Слайд 1
Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности обучающихся
Подготовила:
Попова Л.В.,
методист по
воспитательной работе методического кабинета отдела образования администрации города Докучаевска
Слайд 2Индивидумом рождаются.
Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают.
А. Г. Асмолов
Слайд 3Школа в переводе с латыни – лестница,
это духовное восхождение
человека…
А учитель в переводе с
Санскрита означает
«Носитель света»…
Каждый учитель –
прежде всего Учитель,
открывающий ученику
его самого.
Слайд 4
Основные компоненты индивидуальности:
1. Авторское отношение человека к себе, социальному и
природному окружению, миру человеческой культуры.
2. Задатки и способности.
3. Социально-культурный опыт
индивидуума.
4. Нравственная направленность.
5. Творческая активность.
Слайд 5
Склонности и
способности –
КЛЮЧ к развитию и проявлению индивидуальности.
Слайд 6 В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и
умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону,
найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
Слайд 7 С целью развития личности обучающихся и воспитания успешного человека в
образовательном учреждении возникла необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
ИОМ
для слабоуспевающих учащихся
ИОМ для мотивированных учащихся
Своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.
Слайд 8
В индивидуальной работе с детьми педагоги должны руководствоваться следующими принципами:
*
установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»,
*
уважение самооценки личности учащегося,
* вовлечение учащегося во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера,
* постоянное усложнение и повышение требовательности к учащемуся в ходе избранной деятельности,
* создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Слайд 9Уровни разработки проекта системы воспитательной работы для школы:
Концептуальный - заключается
в обосновании методологической позиции, через которую мы анализируем прошлое, смотрим
на настоящее и прогнозируем будущее развитие системы воспитательной работы.
Организационно – деятельностный - состоит в том, что определяются возможности социальной среды и условия, в которых будет протекать жизнедеятельность учащихся, планируется система их деятельности.
Технологический - заключается в том, что классный руководитель, обязан владеть способами и приемами реализации проекта системы воспитательной работы.
Прогностический - развитие духовно нравственных начал личности, социального творца путем самореализации человека через свободный выбор тех видов деятельности, которые соответствуют его интересам, потребностям, склонностям.
Слайд 10
Анализ индивидуализации воспитательного процесса в работе классных руководителей показал, что
наблюдается:
* разнообразие тематики классных часов, составляемой с учётом предложений и
интересов детей,
* создание для учеников ситуации выбора и успеха,
* использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии,
* доброжелательная атмосфера при общении с детьми;
* постановка задач в соответствии с выявленными проблемами в ходе изучения воспитанности обучающихся,
* использование в работе портфеля личных достижений – Портфолио,
* система диагностических исследований личности.
Слайд 11
В деятельности учителей по обеспечению процесса развития индивидуальности ребёнка существуют
нерешённые проблемы:
* не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых
потребностей детей,
* наблюдается однообразие приёмов и методов педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития,
* при проведении урочных и внеурочных занятий педагоги недостаточно умело опираются на субъектный опыт детей,
* не все классные руководители владеют технологией эффективной помощи ребёнку в решении личностно значимой проблемы,
* на достаточно низком уровне составлены планы индивидуальной работы с детьми,
* не составляются индивидуальные программы роста учащихся, индивидуальные траектории развития одарённых учащихся
Слайд 12П.П. Блонский : «Хороший учитель отличается от плохого тем, что
он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все
ученики разные, а для плохого – одинаковые».