Разделы презентаций


ПРОЕКТ МИНФИНА РОССИИ И ВСЕМИРНОГО БАНКА СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ

Содержание

Петербургский вектор качества образования в области формирования и оценки функциональной грамотности: теоретические подходы и практические решенияМуштавинская Ирина Валентиновна, зав. кафедрой основного и среднего общего образования СПб АППО, к.п.н, доцент

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОЕКТ
МИНФИНА РОССИИ И ВСЕМИРНОГО БАНКА
«СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОЕКТ МИНФИНА РОССИИ И ВСЕМИРНОГО БАНКА «СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

Слайд 2Петербургский вектор качества образования в области формирования и оценки функциональной

грамотности: теоретические подходы и практические решения
Муштавинская Ирина Валентиновна, зав. кафедрой

основного и среднего общего образования СПб АППО, к.п.н, доцент
Петербургский вектор качества образования в области формирования и оценки функциональной грамотности: теоретические подходы и практические решенияМуштавинская Ирина

Слайд 3Региональная диагностическая работа (далее – РДР)
В феврале 2020 учебного

года в Санкт-Петербурге была проведена региональная диагностическая работа (далее –

РДР), в которой приняли участие 13154 обучающихся 5 классов из 558 образовательные организации и 12480 обучающихся 7 классов из 557 образовательных организаций из 18 районов Санкт-Петербурга.
В качестве контрольной группы были выбраны школы, участвующие в апробации опережающего внедрения ФГОС основного и среднего общего.
Основным содержанием работы стали четыре основные направления оценки функциональной грамотности: читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая.
Региональная диагностическая работа (далее – РДР) В феврале 2020 учебного года в Санкт-Петербурге была проведена региональная диагностическая

Слайд 4Функциональная грамотность
Функциональная грамотность в контексте PISA отвечает на исследовательский вопрос:

обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями

и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок … должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…». (Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.- 288 с])

Функциональная грамотностьФункциональная грамотность в контексте PISA отвечает на исследовательский вопрос: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное

Слайд 5Методология регионального исследования 2020 г.
Методология исследования базируется на установках компетентностного,

концептного, контекстного, системно-деятельностного и задачного подходов к проблеме формирования и

оценки функциональной грамотности.

Она учитывает основные критерии системы международной оценки качества общего образования в формате исследования PISA и опыт российской педагогической школы в этой области.
Методология регионального исследования 2020 г.Методология исследования базируется на установках компетентностного, концептного, контекстного, системно-деятельностного и задачного подходов к

Слайд 6Региональная диагностическая работа
Для проведения РДР по оценке уровня функциональной

грамотности учащихся 5-х, 7-х классов образовательных организаций Санкт-Петербурга был создан

сбалансированный банк задач, который полноценно отражает специфику основных видов функциональной грамотности.
Диагностический инструментарий для каждого варианта работы в 5-х и в 7-х классах включал 9 заданий, которые состояли из 30 и 32 задач соответственно.
Ответы учащиеся записывали в бланки ответов.
Для оценивания результатов выполнения работы обучающимися использовался общий балл. Проверка выполнения задач осуществлялась на основании критериев, разработанных для каждой задачи.
Региональная диагностическая работа Для проведения РДР по оценке уровня функциональной грамотности учащихся 5-х, 7-х классов образовательных организаций

Слайд 7Характеристика задач, используемых для оценки финансовой грамотности

Характеристика задач, используемых для оценки финансовой грамотности

Слайд 8Задачи, разработанные по финансовой грамотности, в отличие от задач на

читательскую, естественно-научную и математическую грамотности, направлены не только и не

столько на диагностику уже достигнутого уровня финансовой грамотности, сколько на ознакомление с концептуальными рамками этого вида функциональной грамотности и применением задач в качестве инструментария для формирования финансовой грамотности учащихся.

Анализ проблем, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении заданий, указывают на дефициты в финансовой грамотности учащихся основной школы.

Анализ выполнения отдельных задач, оценивающих конкретные умения, позволяют обнаружить наиболее частые ошибки, допускаемые учащимися 5-х и 7-х классов.

Подробное описание задач по финансовой грамотности представлено в информационно-методической справке «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»: https://www.spbfgos.org/upravlenie-vnedreniem-fgos.



Задачи, разработанные по финансовой грамотности, в отличие от задач на читательскую, естественно-научную и математическую грамотности, направлены не

Слайд 9При разработке диагностического инструментария, обработке и интерпретации результатов учитывался пилотный

характер исследования 2020 года и его направленность в первую очередь

на проработку методологии проведения исследования, подходов к разработке системы диагностического инструментария.
Организаторами исследования было принято решение, что в первой региональной работе задачи диагностического инструментария будут по форме закрытыми (единичный и множественный выбор, на соответствие) или с кратким ответом, что отличает проводимое исследование от международной модели PISA по этому параметру.
При разработке диагностического инструментария, обработке и интерпретации результатов учитывался пилотный характер исследования 2020 года и его направленность

Слайд 10 Результаты РДР по видам функциональной грамотности
5класс:

Результаты РДР по видам функциональной грамотности  5класс:

Слайд 11Результаты исследования продемонстрировали, по всем видам функциональной грамотности задания в

формате PISA остаются для большинства учащихся Санкт-Петербурга незнакомыми, а выполнение

их вызывает затруднения.
Учащиеся не подготовлены к выполнению работы в напряжённом графике (большое количество задач в небольшой промежуток времени). Все это понижало мотивацию и увеличивало трудность выполнения заданий учащимися.
Обращает на себя внимание то, что непривычный формат и содержание заданий для значительной части учащихся явились препятствием в применении знаний для решения задач, включенных в диагностическую работу.
Результаты исследования продемонстрировали, по всем видам функциональной грамотности задания в формате PISA остаются для большинства учащихся Санкт-Петербурга

Слайд 12Исследование функциональной грамотности учащихся 5-х и 7-х классов образовательных организаций

Санкт-Петербурга проведено впервые. Оно позволило решить ряд актуальных задач в

контексте оценки и развития функциональной грамотности петербургских школьников. В первую очередь, в масштабах региона педагоги ознакомились на практике с подходами к оценке качества подготовки обучающихся на основе практики международных исследований, с методиками измерения результатов обучения и развития детей и подростков.
Результаты исследования послужат основой для дальнейшего совершенствования работы школы, как в предметной, так и метапредметной сфере, внесут необходимые коррективы как в систему оценки образовательных организаций, так и методику преподавания предметов в основной школе, помогут школе разработать программы и модули программ внеурочной деятельности, направленные на формирование функциональной грамотности, включить в систему текущей и промежуточной аттестации новые виды задач.
Исследование функциональной грамотности учащихся 5-х и 7-х классов образовательных организаций Санкт-Петербурга проведено впервые. Оно позволило решить ряд

Слайд 13ФГ и ФГОС
Формирование и развитие функциональной грамотности – как одного

из ключевых показателей общеучебной компетентности школьника, заложено в ФГОС и

как процесс формирования метаумений, и как результат достижения предметных, метапредметных и личностных и результатов.
Появляются и становятся предметом обсуждения в научной среде идеи о том, что формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС, желание связать успехи - положительную динамику российских школьников в области международных исследований качества образования с реализацией ФГОС. Как доказательство приводятся результаты успешного участия российских младших школьников в отдельных международном исследовании программах (PIRLS (Progressin International Reading Literacy Study) – первое место в мире в исследовании 2016 года, но, к сожалению успехи учащихся основной школы в области читательской грамотности в период с 2015 по 2018 годы демонстрируют снижение среднего результата российских обучающихся по читательской грамотности.
ФГ и ФГОСФормирование и развитие функциональной грамотности – как одного из ключевых показателей общеучебной компетентности школьника, заложено

Слайд 14ФГ и ФГОС
Первый массовый практический опыт проведения диагностических работ в

формате PISA и опыт внедрения ФГОС позволяет нам говорить о

взаимосвязи системной работы школы в метапредметной сфере и прогрессе в результатах международных исследований, в центре которых понятие функциональная грамотность.
Формирование системы УУД и различных видов функциональной грамотности, несмотря на различия в теоретическом толковании этих понятий, становятся основой для формирования ключевых компетенций, которые должна формировать современная школа.
ФГ и ФГОС	Первый массовый практический опыт проведения диагностических работ в формате PISA и опыт внедрения ФГОС позволяет

Слайд 16ФГ и ФГОС
В Санкт-Петербурге создан Портал сетевой педагогической поддержки внедрения

ФГОС - https://www.spbfgos.org/, где размещаются методические и практические материалы, разрабатываемые

специалистами СПб АППО и школами города. Лидерами в этой работе стали 70 школ, внедряющих ФГОС в опережающем режиме.

Не случайно и школы-лидеры в PISA-2018 являются и одними из самых успешных во введении ФГОС. Работа, организованная в Санкт-Петербурге, способствовала стимулированию активности и в самих школах.

ФГ и ФГОСВ Санкт-Петербурге создан Портал сетевой педагогической поддержки внедрения ФГОС - https://www.spbfgos.org/, где размещаются методические и

Слайд 17ФГ и ФГОС, метапредметные

диагностические работы
https://www.spbfgos.org/
ФГОС ООО/управление внедрением

ФГОС:
ПРИМЕРЫ РАБОТ  Итоговая работа в 5 классах по определению сформированности метапредметных умений в Санкт – Петербурге
материалы для ученика
материалы для учителя

Входные диагностические работы 6-7 класс по определению сформированности метапредметных умений в Санкт – Петербурге
материалы для ученика 6 кл
материалы для учителя 6 кл
материалы для ученика 7 кл
материалы для учителя 7 кл
кодификатор для проверки работ
Входные диагностические метапредметные работы 6-9 класс, 2019 год (ссылка)

ФГ и ФГОС, метапредметные             диагностические

Слайд 18Программы внеурочной деятельности
2019 год:
Гимназия № 177 - победитель федерального конкурса

на грант ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий

дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», конкурс «Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Тема инновационной деятельности гимназии:
«Сетевой образовательный проект «Мета-Школа «Грани» как эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Цель:
поиск путей формирования и оценки надпредметных компетенций и функциональной грамотности

Программы внеурочной деятельности2019 год:Гимназия № 177 - победитель федерального конкурса на грант ведомственной целевой программы «Развитие современных

Слайд 19Программы внеурочной деятельности
Гимназия № 177 - победитель федерального конкурса на

грант ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного

и общего образования», конкурс «Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Тема инновационной деятельности гимназии:
«Сетевой образовательный проект «Мета-Школа «Грани» как эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Цель:
поиск путей формирования и оценки надпредметных компетенций и функциональной грамотности
Результат:
Создание и реализация программы внеурочной деятельности «Грани», направленной на формирование ФГ: http://grani.177spb.edusite.ru/

Программы внеурочной деятельностиГимназия № 177 - победитель федерального конкурса на грант ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов

Слайд 20«Мета-Школа «Грани»
Мета-Школа – это большая деловая игра.
Тема 2019-2020 учебного года

«Человек мира». Для этого каждая параллель с 5 по 8

разделены на 6 команд. Каждая команда на стартовой сессии методом жеребьевки выбирает страну, которую будет представлять на фестивале. А для того, чтобы лучше ее узнать, погрузиться в историю, культуру, экономику и прочие национальные особенности ребята в течение всего года будут изучать выбранное государство на занятиях по 6 модулям:
«Люди, финансы, государство (социально-экономическая направленность);
«История. Культура, традиции» (гуманитарная направленность);
«Этот удивительный мир» (естественнонаучная направленность);
«Информационное пространство» (информационная направленность);
«Мир в цифрах и фактах» (математическая направленность);
«Национальный контекст» (международная и лингвистическая направленность).
«Мета-Школа «Грани»Мета-Школа – это большая деловая игра.Тема 2019-2020 учебного года «Человек мира». Для этого каждая параллель с

Слайд 21«Мета-Школа «Грани»
Таким образом, в течение года каждый ребенок посетит все

6 модулей по 5 часов каждый. Различное содержание и формы

занятий позволят ученику понять, что ему интересно, в чем он успешен. Такой формат работы очень способствуем повышению его познавательной, в том числе и учебной мотивации. Дети любознательны от природы, мы готовы поддерживать этот огонек интереса и показать им, что познание является огромным удовольствием.
С точки зрения организации образовательного процесса, Мета-Школа «Грани», это неотъемлемая часть внеурочной деятельности, в основу которой положена уникальная авторская программа. Авторство коллективное - свою лепту в ее создание внес каждый педагог, задействованный в проекте. Занятия ведутся по расписанию. Все педагоги прошли подготовку по программе «Межпредметные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся»


«Мета-Школа «Грани»Таким образом, в течение года каждый ребенок посетит все 6 модулей по 5 часов каждый. Различное

Слайд 22Образовательные технологии метапредметного характера

Образовательные технологии метапредметного характера

Слайд 23Кейсы
Школа 368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга создала новый образовательный продукт -

«ОК» - онлайн кейсы для развития и оценки ключевых современных

компетенций обучающихся» - пакет учебных кейсов, включающий информационные материалы предметного или надпредметного содержания – основные и дополнительные и разноуровневые оценочные материалы, позволяющие провести оценку предметного результата, метапредметных умений и ключевых компетенций учащихся в формате PISA.
Важной составляющей каждого кейса является методическое сопровождение новых оценочных процедур, связанных с оценкой функциональной грамотности в формате PISA (Навигатор для педагога по созданию учебного кейса, позволяющий провести оценку предметного результата, метапредметных умений и ключевых компетенций обучающихся в формате PISA. Готовые материалы кейса могут стать основой для начала освоения темы/раздела в синхронном режиме, для асинхронного самостоятельного освоения тем/разделов, для подготовки проектов или иных итоговых работ по осваиваемой теме, для выбора уровня освоения темы, для оценки не только предметных и метапредметных результатов, но оценки функциональной грамотности и т.п. http://moodle.dist-368.ru/login/index.php


КейсыШкола 368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга создала новый образовательный продукт - «ОК» - онлайн кейсы для развития и

Слайд 24Стратегии смыслового чтения (карты смыслового чтения текстов различной функциональности)
Опыт проведения

уроков с использованием «Карт смыслового чтения», созданных на основе технологии

развития критического мышления и ментальных карт, представляет ГБОУ гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга: https://www.конкурсшкол.рф/ucf/0daf64607ebe5299ed1c38a66e5e799c.pdfразвития критического мышления и ментальных карт, представляет ГБОУ гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга.https://yandex.ru/search/?text=Опыт%20проведения%20уроков%20с%20использованием%20«Карт%20смыслового%20чтения»%2C%20созданных%20на%20основе%20технологии%20развития%20критического%20мышления%20и%20ментальных%20карт%2C%20представляет%20ГБОУ%20гимназия%20№%20171%20Центрального%20района%20Санкт-Петербурга.&clid=2270455&banerid=0426004171%3A664164637018447090%3A5c6a62d35fa8160076498dbf&win=373&&lr=2

Стратегии смыслового чтения (карты смыслового чтения текстов различной функциональности) Опыт проведения уроков с использованием «Карт смыслового чтения»,

Слайд 25Материалы, разработанные кафедрой основного и среднего общего образования
Серия учебно-методических пособий

в издательстве СПб.: КАРО https://www.spbfgos.org/novosti-knigoizdaniya:
Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной

грамотности учащихся. Учебно-методическое пособие /И. Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев. -СПб.: КАРО, 2019.
Журнал «Непрерывное образование», выпуск 3(33), 2020 г.
Портал сетевой педагогической поддержки внедрения ФГОС - https://www.spbfgos.org/upravlenie-vnedreniem-fgos:
Примеры метапредметных диагностических работ
Аналитическая справка по результатам РДР в области оценки сформиованности ФГ
Кафедра основного и среднего общего образования СПб АППО: кабинет: 405-406, эл. адрес: kosoospb@gmail.com/ тел. (812)409-80-77




Материалы, разработанные кафедрой основного и среднего общего образованияСерия учебно-методических пособий в издательстве СПб.: КАРО https://www.spbfgos.org/novosti-knigoizdaniya:Алексашина И.Ю. Формирование

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика