Слайд 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
В СВЕТЕ ФГОС
Подготовила методист
МОУ МУК Дзержинского
района
Белышева Т.В.
Слайд 2Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.
Слайд 3Современный учитель
– это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным
проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой
мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Слайд 4 Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на
результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие
личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.
Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя.
Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
Современный учитель должен
обеспечивать условия
для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
Слайд 6ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
реализовывать педагогическое оценивание деятельности
обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Слайд 7ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
У педагогического работника,
реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть
сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Слайд 8ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ
Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии
преподаваемого предмета.
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии
и психофизиологии познавательных процессов личности.
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
Слайд 9
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Общекультурная компетенция:
· знания в области национальной,
общечеловеческой культуры;
· умение рефлектировать личностную систему;
· толерантность к разным этнокультурам.
Компетенция личностного самосовершенствовании:
· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
· способность к саморазвитию.
Познавательно-творческая компетенция:
· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
· развитость творческих способностей;
· способность самостоятельно приобретать новые знания.
Слайд 10Компетенции педагога
Ценностно-смысловая ориентация личности:
· осознание своей роли и предназначения
· потребность и способность самореализации
· увлеченное построение жизни и профессиональной
деятельности
Коммуникативная компетенция:
· владение технологиями устного и письменного общения,
включая общение через Интернет
Информационная компетенция:
· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
· нормативно-правовое обеспечение педагогической
деятельности;
· владение информационными технологиями
Слайд 11Компетенции педагога
Социально-трудовая компетенция:
· способность взять на себя ответственность;
· проявление сопряженности
личных интересов с потребностями общества;
· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных
действий.
Профессиональная компетенция педагога:
· активная жизненная позиция
· профессиональные знания и умения
· профессиональные личностные качества
· творческие умения.
Слайд 12Система профессиональных компетенций учителя
Владение содержанием и методологией предмета.
Знание закономерностей
познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при
проектировании реального учебного процесса.
Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.
Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.
Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.
Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).
Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).
Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.
Способность к профессиональному самосовершенствованию.
Слайд 13ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
представляют собой
педагогическую адаптированную систему:
научных знаний;
способов деятельности;
опыта творческой деятельности в форме умения
принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Слайд 14
Квалификация педагогических работников образовательных учреждений должна отражать:
компетентность в соответствующих
предметных областях знания и методах обучения;
сформированность гуманистической позиции,
позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
Слайд 15 Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего
основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должна обеспечиваться освоением
ими:
единовременно или поэтапно, в том числе на дистанционной основе, дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности;
программ стажировки на базе общеобразовательных учреждений.
Слайд 16Стажировка
должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных
знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате
теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.