Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА
Слайд 2«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только
характером можно образовать характер».
(К.Д.Ушинский)
Слайд 3 Профессиональная этика педагога
Потребность общества передавать свой опыт и знания
подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила
особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
На сегодняшний день тема этики педагога актуальна, остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
Эти вопросы может решать только тот учитель, который умеет олицетворять собой образец высоконравственной личности.
Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.
Слайд 4 «Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах
и роли в обществе; совокупность норм поведения»
(С.И. Ожегов).
В.А.
Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.
Слайд 5 Профессиональная этика педагога
Разумеется, даже самый лучший учитель – живой
человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы,
однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затерто это звучит, учит добру, причем делает это как словесно, так и личным примером.
Слайд 6 Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети
фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями,
с родителями и т.д. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Слайд 7 Аксиомы педагогического профессионализма
Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей.
Любить детей - это, прежде всего, понимать их и
принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.
Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу.
Слайд 8Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.
Учительский
стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль,
формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими»
Слайд 9Аксиома 3. Ученик - имеет право на незнание.
Часто неуважительная,
авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что
школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем.
Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.
Слайд 10Аксиома 4. Злой учитель - непрофессионал.
Гнев, ярость, недовольство,
несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум
ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях.
Слайд 11Настоящий педагог учит добру!
Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован
на отношение к другим людям “не как к средству, а
только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.