Слайд 1www.themegallery.com
Проектно-исследовательская деятельность как ресурс самообразования
Слайд 2В предыдущее столетие абсолютизировалась роль научного исследования в изучении действительности,
а проектирование в этой функции было оттеснено. Характерной особенностью проектирования
является создание новых продуктов и одновременно познание того, что может возникнуть.
Слайд 3- инновационные практики, которые вынуждают постоянно перестраивать профессиональную деятельность;
- недостаточная
разработанность новшеств и ресурсов для их внедрения;
- предоставление более широких
возможностей для педагога. (создание и реализация педагогических замыслов, направленных на совершенствование образования в конкретных образовательных условиях определили термином «педагогическое проектирование»)
- проектирование в образовании как преобразование образовательных и педагогических процессов – мировая тенденция (международные и межнациональные проекты)
www.themegallery.com
Объективными причинами распространения идей проектирования в ХХ веке стали:
Слайд 4образование перестает ограничиваться формальным образованием, под воздействием информационных технологий развиваются
технологии неформального образования, в том числе технологии самообразования .
Слайд 5Автодидактизм проектной деятельности проявляется в способности обеспечить:
Усвоение новых знаний,
ценностей , формирование новых смыслов, представлений;
Освоение новых видов активности;
Развитие проектировочных способностей и личностных структур человека;
Стимул к совершенствованию.
Слайд 6www.themegallery.com
Педагогическое проектирование – вид педагогической деятельности, состоящий из предварительного
(опережающего) моделирования путей решения имеющейся проблемы, определение вариантов реализации и
коррекции в реальной практике (А.П. Тряпицына).
Слайд 7
Педагог – участник проектной деятельности
Организатор учебного проекта;
Исполнитель образовательного проекта;
Инициатор
педагогического (образовательного)
проекта ;
Эксперт педагогического (образовательного) проекта.
Участие педагога в проектной
деятельности в любом качестве является ресурсом профессионального самообразования
Оцените специфику собственного опыта проектной деятельности.
Слайд 8Логика и этапы педагогического проектирования
Педагогическое моделирование - это процесс:
определения
теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов;
определения состава и структуры педагогических систем, процессов, ситуаций;
представления созданных моделей в определенной знаково- символической форме.
Слайд 9Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка (детализация, декомпозиция) созданной
модели в логике проектирования и доведение ее до уровня описания
механизма получения полезного педагогического результата, т.е. до уровня практического использования.
Слайд 10Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта,
учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников проектирования.
Слайд 11www.themegallery.com
Логика педагогического проектирования Безрукова В.С.
л
Моделирование
проектирование
Конструирование
Слайд 12Этапы проектировочной деятельности
Предпроектный этап (стартовый)
Основной проектировочный этап
Рефлексивный
этап
Послепроектный этап
Слайд 131. Предпроектный (стартовый) этап включает процедуры:
Исследование, диагностика ситуации,
Проблематизация,
Целеполагание,
Концептуализация
проекта,
Формирование проекта,
Презентация и оценка предпосылок успешности проекта.
Слайд 14Основной проектировочный этап
Уточнение цели
Пошаговое выполнение проектных действий
Коррекция
результатов проектирования
Презентация результатов проектирования
Внешняя экспертиза
Слайд 15
Рефлексивный этап предполагает оценку
соответствия проекта первоначальному замыслу,
перспективы использования
и развития проекта.
Слайд 16Послепроектный этап
Апробация
Распространение результатов
Выбор вариантов развития проекта
Слайд 17Зачем учителю проводить исследование?
Они помогают учителю:
1. Найти решение возникающих в процессе
преподавания проблем, сделать образовательный процесс результативным , обновлять и развивать
процесс преподавания.
2. Профессионально саморазвиваться, совершенствовать свою профессиональную комптентность, исследовательские умения.
3. Модернизировать образовательный процесс как в целом, так и в отдельных его компонентах .
Слайд 18Исследовательская деятельность педагога
Педагог может не только организовать исследовательскую деятельность обучающихся,
но и сам выступить в роли исследователя.
Слайд 19Что значит для педагога проводить исследования?
Это значит, что в образовательном
процессе учитель увидел проблему, решить которую ему поможет исследование её.
Например, педагог готовит учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, вкладывает много сил в их подготовку, а результат низкий.
Решить ее поможет исследование причин такого явления.
В этом случае учитель выступает в роли не только организатора, но и самого исследователя и организует уже весь процесс исследования для себя и осуществляет все этапы исследования.
Слайд 20Исследовательские проблемы могут быть как
общие педагогические (связанные с обучением,
воспитанием , сопровождением школьников ит.п.),
так и методические ( то есть
касающиеся преподавания конкретного школьного предмета).
Слайд 21Как включиться учителю в исследовательскую деятельность?
1. Учитель это может проводить исследование
самостоятельно, то есть по собственной инициативе.
2. Учитель может проводить исследование в
составе школьной исследовательской группы школьного, муниципального, регионального или федерального уровней.
Слайд 22При выделении видов исследовательской деятельности педагога-практика можно опереться на их
описание. Всю исследовательскую деятельность педагогов можно подразделить на деятельность в
системе “от науки – к практике” и “от практики – к науке”.
В.С. Безрукова “Настольная книга педагога - исследователя”.
Слайд 23Внедренческо-исследовательская деятельность
Научно-исследовательская работа в направлении от “науки – к практике”
состоит в организации внедрения идей, состоявшихся в науке, описанных в
ней и заимствованных из научных статей и монографий.
Слайд 24Внедренческо-исследовательская деятельность
Носит адаптационный характер: заимствованные рекомендации, разработки, идеи соотносятся
с конкретными условиями; как правило, это делается посредством интегрирования результатов
научных исследований в уже сложившуюся практику, как части в целое.
В практику может внедряться идея любого уровня – методологического, теоретического, методического или технологического.
Слайд 25Теоретический уровень внедренческо-исследовательской деятельности связан со сменой используемых педагогических теоретических
положений и установок.
Например, со сменой целей и принципов обучения,
подходов к организации учебно-воспитательной работы и т.д.
Технологический уровень внедренческо-исследовательской деятельности педагога связан с освоением и прямым внедрением какой-либо воспитательной или образовательной технологии взамен существующей, принятой.
Внедренческо-исследовательская деятельность
Слайд 26В этом случае исследовательская деятельность строится по-иному и включает в
себя:
первичное ознакомление с новой технологией, ее авторами, сферой применения,
опытом других;
сопоставление элементов новой технологии и своей традиционной, ранее применяемой, определение в них общего и особенного;
поиск и выбор (после оценки) способов овладения новой образовательной технологией;
обучение как переучение, т.е. овладение новыми знаниями и умениями и интегрирование их в прежние или с прежними;
закрепление на практике элементов новой образовательной технологии;
разработка конструктов уроков по новой технологии;
введение новой технологии (возможно поэлементное) – реализация подготовительного материала;
корректировка конструктов урока, адаптация их к особенностям учащихся и преподавателя;
получение вывода об эффективности новой образовательной или воспитательной технологии.
Слайд 27Поисково-исследовательская деятельность
По характеру она наиболее близка научной.
Это комплексное
образование, включающее в себя: способности к творческо-поисковой деятельности (креативность, творческость,
любопытство, умение определять зону незнания и др.),
методологическую подготовку (знание теории и технологии педагогического исследования), а также желание ею заниматься.
Научные возможности – это потенциал педагога в сфере обнаружения теории в практике и на основе практики. Это принципиально иная деятельность, чем внедренческо-исследовательская. Она требует более высокой методологической подготовки преподавателя.
Слайд 28Поисково-исследовательская деятельность
Это деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их
обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии.
В отличие от внедренческо-исследовательских,
эти идеи имеют источником практику самого исследователя. Разработка идеи производится педагогом самостоятельно, на основе собственных теоретических знаний , опыта и интуиции.
Слайд 29Поисково-исследовательская деятельность
Подразделяется на два направления:
- выработка новых концептуальных
идей (новых целей, принципов, законов, выявление тенденций развития педагогических систем
и процессов);
- разработка новых образовательных технологий.
Что касается уровня ее осуществления, то она может совершаться тоже и на методологическом, и на теоретическом, и на технологическом уровнях, как и внедренческо-исследовательская деятельность.
Слайд 30Поисково-исследовательская деятельность
Технологически поисково-исследовательская деятельность по выработке концептуальных идей включает в
себя:
рефлексию сложившейся деятельности педагога в системе деятельности образовательного учреждения;
сопоставление и анализ этой деятельности с позиций теории;
выявление противоречия между наукой и практикой, между своей научно-теоретической подготовкой и результатами личного опыта;
формулирование проблемы и цели как средства снятия обнаруженного противоречия;
разработка гипотезы как новой концептуальной идеи, заменяющей отжившую, не работающую, не дающую результата;
поиск теоретического обоснования новой концептуальной идеи;
систематизация фактов педагогического опыта как практического доказательства плодотворности новой идеи;
проектирование педагогического процесса системы на основе новой концептуальной идеи;
выработка критериев эффективности применения идеи на практике;
опытно-экспериментальная проверка новой концептуальной идеи;
обработка эмпирических данных;
приведение в соответствие теоретического обоснования новой идеи и выводов, полученных экспериментальным путем;
публикация материалов, выступление по итогам поисково-исследовательской работы.
Слайд 31Классификация творческих исследовательских работ учителя
Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на
основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и
на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Слайд 32Классификация творческих исследовательских работ учителя
Натуралистические или описательные – творческие работы,
направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь
элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.