Разделы презентаций


Профессиональные ценности журналиста

Содержание

Какая из ролей журналиста ближе всего вам?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профессиональные ценности журналиста
Лекция для студентов 1 курса

Профессиональные ценности журналистаЛекция для студентов 1 курса

Слайд 2Какая из ролей журналиста ближе всего вам?

Какая из ролей журналиста ближе всего вам?

Слайд 3Дилеммы профессии
Свобода versus ответственность
Журналист свободно пишет свои материалы или журналист

должен создавать текст, думая о самых разных последствиях?
Вмешательство versus нейтральность
Вмешательство

(интервенционализм) журналиста в действительность (сотрудничество с властью) или отстранение от жизни (от оценок)?
Факты versus мнения
Журналист сообщает факты, а не свое мнение, разграничивает факты и мнения или журналист – учитель аудитории?
Объективность versus субъективность
Существует объективная истина, которую можно отразить в сообщениях СМИ, или новости есть субъективное отражение действительности?
Дилеммы профессииСвобода versus ответственностьЖурналист свободно пишет свои материалы или журналист должен создавать текст, думая о самых разных

Слайд 4Основные понятия
Принцип (лат. principium — первоначало, основа)
исходное, не требующее

доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат);
внутреннее

убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь).
В изначальном смысле слова— некая субстанция (вода, воздух, огонь или земля в античной философии) или закон (дао в древнекитайской философии), которые лежат в основе мироздания и из которых можно объяснить все существующее.
Для Аристотеля принцип — это первопричина, для Декарта — самоочевидная основа всякого мышления и познания («мыслю, следовательно, существую»), для Канта — конститутивные и регулятивные правила «чистого разума», для Д. Мура («Принципы этики») — методология этических исследований.
Основные понятияПринцип (лат. principium — первоначало, основа) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома

Слайд 5Основные понятия
Ценность – отношение между представлением субъекта о том, каким

должен быть оцениваемый объект, и самим объектом.
Если объект соответствует

предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно нейтральным.
Основные понятияЦенность – отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом.

Слайд 6Основные понятия
Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило), в

широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные

для сопоставления с ними др. объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации

Правило – часто (в субъективном смысле) предписания

Заповедь – Религиозно-моральное предписание, завет (религ.)
или: (переносн.) Предписание, имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет (ритор.)

Максима (лат. propositio maxima – высший принцип) всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, краткое изречение
Основные понятияСтандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило), в широком смысле слова — образец, эталон, модель,

Слайд 7Этика или стандарты?
Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности,

ethos — привычка, также: совместное жилище, нормы, сплачивающие общество) -

философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания
Употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Этика или стандарты?Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, ethos — привычка, также: совместное жилище, нормы,

Слайд 8Документы
Международная декларация принципов поведения журналистов (Принята на Втором Всемирном Конгрессе

Международной Федерации журналистов в 1954 г.; изменения – на XVIII

Всемирном Конгрессе МФЖ в 1986 г.)
Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов (1996)
Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России (принят Конгрессом журналистов России в 1994 г .)
Декларация Московской хартии журналистов (1994)
Хартия телерадиовещателей (1999)
ДокументыМеждународная декларация принципов поведения журналистов (Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в 1954 г.; изменения

Слайд 9Кодекс профессиональной этики российского журналиста


Кто читал?

Где найти?

Кодекс профессиональной этики российского журналистаКто читал?Где найти?

Слайд 10Принципы Reuters

Точность
Независимость
Непредвзятость (= Свобода от пристрастности)
Честность
Единство корпоративных стандартов

Принципы ReutersТочностьНезависимостьНепредвзятость (= Свобода от пристрастности) ЧестностьЕдинство корпоративных стандартов

Слайд 1110 «заповедей журналистики»
Работай увлеченно!
Сообщай о важном!
Работай планомерно!
Будь конкретен!
Подготовься и слушай!
Не

мешай развитию событий!
Береги культуру речи!
Создавай новые версии!
Будь нейтрален к последствиям!
Иди

в ногу со временем!
Фихтелиус Э.
Новости. Сложное искусство работы с информацией
10 «заповедей журналистики»Работай увлеченно!Сообщай о важном!Работай планомерно!Будь конкретен!Подготовься и слушай!Не мешай развитию событий!Береги культуру речи!Создавай новые версии!Будь

Слайд 1210 абсолютных правил Reuters
Точность всегда священна
Всегда открыто исправлять свои ошибки
Всегда

стремиться к уравновешенности и непредвзятости
Всегда сообщать руководству о возникновении конфликта

интересов
Всегда с уважением относиться к конфиденциальной информации
Всегда защищать свои источники информации от органов власти
Всегда предотвращать появление личной оценки в информационном материале
Никогда не прибегать к фабрикации или плагиату
Никогда не подвергать изменениям статическое или динамическое изображение, если эти изменения выходят за рамки стандартной оптимизации качества изображения
Никогда не платить за информацию и никогда не брать взяток
10 абсолютных правил ReutersТочность всегда священнаВсегда открыто исправлять свои ошибкиВсегда стремиться к уравновешенности и непредвзятостиВсегда сообщать руководству

Слайд 13«Золотые правила» работы репортера
Точность
Ссылка на источник
Честность
Информационный баланс
Объективность
Краткость и ясность
Ответственность

«Золотые правила» работы репортераТочностьСсылка на источникЧестностьИнформационный баланс ОбъективностьКраткость и ясностьОтветственность

Слайд 14Ценности?
«Большинство постсоветских журналистов воспринимают ценности профессии как обязанность журналиста быть

объективными и честным перед аудиторией, коллегами, перед собой, делать высококачественную

работу. Однако на практике журналисты вынуждены действовать согласно политике их издания, проводимой в интересах властей и других влиятельных групп в обществе. Текущая практика навязывает журналисту другую обязанность – служение политической власти, экономической элите общества. Это принимается без сопротивления. Молодежь пришла в журналистику, имея прагматические персональные цели: заработать, найти лучшие жизненные перспективы, удовлетворить творческие амбиции. И поэтому она принимает те правила игры, которые существуют. Молодое поколение считает себя ответственным прежде всего перед нанимателем за те результаты, которые от него ожидаются. Часть из них считает, что в журналистской профессии нет ценностей, как таковых, а понятие морали едва ли к ней применимо».
Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Tampere, 2004.
Ценности?«Большинство постсоветских журналистов воспринимают ценности профессии как обязанность журналиста быть объективными и честным перед аудиторией, коллегами, перед

Слайд 15Точность
Это как заповедь
Accuracy, accuracy, accuracy (Джозеф Пулитцер, американский журналист)
Могут быть

дебаты о стиле, об удачных вопросах, о качестве заголовка, НО:
НЕ

МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАНИЙ ДЛЯ ОШИБОК
Это главная «головная боль» репортеров

ТочностьЭто как заповедьAccuracy, accuracy, accuracy (Джозеф Пулитцер, американский журналист)Могут быть дебаты о стиле, об удачных вопросах, о

Слайд 16Честность
Не вводить в заблуждение читателя
Не скрывать информацию (полнота)
Если вы

не получили информацию, скажите об этом
Не искажать информацию (достоверность)
Не наносить

вред людям и тем более не причинять боль ни в чем неповинным людям
Честность Не вводить в заблуждение читателяНе скрывать информацию (полнота)Если вы не получили информацию, скажите об этомНе искажать

Слайд 17Баланс
Сбалансированная информация – когда представлены все точки зрения и

оглашены все позиции
Особенно важно, когда речь идет о конфликте (споры,

выборы, войны и т.д.)
Если не удалось добыть мнение противоположной стороны, так и скажите: «Мы предприняли все возможные шаги, но, к сожалению, нам не удалось связаться с …»
Баланс Сбалансированная информация – когда представлены все точки зрения и оглашены все позицииОсобенно важно, когда речь идет

Слайд 18Объективность
Объективность = журналистская честность + баланс
Плюс к этому: нейтральность, быть

над схваткой
Не показывать и не высказывать свое мнение
А судьи кто?
Потребитель

информации + независимые эксперты + журналистская корпорация
ОбъективностьОбъективность = журналистская честность + балансПлюс к этому: нейтральность, быть над схваткойНе показывать и не высказывать свое

Слайд 19Ложная объективность
Нужно ли репортеру «включать мозги»? Или работать как копировальная

машина – «что вижу, то и пою…»
Другая сторона объективности: как

быть, когда репортеру говорят неправду (и он об этом знает)?
Еще одна сторона объективности: не только стенографировать, но давать контекст события и его развитие
Ложная объективностьНужно ли репортеру «включать мозги»? Или работать как копировальная машина – «что вижу, то и пою…»Другая

Слайд 20Как избежать ошибок
Проверять информацию
Правило «двойной проверки» (double-check)
Использовать метод прямого наблюдения

(т.е. быть на месте события)
Стараться не использовать вторичные источники, перепроверять

их
Если допущена ошибка: дать исправление или опровержение: Это закон!
Как избежать ошибокПроверять информациюПравило «двойной проверки» (double-check)Использовать метод прямого наблюдения (т.е. быть на месте события)Стараться не использовать

Слайд 21Ссылка на источник
Если вы не оказались на месте события или

сами не добыли информацию, пользуйтесь источниками
Никогда не выдавайте информацию, полученную

от источника, за собственную (есть одно искл: на условиях бэкграунда)
Перепроверяйте информацию
Ссылайтесь на источник
Ссылка на источникЕсли вы не оказались на месте события или сами не добыли информацию, пользуйтесь источникамиНикогда не

Слайд 22Обязательная ссылка на источник

Когда репортер цитирует чье-то заявление или высказывание
Когда

репортер не был свидетелем события
Некоторые СМИ требуют от корреспондентов ссылок

на несколько источников
Анонимные источники и информация не для печати
Обязательная ссылка на источникКогда репортер цитирует чье-то заявление или высказываниеКогда репортер не был свидетелем событияНекоторые СМИ требуют

Слайд 23Краткость и ясность
Заметки должны быть недлинными
Требования разных редакций к объему

заметок
Краткость как признак времени
Учиться правильно писать и говорить по-русски
Уметь редактировать

собственные тексты (в т.ч. сокращать)
Краткость и ясностьЗаметки должны быть недлиннымиТребования разных редакций к объему заметокКраткость как признак времениУчиться правильно писать и

Слайд 24Ответственность
Это невидимая часть работы репортера
Это – отношение к своей

работе, ее принципам и нормам
Ответственность включает все: точность, честность, баланс,

объективность, качество текста
И на самом деле – это отношение к аудитории, которой вы служите

Ответственность Это невидимая часть работы репортераЭто – отношение к своей работе, ее принципам и нормамОтветственность включает все:

Слайд 25Домашнее задание
Как принцип «Не навреди» работает в журналистике
Экспертное мнение
Примеры

из практики
Личный опыт

Домашнее задание Как принцип «Не навреди» работает в журналистикеЭкспертное мнениеПримеры из практикиЛичный опыт

Слайд 26Задание на лекции
Репортер получил задание написать заметку о жертвах авиакатастрофы.

Информацию о количестве погибших он получил из разных источников.
Представитель МЧС:

50 человек
Пресс-секретарь авиалиний, которым принадлежал самолет: 49 человек
Министр транспорта: 51 человек.
Вопрос: какую информацию надо включить в заметку? На кого сделать ссылку?
Задание на лекцииРепортер получил задание написать заметку о жертвах авиакатастрофы. Информацию о количестве погибших он получил из

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика