировался и корректировался администрацией и творческими группами педагогов, содержание жизнедеятельности школы

Слайд 24Трактовка развивающейся организации как целостного живого организма предполагает, что содержание

такого обучения
должно обеспечивать подготовку внутри образовательной системы групп, способных

к генерации новых идей и одухотворению ими всего коллектива; к формированию своеобразного иммунитета (форм защиты) от неблагоприятных внешних и внутренних влияний.

Групп, готовых к воспроизведению основных «продуктов» жизнедеятельности, т.е. к сохранению преемственности результатов работы; умеющих осуществлять связь системы с окружающей средой и обеспечивать ее успешное продвижение в образовательном пространстве.

Трактовка развивающейся организации как целостного живого организма предполагает, что содержание такого обучения должно обеспечивать подготовку внутри образовательной

Слайд 25В условиях проектной деятельности не менее важной становится
подготовка внутри образовательной

системы групп для (само)экспертизы различного уровня и направленности:

историко-культурной (соответствие той

или иной модели ОО культурно-образовательным эталонам);

гуманитарной (соответствие «человеческому измерению»);

потребительской (ориентация на запросы всех, кого затрагивает качество образовательных услуг).

Все это свидетельствует о целесообразности введения в контекст проектирования образовательных систем понятия «обучающаяся организация».

В условиях проектной деятельности не менее важной становитсяподготовка внутри образовательной системы групп для (само)экспертизы различного уровня и

Слайд 26Определения понятия «образовательная система»:
Образовательная система — это совокупность образовательных программ,

удовлетворяющих запросы определенных групп населения на данной территории и обеспечивающих

стабильность результатов образовательной деятельности (О. Е. Лебедев).
Образовательная система — это специально выстраиваемая силами общества и государства в соответствии с историческим и социокультурным контекстом система сохранения, воспроизводства и развития Человеческого Качества.
Образовательная система - это специально организованная система, предназначенная включить человека в культуру (прошлую, настоящую, будущую), придать эволюции культуры безопасный ход, т.е. выработать, сформировать определенную готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области (В. Е. Радионов).

Как будут различаться стратегии проектирования в зависимости от выбора того или иного определения? Что будет приоритетно являться предметом преобразования в каждом из вариантов?


Определения понятия «образовательная система»:Образовательная система — это совокупность образовательных программ, удовлетворяющих запросы определенных групп населения на данной

Слайд 27Педагогическая система
- это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при

изменениях.

Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности),

система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

Педагогическая система- это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый

Слайд 28 Компоненты педагогической системы (профессор В.П. Беспалько ):
1) обучающиеся;
2) цели обучения

(общие и частичные);
3) содержание обучения;
4) процессы обучения;
5) обучающие (или технические

средства обучения);
6) организационные формы образовательного процесса.

Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации.


Компоненты педагогической системы (профессор В.П. Беспалько ): 1) обучающиеся;2) цели обучения (общие и частичные);3) содержание обучения;4)

Слайд 29 Компоненты педагогической системы (профессор В.П. Беспалько ):
Важными компонентами педагогической системы

являются также:
1) результаты;
2) управление образовательным процессом;
3) технология.

Направления и уровни

педагогических инноваций
Инновации - это изменения внутри системы. Под педагогии подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему.
Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.


Компоненты педагогической системы (профессор В.П. Беспалько ): Важными компонентами педагогической системы являются также:1) результаты;2) управление образовательным

Слайд 30Цель педагогического воздействия является системообразующим
(определяющим) элементом педагогической системы, одним

из главных звеньев педагогической деятельности.
С цели начинается отбор компонентов

деятельности, их расположение и их соединение в единое целое. От нее зависят такие компоненты как содержание и средства получения результатов.
Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.
Согласно психофизиологии, цель - это образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению.

Педагогическая цель - это предвидение педагогом и обучающимися результатов их взаимодействия, в соответствии с которыми отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Она определяет требования к педагогическому процессу. 

Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической системы, одним из главных звеньев педагогической деятельности. С цели

Слайд 31Обучение без цели неизбежно будет и безрезультатным
В разные исторические периоды,

в разных странах перед обучением ставились самые разнообразные цели в

зависимости от специфики разных эпох, народов и цивилизаций.
Цели отличались и по своим масштабам, они могли быть общечеловеческими, социально-групповыми, индивидуально-личностными.
Однако в любой образовательной системе выделялась главная цель, которой подчинялись все остальные, и которая определяла весь характер данной образовательной системы.
Именно цели обучения отличают одну образовательную систему от другой.

Как и все в мире, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Они задаются, детерминируются уровнем экономического и культурного развития общества, достижениями философской и педагогической мысли, возможностями существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

Постановка целей обучения ориентирует преподавателей и обучающихся на достижение конечного результата обучения. Ясная цель позволяет точно отбирать содержание обучения, выделять в нем основные дидактические единицы и соответствующие им методы обучения, упорядочивает всс стороны процесса обучения, придает ему необходимую целостность и единство.

Обучение без цели неизбежно будет и безрезультатнымВ разные исторические периоды, в разных странах перед обучением ставились самые

Слайд 32Признаки процесса обучения:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся;
3)

руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность

и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Признаки процесса обучения:1) двусторонний характер;2) совместная деятельность учителей и учащихся;3) руководство со стороны учителя;4) специальная планомерная организация

Слайд 33 Составляющие процесса обучения как системы
Два важнейших в нем элемента:
преподавание

(деятельность обучающего) и
учение (деятельность обучающихся).

Традиционно поэтому процесс обучения

рассматривается как включающий в себя два вида деятельности.

Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишь пассивным их усвоением.

Составляющие процесса обучения как системы Два важнейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность

Слайд 34 Составляющие процесса обучения как системы
Если рассматривать процесс обучения только как

передачу определенной информации и формирование конкретных умений и навыков у

обучающихся, т.е. как ремесло, то в таком случае могут быть даны и конкретные рекомендации.

Но мы должны формировать личность человека, учитывая его индивидуальные возможности, интересы и склонности.
Одним из важнейших критериев результативности процесса обучения является «достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития».
Процесс обучения - это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества.

Составляющие процесса обучения как системы Если рассматривать процесс обучения только как передачу определенной информации и формирование

Слайд 35Содержание обучения, определяемое его целями, выражается в ряде основополагающих документов,
так

называемых «носителях содержания образования».
Среди них главными являются:
стандарты;
планы;
программы;
учебники.

Стандарты образования, устанавливаемые,

как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).
Стандарт — исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Содержание обучения, определяемое его целями, выражается в ряде основополагающих документов,так называемых «носителях содержания образования». Среди них главными

Слайд 36Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в

реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство

обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. 

Учебная программа — еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе ФГОС по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения

Слайд 37Учебник - один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает

содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со

стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:
информационную, состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;
обучающую, с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:
контрольную, которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

Учебник - один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается

Слайд 38Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыков
по

той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей

знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:
1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
3) последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;

Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыковпо той или иной учебной дисциплине, который отбирается

Слайд 39Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыков
4)

историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или

иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
7) соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
8) доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыков4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории

Слайд 40Содержание учебного процесса
определяется учебными планами, учебными программами по предметам и

фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных

программах, аудиокассетах).
Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях

Слайд 41На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам
Учебная

программа содержит:
объяснительную записку о целях изучения данного предмета,
основных требованиях

к знаниям и умениям учащихся,
рекомендуемых формах и методах обучения;
тематическое содержание изучаемого материала;
ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
перечень основных мировоззренческих вопросов;
указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;
перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
рекомендуемую литературу.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметамУчебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения

Слайд 42Основные формы и методы инновационной деятельности:
1) дифференциацию учебно-воспитательной деятельности;
2) индивидуализацию

процессов воспитания и обучения;
3) создание благоприятных условий для развития наклонностей

и способностей каждого воспитанника;
4) формирование гомогенных классов и параллелей;
5) комфортность учебно-воспитательной деятельности;
6) психологическую безопасность, защиту учащихся;
7) веру в учащегося, его силы и возможности;
8) принятие учащегося таким, каков он есть;
9) обеспечение успешности обучения и воспитания;
10) изменение целевой установки школы;
11) обоснованность уровня развития каждого ученика;
12) исключение заочного обучение (экстерната) как такового, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями»;
13) переориентация внутренних личностных установок учителя;
14) усиление гуманитарного образования.

Основные формы и методы инновационной деятельности:1) дифференциацию учебно-воспитательной деятельности;2) индивидуализацию процессов воспитания и обучения;3) создание благоприятных условий

Слайд 43 Система способов оптимизации педагогической системы включает в себя:
1) комплектование задач;
2)

конкретизацию задач;
3) генерализацию содержания (выделение главного);
4) координацию содержания;
5) выбор варианта

методов, форм, средств;
6) выбор структуры;
7) дифференциацию обучения;
8) выбор темпа;
9) обеспечение условий.

Система способов оптимизации педагогической системы включает в себя: 1) комплектование задач;2) конкретизацию задач;3) генерализацию содержания (выделение

Слайд 44 Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе:
1) педагогическая система в

целом;
2) учебные заведения;
3) педагогическая теория;
4) учитель и обучаемые;
5) педагогическая технология,
6)

содержание, формы, методы и средства;
7)управление;
8) цели и результаты.

По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.
Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе: 1) педагогическая система в целом;2) учебные заведения;3) педагогическая теория;4)

Слайд 45 Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни:
1) низкий, к

которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и

формулировок;
2) средний - изменение форм, не затрагивающее сущностей;
3) высокий - изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.

Лишь последний являет научную и практическую ценность.

Остальные же только дезориентируют, педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве что инициаторам самих «инноваций».
Процентное соотношение, складывающееся сегодня между выделенными уровнями, составляет, по некоторым оценкам, 80:17:3.
Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни: 1) низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения

Слайд 46Вопросы для самопроверки
Какова направленность проектируемых изменений в системе образования?
Каковы стратегии

проектирования изменений?
Педагогическая система, ее компоненты, направления инновационных преобразований.
Уровни инноваций



Вопросы для самопроверкиКакова направленность проектируемых изменений в системе образования?Каковы стратегии проектирования изменений?Педагогическая система, ее компоненты, направления инновационных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика