Разделы презентаций


Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

Содержание

Содержание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профилактика агрессивного поведения детей и подростков
Директор
МБУ «Центр социально –психологической


помощи детям и молодежи «Форпост»
Ю.Ю.Дерягина
Екатеринбург 2019

Администрация города Екатеринбурга
Комитет по

молодежной политике
МБУ «ЦСППДиМ «Форпост»
Профилактика агрессивного поведения детей и подростков Директор МБУ «Центр социально –психологической помощи детям и молодежи «Форпост» Ю.Ю.ДерягинаЕкатеринбург

Слайд 2Содержание

Содержание

Слайд 3Детская и подростковая агрессия

Детская и подростковая агрессия

Слайд 4Закон РФ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной

и социальной принадлежности; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений».


Выполнить задачи, поставленные в 14 статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.
Закон РФ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой,

Слайд 5Теории агрессии
Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное

внимание уделили следующим трем принципиальным идеям:
1) существует врожденная физиологическая

потребность в агрессии;
2) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию;
3) агрессивное поведение — результат научения.

Теории агрессии Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям:

Слайд 6 Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется,

портит вещи и т. д.

Жертва - человек, которому умышленно

наносит вред агрессор. Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. 
 Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т. д. Жертва -

Слайд 7Основные виды агрессии
Физическая – прямое применение силы для нанесения

морального и физического ущерба противнику.
Вербальная – выражена в словесной

форме: угрозы, оскорбления.
Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса.
Прямая – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.
Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии.
Основные виды агрессии Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. Вербальная –

Слайд 8Причины возникновения детской агрессивности 
1.Заболевание центральной нервной системы.
2.Агрессивность как средство

психологической защиты.
3.Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:
неприятие детей

родителями;
безразличие со стороны родителей;
разрушение эмоциональных связей в семье;
чрезмерный контроль или полное его отсутствие;
избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
запрет на физическую активность;
отказ в праве на личную свободу.
Причины возникновения детской агрессивности  1.Заболевание центральной нервной системы. 2.Агрессивность как средство психологической защиты. 3.Агрессивность как следствие нарушения

Слайд 9Особенности детской агрессии

С рождения до 3 лет

Это – импульсивность, истеричность.


Защита внутренней границы «Я», включая игрушки.
Способ контроля поведения ребенка:


Мягкое физическое манипулирование, просьбы, помощь взрослого.


С 4 до 14 лет

Это - целенаправленность.
Возможно в 5 раз больше агрессии, чем в раннем возрасте ( в зависимости от отношений в семье и детском обществе)
Способ контроля: Изменение поведения 

Особенности детской агрессииС рождения до 3 летЭто – импульсивность, истеричность. Защита внутренней границы «Я», включая игрушки. Способ

Слайд 10Возрастные различия в проявлении детской агрессивности
Младший (дошкольный) возраст.
Ребёнок, находясь

в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным.
Коммуникативные

навыки в этом возрасте не достаточно развиты, поэтому он пытается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.
Маленькие легко вовлекают свои конфликты взрослых.
Младший школьный возраст.
В этом возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят.
Дети всё чаще стараются решать проблемы в своём кругу, реже прибегают к помощи взрослых.
Возрастные различия в проявлении детской агрессивностиМладший (дошкольный) возраст. Ребёнок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой

Слайд 11Возрастные различия в проявлении детской агрессивности
Подростковый возраст.
Период с 13

до 16 лет некоторые учёные рассматривают как сплошной возрастной кризис.


Подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
проявлять открыто или прятать и подавлять.
За помощью к взрослым обращаются очень редко. 

Возрастные различия в проявлении детской агрессивностиПодростковый возраст. Период с 13 до 16 лет некоторые учёные рассматривают как

Слайд 12Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек
Мальчишеская агрессия проявляется

более открыто, грубо, она менее управляема. Обычно мальчики проявляют физическую

агрессию.
Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной.
Некоторые с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом.
Это выглядит мягче, зато бьёт больнее. 
Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочекМальчишеская агрессия проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Обычно

Слайд 13 При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек
не подкрепляет агрессивное поведение

подростка;
демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией:
сохраняет партнёрские отношения,

необходимые для дальнейшего сотрудничества.

При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек не подкрепляет агрессивное поведение подростка;демонстрирует положительный пример в обращении

Слайд 14ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей

детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации;
своевременное

выявление неблагополучных семей;
формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»;
создание форм просвещения родителей коррекции по профилактике агрессивности;
совершенствование психолого-педагогической помощи детям;
развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;
развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения;
профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; 
ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯсоздание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для

Слайд 15ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Методы психокоррекционной работы

с агрессивными детьми и подростками:
погружение в проблему
игровая терапия (у

детей)
творческое самовыражение(рисование, театрализация, занятие музыкой, конструирование и т.д.)
телесная терапия
саморегуляция
тренинг релаксации
психологическое конструирования (репетиция поведения подростков)
тренинг конструктивного взаимодействия 
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИМетоды психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками:погружение в проблему

Слайд 16Профилактика и коррекция агрессивного поведении
1. Занятия спортом.
2. Медленный счет

до десяти.
3. Коллекционировать анекдоты.
4. Смотреть юмористические фильмы телепередачи.


5. Подурачиться у зеркала.
6. Овладеть методами саморегуляции.
7. Научиться позитивно воспринимать мир.
8. Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д.
9. Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти предел управляемости.

10. Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица
11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела( руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются.
12. Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на секунд).
13. Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания. 

Профилактика и коррекция агрессивного поведении1. Занятия спортом. 2. Медленный счет до десяти. 3. Коллекционировать анекдоты. 4. Смотреть

Слайд 17Буллинг

Буллинг

Слайд 18Травля - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая

в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии,

угрозах, вербальной агрессии, унижении.

Буллинг (травля) - стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей , обладающих большей властью (силой). (Дэн Олвеус)

Буллинг (травля) - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит)

Травля - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться

Слайд 19Формы
Скрытая травля: игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание

негативных слухов и т.п. (более характерен для девочек)
Прямая травля:
физическая

агрессия (избиение, пинки, щипки, выдергивание волос, привязывание и т.д) психологическое насилие (унижение,оскорбления, угрозы, порча личных вещей, принуждение, вымогательство и т.п.), сексуальное насилие
Кибербуллинг—совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через социальные сети или использованием современных технологий общения (интернет, телефон). Включает в себя ексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен.

ФормыСкрытая травля: игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п. (более характерен для

Слайд 20«Горячие точки» буллинга
«Горячие точки» – это конкретные места в здании

вашей школы и на школьном дворе, где возможен буллинг.
Составьте

карту «горячих точек»!
Достаточно взять поэтажный план здания и план прилегающей территории и пометить красным фломастером эти места.
Обычно это:
Туалеты, особенно возле классов начальной школы
Спортивные раздевалки
Спортзал
Школьный буфет
Раздевалка школьная (гардероб)
Места под лестницей, в темных углах
Укромные уголки
Места курения

«Горячие точки» буллинга «Горячие точки» – это конкретные места в здании вашей школы и на школьном дворе,

Слайд 21Система отношений в группе
Выделение жертвы и агрессора
Цикл травли в группе


Изменение восприятия ребенка-жертвы

Система отношений в группе Выделение жертвы и агрессораЦикл травли в группе Изменение восприятия ребенка-жертвы

Слайд 22Среда, способствующая возникновению травли
Учреждения с высоким уровнем конфликтов между взрослыми

и детьми
Учреждения с авторитарным стилем общения между взрослыми и детьми,

жесткой властной иерархией отношений как между персоналом, так и по отношению к детям
Отсутствие четких правил по отношению к травле и последовательной реакции на любой инцидент травли со стороны взрослых
Непонимание сотрудниками учреждения проблемы травли, неумение выявлять травлю, игнорирование
Косвенная поддержка детям-«агрессорам» со стороны персонала учреждения (обвинения жертвы, «сами разберутся»)
Отсутствие достаточного контроля взрослых во время перемен и плохо организованное пространство учреждения
Взрослый не проявляет тепла и поддержки по отношению к детям, у детей нет контакта с персоналом учреждения

Среда, способствующая возникновению травлиУчреждения с высоким уровнем конфликтов между взрослыми и детьмиУчреждения с авторитарным стилем общения между

Слайд 23Пример …
Какой симпатичный на тебе сегодня свитерок! Он что, из мусорного

контейнера?...
О, сегодня ты опять в свитерке из мусорки? У тебя все

вещи оттуда?...
Фу, от кого это несет помойкой? А, так это же наша вонючка пришла! Да иди же ты, наконец, помойся! Рядом с тобой невозможно сидеть!! Нет, я здесь не сяду!!
Почему она учится в нашем классе? Убирайся отсюда!!

Пример …Какой симпатичный на тебе сегодня свитерок! Он что, из мусорного контейнера?...О, сегодня ты опять в свитерке

Слайд 24Участники травли
Ребенок-«агрессор» - лидирующий нападающий
Дети, участвующие в травле - присоединяются

к лидеру-агрессору
Ребенок-жертва
Свидетели, подкрепляющие травлю: дети, которые занимают сторону нападающих, смеются,

выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят
Свидетели-аутсайдеры: дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону
Защитники: дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву.

Участники травлиРебенок-«агрессор» - лидирующий нападающийДети, участвующие в травле - присоединяются к лидеру-агрессоруРебенок-жертваСвидетели, подкрепляющие травлю: дети, которые занимают

Слайд 25Факторы риска (дети-жертвы)
Более высокий уровень тревожности, чем в среднем в

группе. Нежизнерадостный, неуверенный
Низкая/негативная самооценка (косвенно дает понять сверстникам, что

не сможет адекватно ответить, т.е. становится «легким» объектом нападок и травли).
Отсутствие друзей в группе, трудности в формировании близких отношений со сверстниками
Ребенок может быть физически слабее своих сверстников (касается преимущественно мальчиков)
Особенности внешности и поведения
Вич-инфекция
Принадлежность к этническому/национальному/религиозному меньшинству
Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): может бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков)
Осторожный, чувствительный, замкнутый, послушный, застенчивый, избегает конфликтов в общении
Обычно не агрессивен, не настойчив, не провоцирует и не дразнит других
Часто лучше общается со взрослыми (родителями, учителями), чем со сверстниками

Факторы риска (дети-жертвы)Более высокий уровень тревожности, чем в среднем в группе. Нежизнерадостный, неуверенный Низкая/негативная самооценка (косвенно дает

Слайд 26Особенности детей, которые склонны травить своих сверстников


Высокий уровень агрессии в

целом, чаще прибегают к физической агрессии (мальчики), положительное отношение к

насилию
Потребность в контроле и доминировании, авторитарный стиль общения
Реже проявляют сочувствие/эмпатию к сверстникам, воспринимаются как «крутые», жесткие.
Негативистское восприятие мотивов и поведения окружающих
Часто имеют различные поведенческие проблемы
Импульсивные, нетерпеливые, испытывают трудности с соблюдением правил
Доминантные, авторитарные родители (или один из них)
Травматичный опыт физического и психологического насилия, отвержения
Депрессивные проявления
Могут проявлять агрессию по отношению к взрослым
Часто физически сильнее своих сверстников и, в особенности, жертв травли
Мальчики часто успешны в физических занятиях, играх, спорте

Особенности детей, которые склонны травить своих сверстниковВысокий уровень агрессии в целом, чаще прибегают к физической агрессии (мальчики),

Слайд 27Последствия травли для детей-жертв

Снижение самооценки
Более высокий риск переживания

физического, психологического и сексуального насилия в межличностных отношениях в будущем
Нарушение

социальной адаптации
Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д
Когнитивные нарушения– неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации, памяти и т.п.
Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.
Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
Суицидальные мысли и попытки

Последствия травли для детей-жертв Снижение самооценки Более высокий риск переживания физического, психологического и сексуального насилия в межличностных

Слайд 28Последствия для детей-«агрессоров»

Трудности в выстраивании и поддержании отношений

Снижение успеваемости в

старших классах, негативное отношение к школе

Повышенный риск делинквентного (противоправного) поведения

в будущем
Последствия для детей-«агрессоров»Трудности в выстраивании и поддержании отношенийСнижение успеваемости в старших классах, негативное отношение к школеПовышенный риск

Слайд 29
Дети, пострадавшие от травли, и сами нападающие на других


являются наиболее

уязвимой группой (группой риска) для дальнейших психологических и поведенческих проблем


более выраженные психологические проблемы (в т.ч. депрессия, тревожность), нарушения школьной и социальной адаптации, отсутствие друзей, коммуникативные проблемы, когнитивные нарушения и т.д.
в наибольшей степени отвергаются сверстниками и чаще, нежели остальные дети, являются участниками травли в той или иной роли
чаще в будущем обращаются за психиатрической помощью

Дети, пострадавшие от травли, и сами нападающие на другихявляются наиболее уязвимой группой (группой риска) для дальнейших психологических

Слайд 30Программы профилактики.
Основные компоненты
Меры на трех уровнях: учреждения, группы и

индивидуальном
Информирование учителей, сотрудников учреждения, детей и родителей о проблеме травли,

ее механизмах и последствиях
Единые для учреждения правила в отношении травли
Обучение взрослых
Групповые занятия с детьми
Оказание помощи жертвам травли: индивидуальная или групповая психологическая работа
Оказание помощи детям-«агрессорам»: индивидуальная или групповая психологическая работа
Взаимодействие с родителями
Контроль детей в вечернее, внеучебное, свободное время, организация игрового/досугового пространства

Программы профилактики. Основные компонентыМеры на трех уровнях: учреждения, группы и индивидуальномИнформирование учителей, сотрудников учреждения, детей и родителей

Слайд 31БУЛЛИНГ БОИТСЯ ГЛАСНОСТИ!
УЧИТЕЛЯ, УБОРЩИЦЫ, БУФЕТЧИЦА И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ, - ВСЕ

ВЗРОСЛЫЕ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМИ.
Распознавать первые же признаки

буллинга в ученической среде – важная профессиональная компетенция педагога.
БУЛЛИНГ БОИТСЯ ГЛАСНОСТИ!УЧИТЕЛЯ, УБОРЩИЦЫ, БУФЕТЧИЦА И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ, - ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМИ.Распознавать

Слайд 32Какое поведение учеников может быть маркером буллинга?
С кем-то из учеников

никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в

малых группах
Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе
Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов
В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого
Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону
Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться
Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды
Ученик, не склонный нарушать правила, вдруг начинает регулярно опаздывать на первый урок
Или засиживается после уроков, тоскливо поглядывая в окно: не ушли ли со школьного двора поджидающие его старшеклассники…

Какое поведение учеников может быть маркером буллинга?С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один

Слайд 33Групповые методы работы в ситуации травли
Метод поддержки группы (ранее известный

как метод «без обвинений»). Разработан Мейнсом и Робинсоном в Англии

в 1990х
Метод «общих интересов/заинтересованного участия». Разработан Анатолем Пикасом в Швеции в 1980х

Групповые методы работы  в ситуации травли Метод поддержки группы (ранее известный как метод «без обвинений»). Разработан

Слайд 34Общие положения двух методов
Обычно поведение агрессоров сильно поддерживается членами какой-то

отдельной группы
Чтобы изменить издевательское, травящее поведение отдельного человека, часто лучше

всего работать с его/ее группой друзей или сверстников
Непродуктивно обвинять агрессоров, или даже подразумевать, что они виноваты
С ними можно работать, если обращаться к их эмпатии, сочувствию


Общие положения двух методов Обычно поведение агрессоров сильно поддерживается членами какой-то отдельной группы	Чтобы изменить издевательское, травящее поведение

Слайд 35Метод поддержки группы
Беседа с жертвой: выяснить, как на него/нее повлияла

травля
Выясните вместе с жертвой кто участвовал в травле (необходимо четко

дать понять, что ваша цель НЕ добиваться их наказания)
Беседа с агрессорами и некоторыми другими учащимися, которые сочувствовали и поддерживали жертву
Поделитесь с ними, что вы узнали о состоянии/страданиях жертвы, спросите каждого из них, что они могут сделать чтобы улучшить ситуацию
Поблагодарите каждого за их вклад, после этого взрослый может уйти и предложить группе остаться и еще поговорить, если они хотят
Также перед уходом необходимо дать понять, что взрослый будет разговаривать с каждым еще, чтобы обсудить, как меняется ситуация

Метод поддержки группы Беседа с жертвой: выяснить, как на него/нее повлияла травляВыясните вместе с жертвой кто участвовал

Слайд 36Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика