Разделы презентаций


ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Содержание

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет три подхода, на основании которых может осуществляться интерпретация рисунков:«клинический»;«исследовательский»;«психологический».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Слайд 2
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет три подхода, на основании которых может осуществляться

интерпретация рисунков:

«клинический»;
«исследовательский»;
«психологический».

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет три подхода, на основании которых может осуществляться интерпретация рисунков:«клинический»;«исследовательский»;«психологический».

Слайд 3«Клиническая» интерпретация тестовых данных предполагает получение сведений о симптомах и

проблемных комплексах клиента.
«Клиническая» интерпретация рисунков важна для психиатров и

психотерапевтов, ибо их квалификация предполагает работу с людьми, имеющими нарушения психического статуса.
«Клиническая» интерпретация тестовых данных предполагает получение сведений о симптомах и проблемных комплексах клиента. «Клиническая» интерпретация рисунков важна

Слайд 4«Исследовательский подход» адекватен в тех случаях, когда психологу необходимо составить

заключение об индивидуально-типологических особенностях клиента.
Это важно для характеристики человека

в судебно-психологической экспертизе, в профессиональном отборе и других ситуациях, предполагающих исследование.
«Исследовательский подход» адекватен в тех случаях, когда психологу необходимо составить заключение об индивидуально-типологических особенностях клиента. Это важно

Слайд 5Собственно «психологический» подход позволит объективно оценить «теневые» и «ресурсные» аспекты

внутренней реальности автора рисунка и сформулировать перспективные задачи психологической работы

с ним.
Собственно «психологический» подход позволит объективно оценить «теневые» и «ресурсные» аспекты внутренней реальности автора рисунка и сформулировать перспективные

Слайд 7Задания для рисуночных методов диагностики
Свободные
Тематические
Личностные
Семейные

Задания для рисуночных методов диагностикиСвободныеТематическиеЛичностныеСемейные

Слайд 8Свободные – задания со слабо выраженной структурой



Примеры:
«Свободный рисунок»
«Спонтанный рисунок»
«Мое

настроение»
«Рисунок с закрытыми
глазами»
«Моя жизнь через три
года» и т.д.

Свободные – задания со слабо выраженной структуройПримеры: «Свободный рисунок»«Спонтанный рисунок» «Мое настроение» «Рисунок с закрытымиглазами»«Моя жизнь через

Слайд 9«Личностные» – тесты-рисунки, направленные
на исследование индивидуальных особенностей человека

Примеры:
«Рисунок человека»
«Автопортрет»

«Дерево»
«Конструктивный
рисунок человека из
геометрических фигур»
«Рисунок несуществующего животного»
«Дом-Дерево-Человек» и т.д

«Личностные» – тесты-рисунки, направленныена исследование индивидуальных особенностей человекаПримеры:«Рисунок человека» «Автопортрет» «Дерево» «Конструктивныйрисунок человека изгеометрических фигур» «Рисунок несуществующего

Слайд 10«Семейные» – тесты-рисунки, направленные
на исследование особенностей внутрисемей-
ных отношений и
самоощущения человека
в

семье

Примеры:
«Рисунок семьи»
«Кинетический рисунок семьи»
«Семья в образах
животных» и

т.д.
«Семейные» – тесты-рисунки, направленныена исследование особенностей внутрисемей-ных отношений исамоощущения человекав семьеПримеры: «Рисунок семьи» «Кинетический рисунок семьи» «Семья

Слайд 11ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКОВ

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКОВ

Слайд 12В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом

внимания психолога и подлежат интерпретации:
первые связаны с тем, что

нарисовано – содержательные признаки рисунка,
вторые – с тем, как нарисовано, – структурные и формальные признаки рисунка.
В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны

Слайд 13Качество линий (нажим)
Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее

выход через амбициозность; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению

сопротивления; тревожность.

Качество линий (нажим) Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность; настойчивость, проявления напористости,

Слайд 14Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет следы

на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального напряжения и

высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.

Качество линий (нажим)

Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет следы на обратной стороне листа, является знаком большого

Слайд 15Качество линий (нажим)
Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в

себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у пассивных,

застенчивых людей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения.
Очень слабый нажим нередко сигнализирует о снижении настроения, депрессивном состоянии.
Качество линий (нажим)Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто

Слайд 16Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психомоторного тонуса.

Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психомоторного тонуса.

Слайд 17Тип линии
«Штриховая» линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков.
Свидетельствует

о высокой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня

тревоги, а для устойчивого постоянного ее повышения.
Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики.
Тип линии«Штриховая» линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков.Свидетельствует о высокой тревожности. Он характерен не для

Слайд 18Тип линии
«Эскизная» линия: часто служит признаком повышенной тревожности, сопровождаемой тенденцией

к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться

в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна.
Тип линии«Эскизная» линия: часто служит признаком повышенной тревожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность

Слайд 19Тип линии
Множественность линий: вместо одной линии проводится несколько линий с

примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная.
Характерна

для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги. Она часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у чувствительных детей. В случае, когда множественные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для человека повышенную значимость: ассоциации, связанные с ней, вызывают у него стрессовую реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пониженной устойчивости к стрессу.
Тип линииМножественность линий: вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая

Слайд 20Линии на рисунке не попадают в требуемую точку – это

свидетельствует либо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля

и высокой импульсивности (возможно, вследствие органического поражения мозга).
Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца, также часто служит проявлением повышенной импульсивности.
Линии на рисунке не попадают в требуемую точку – это свидетельствует либо о двигательных нарушениях, либо о

Слайд 21Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получается

выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом поражении мозга. Они

нередки также при психическом заболевании

Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получается выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом

Слайд 22Размер рисунка
Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа

бумаги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии:
 увеличенный размер: рисунок

занимает более 2/3 листа;
 средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа;
 уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа.
Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока.
Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, когда они занимают лист практически целиком (в высоту)
Размер рисункаРазмер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии:

Слайд 23Размер рисунка
Необычно большие рисунки характерны для людей в состоянии эмоционального

возбуждения. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты в ситуации

острой тревоги, в состоянии стресса.
Рисунки большого размера предполагают агрессивность, либо экспансивность, выплескивающийся вовне потенциал.

Люди с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного защитного механизма.

Размер рисункаНеобычно большие рисунки характерны для людей в состоянии эмоционального возбуждения. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки

Слайд 24Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности.
Люди,

которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств

и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми.
Уменьшение размера рисунков может служить признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях.
Оно может также свидетельствовать об общей заторможенности, пассивности и о сниженной самооценке.
Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в

Слайд 25Расположение рисунка на листе
Центральное положение рисунка на листе указывает на

нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучно личность. Особенно, если

при этом на листе изображено еще несколько фигур, и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу.

Расположение рисунка на листеЦентральное положение рисунка на листе указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучно

Слайд 26Смещение вверх нередко рассматривается как признак высокой самооценки (истинной или

компенсаторной).
Расположение в верхней части листа может также указывать на

высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан.

В детских рисунках расположение в верхней части листа, отражает высокий уровень достижений и высокий уровень энергии.
Смещение вверх нередко рассматривается как признак высокой самооценки (истинной или компенсаторной). Расположение в верхней части листа может

Слайд 27Смещение вниз – признак сниженной самооценки, чувства незащищенности, негативного отношения

к себе. Особенно это относится к рисунку человека

Смещение вниз – признак сниженной самооценки, чувства незащищенности, негативного отношения к себе. Особенно это относится к рисунку

Слайд 28Расположение рисунка в правой части листа указывается на то, что

человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности или

на то, что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас».
Может указывать на тенденцию к интеллектуализированию и иногда на сильное сдерживание чувств.

Расположение рисунка в правой части листа указывается на то, что человек в своем поведении в основном руководствуется

Слайд 29Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает

на возможное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению

потребности.
Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определенного жизненного этапа.

Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возможное импульсивное поведение или стремление к

Слайд 30Помещение рисунка на краю листа характерно для людей, испытывающих неуверенность

в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных решений, стремление

избегать нового опыта.
Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связанную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения.
Неудачное расположение рисунка на листе, так что не остается места для какой-либо значимой части изображаемого объекта, говорит об импульсивности, недостатках планирования.
Помещение рисунка на краю листа характерно для людей, испытывающих неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь

Слайд 31Упорядоченность рисунков
Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картинки,

в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.
Люди, находящиеся в депрессивном

состоянии или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны.
Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной манере, где фигуры расположены непривычно, нестандартно.

Упорядоченность рисунковЛюди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.Люди,

Слайд 32В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют

элементы. Особенно когда их просят нарисовать несколько рисунков на одном

листе.
Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство
В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы. Особенно когда их просят нарисовать несколько

Слайд 33Симметрия в рисунке
Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности

и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций,

на излишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми.
Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.
Симметрия в рисункеИзлишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных

Слайд 34Стирание нарисованного
Многочисленные стирания и исправления линий –признак повышенной тревожности, неуверенности

в себе и беспокойства. Он часто наблюдается при высоком уровне

притязаний и не соответствующей ему (сниженной) самооценке, при сильном стремлении к совершенству.
Если исправления касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой значимости (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей жизненной сферы.
Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной.
Стирание нарисованногоМногочисленные стирания и исправления линий –признак повышенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Он часто наблюдается

Слайд 35Цвет в рисунке
Благополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких (но

не чрезмерно резких) разнообразных цветов, преимущественно из теплой части спектра

(от красного до желто-зеленого).
Преобладание холодных тонов – признак некоторого снижения настроения.
Использование темных тонов – значительно более серьезный признак снижения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном состоянии. Постоянное использование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно сочетание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым).
Цвет в рисункеБлагополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких (но не чрезмерно резких) разнообразных цветов, преимущественно из

Слайд 36Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, использование простого

карандаша, несмотря на наличие цветных – признак снижения общего уровня

активности. Он часто свидетельствует об астении, ослабленности, истощении после пережитого стресса.
Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков говорят о высокой сензитивности (чувствительности) и характерны для повышенного уровня тревожности. Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе.

Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, использование простого карандаша, несмотря на наличие цветных – признак

Слайд 37Детали рисунка
Большое количество разнообразных деталей встречается при достаточно выраженной демонстративности

(потребности во внимании к себе, стремлении поделиться своими переживаниями).
Богатство

разнообразных деталей характерно также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию.
Большое количество однотипных деталей, повышенная тщательность выполнения рисунков, свидетельствует о склонности к монотонным однообразным занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую.
Детали рисунка Большое количество разнообразных деталей встречается при достаточно выраженной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении

Слайд 38Низкая детализированность рисунков, их схематичность типична для состояния сниженной активности.


Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы,

так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности.
Иногда бедность деталей свидетельствует о чрезмерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности.
Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисованием или к обследованию в целом.
Низкая детализированность рисунков, их схематичность типична для состояния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как

Слайд 39Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотивации. Она

может служить показателем негативного отношения к психологическому обследованию или лично

к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда в этом отражается общий негативизм (например, подростковый.
Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нарушениях внимания.
Впечатление небрежности может создаваться также нарушениями мелкой моторики.
Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотивации. Она может служить показателем негативного отношения к психологическому

Слайд 40Искажения и пропуск деталей в рисунках
Когда в рисунке много искажений,

или он представляет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает

нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами.
Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках.

Искажения и пропуск деталей в рисунках Когда в рисунке много искажений, или он представляет собой хаос, нагромождение

Слайд 41Экспозиция рисунка
Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает

чувства отвержения, несчастливости, приниженности.
Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают

чувства превосходства, возможно, возникающие как компенсация скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов.
Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то мопределенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человеком отрицает определенную область своей жизни.
Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувство теплоты в контактах и психологической доступности.
Экспозиция рисунка Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувства отвержения, несчастливости, приниженности. Рисунки, представленные

Слайд 42Тени, штриховка в рисунках
Заштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом,

обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на

определенный аспект в жизни человека, который имеет особую значимость для человека, несет с собой конфликт и тревогу.
Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью.
Тени, штриховка в рисункахЗаштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом, обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область

Слайд 43Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, гиперактивности.
Тщательная, подчеркнуто аккуратная

штриховка говорит о склонности к застреванию на определенных однотипных действиях,

которое может быть следствием повышенной тревожности. Подобная штриховка особенно типична при сочетании тревожности с ригидным типом личности.
Штриховка с сильным нажимом, иногда скрывающая отдельные ранее нарисованные детали (например, детали одежды в рисунке человека), характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности.
Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, гиперактивности.Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к застреванию на

Слайд 44Линия основания в рисунках
Прорисовки линии основания в рисунках типичны для

людей, которые испытывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности

посредством создания твердого фундамента.
Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствует степени испытываемых чувств
Линия основания в рисунках Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испытывают чувства нестабильности и

Слайд 45Наблюдение за ходом рисования
Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором

дает очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди

часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами.
Иногда следуют вопросы:
«А что еще должно быть на рисунке?»
«Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определенного типа?».
Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать.
Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях.
В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию.
Наблюдение за ходом рисования Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того,

Слайд 46Фиксация поведения испытуемого
Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности

в выполнении неструктурированных задании, часто задают много вопросов.
Люди, которые

чувствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим.
Излишняя торопливость, когда рисунок выполняется менее чем за одну минуту, может быть связана с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов.
В случаях, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.

Фиксация поведения испытуемогоЛюди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных задании, часто задают много

Слайд 47Последовательность изображаемых объектов
В зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые

фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо

первыми, либо последними.
При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.

Последовательность изображаемых объектовВ зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство,

Слайд 48При интрепретации графических признаков следует прежде всего раскрывать внутренние взаимосвязи

особенностей рисунка, выявлять комплексы признаков.
Выделение отдельных деталей анализа рисунка

не может заменить собой целостное познание личности человека, а, следовательно, не является адекватным способом использования проективных рисуночных методов диагностики.
Целостный подход к интерпретации рисунков предполагает также учет знаний о возрастнных особенностях рисунков. Прежде чем говорить о возможности использования рисунка в диагностических целях, необходимо понять, как формируется рисунок в онтогенезе, какие особенности графических изображений характерны для рисунков детей разного возраста. Анализ рисунка без учета возрастных особенностей не позволяет качественно проинтерпретировать его как с точки зрения сформированности изображения (собственно графики), так и тем более с точки зрения его проективной трактовки.
При интрепретации графических признаков следует прежде всего раскрывать внутренние взаимосвязи особенностей рисунка, выявлять комплексы признаков. Выделение отдельных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика