Слайд 1ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Профилактика детского травматизма – пути решения
Субботина Т.В. - методист ГМЦ
Слайд 2ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных
организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение
и устранение факторов риска с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса.
К травмам может приводить:
организационные недостатки при проведении занятий (нарушение принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет возрастных особенностей учащихся);
несоответствие материально-технической базы требованиям СанПиН;
нарушение учителем и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в образовательной организации;
недостатки в организации административно-общественного контроля за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев в образовательной организации.
Слайд 3ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Основные показатели эффективности работы образовательной организации по
профилактике детского травматизма
1.Наличие распорядительных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации по
профилактике детского травматизма.
2. Наличие документации по профилактике детского травматизма:
учетной;
профилактической;
информационной.
3.Наличие документации о работе постоянно действующей комиссии по расследованию несчастных случаев с обучающимися.
4.Оборудование помещений (кабинетов) повышенной опасности, спортивной материально-технической базы в соответствии с требованиями норм и правил безопасности в образовательной организации.
Слайд 4ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Структура организации профилактической работы в образовательном комплексе
Руководитель
образовательного комплекса
Заместитель руководителя, курирующий работу по ПДТ в ОК
Специалисты по
направлению работы ПДТ в структурных подразделениях
Педагогические работники Родительская Обучающиеся
общественность
.
Слайд 5ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Локальные акты образовательной организации
Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые образовательной
организацией в соответствии с её компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации.
Слайд 6ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
В соответствии с:
- п.2 ст.30 ФЗ РФ
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
образовательные организации принимают локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- п.3 ст. 30 при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.
Слайд 7ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Правила поведения в образовательной организации
Правила разрабатываются с
учетом мнения представителей всех участников образовательных отношений.
Правила поведения для обучающихся
целесообразно предварительно обсудить в классах, определив при этом:
основные проблемы с дисциплиной и поведением обучающихся на уроках, спортивных занятиях, на переменах и внеурочных мероприятиях;
действия обучающихся, учителей, руководителей и других работников образовательной организации, которые могут помочь избежать травм;
дисциплинарные и воспитательные меры в отношении нарушителей правил поведения и лиц, допускающих нарушения дисциплины.
Правила должны определять действия работников в случае, когда они узнают о несчастном случае с обучающимися во время образовательной деятельности.
Слайд 8ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Примерный перечень локальных актов, способствующих профилактике детского
травматизма в ОО
1.Положение о Совете профилактики.
2.Положение о распределении полномочий и
ответственности между органами государственно-общественного управления и администрацией образовательной организации.
3.Положение о режиме занятий обучающихся.
4.Положение о требованиях к одежде и внешнему виду обучающихся.
5.Положение о дежурном администраторе.
6.Положение о дежурном учителе.
7.Положение о дежурном классном руководителе.
8.Положение о дежурном классе.
Слайд 9ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
9.Положение о правилах безопасности в кабинетах повышенной
опасности.
10.Положение о соблюдении мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий,
туристических походов, нахождении на спортивных площадках.
11.Положение об организации деятельности Юных инспекторов движения.
12.Положение о мониторинге работы образовательной организации по профилактике детского травматизма.
13.Положение о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися.
Слайд 10ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
14.Правила поведения обучающихся.
15.Правила о поощрениях и взысканиях
обучающихся.
16.Правила организованной перевозки группы детей автобусами.
17.Правила безопасности занятий по физической
культуре и спорту в общеобразовательной организации.
18.Требования к организации и проведению автобусных экскурсий для обучающихся.
19.Требования, предъявляемые к обучающимся и учителям при проведении уроков и учебных занятий.
20.Порядок учета посещаемости уроков обучающимися.
Слайд 11ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Закрепление ответственности сотрудников образовательной организации
Безопасность пребывания обучающихся
в ОО зависит от слаженности и четкости работы всех подразделений
и служб, выполнения педагогическими работниками и обслуживающим персоналом требований, действующих в ОО, что должно быть зафиксировано в должностных обязанностях работников организации.
С этой целью за каждым сотрудником, в зависимости от его компетенций и полномочий, в должностных инструкциях, либо в отдельных нормативных актах (приказ, распоряжение, регламент), могут закрепляться функции и возможные действия по профилактике травматизма и реагированию на его случаи.
Слайд 12ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Руководитель (директор) образовательной организации
Несет персональную ответственность за
жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников
при осуществлении образовательной деятельности в установленном российском законодательстве порядке. В его должностные обязанности могут входить положения, регламентирующие его действия по предупреждению травматизма:
-обеспечивает создании и поддержание безопасной образовательной среды;
-обеспечивает разработку документов, регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательных отношений в целях профилактики травматизма и реагирования на его случаи;
Слайд 13ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
-обеспечивает реализацию политики образовательной организации в отношении
профилактики травматизма обучающихся через включение специальных мер в план работы
образовательной организации и ее отдельных структурных подразделений и служб;
-обеспечивает разработку и внедрение порядка выявления и учета случаев травматизма и предпринятых мер с использованием специальной документации (форма регистрации, журнал учета и другие);
-совершенствует мониторинг условий безопасности в образовательной организации с целью сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Слайд 14ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Заместитель руководителя (директора) образовательной организации
Может нести ответственность
за функции, делегируемые ему директором школы. Если на заместителя возлагается
функция по курированию вопросов, связанных с предупреждением травматизма и координацией мер реагирования, то в его должностной инструкции прописываются все соответствующие функции:
участвует в утверждении основной образовательной программы ОО, знакомится со сценариями и программами внеурочных мероприятий, технологиями их проведения в целях профилактики травматизма;
посещает учебные занятия и внеурочные мероприятия, в том числе с целью контроля за соблюдением дисциплины и этических норм поведения учащимися и педагогами;
Слайд 15ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
- аккумулирует информацию о всех случаях
травматизма, вносит ее в специальный журнал ( или электронную базу),
где регистрируются все сообщения о травматизме и предпринятые меры;
обеспечивает принятие необходимых мер реагирования на случаи травматизма в соответствии у уставом, правилами поведения, документом, излагающим политику ОО в отношении профилактики специалистов (комиссии), проводивших разбирательство случая травмы.
Ответственный заместитель директора может привлекать к своей работе, связанной с профилактикой травматизма и реагированием на его случаи, дежурного учителя или администратора, классных руководителей, психолога и других работников образовательной организации.
Слайд 16ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Педагогические работники образовательной организации:
-обеспечивают безопасное проведение образовательного
процесса;
-организуют обучение обучающихся правилам безопасного поведения на улице, дороге, в
быту в рамках образовательной программы;
-принимают меры по устранению причин, несущих угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников в помещениях и на территории образовательной организации;
-оперативно извещают администрацию организации о каждом несчастном случае с обучающимися, работником;
Слайд 17ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
-несут ответственность за сохранение жизни и здоровья
обучающихся во время образовательного процесса;
-проводят интерактивные профилактические мероприятия;
-включают обучающихся образовательной
организации в проектную и исследовательскую работу по профилактике детского травматизма;
-осуществляют постоянный контроль за соблюдением правил безопасности на рабочем месте.
Слайд 18ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Работа с педагогическими работниками по профилактике детского
травматизма
1.Инструктирование преподавательского состава по вопросам организации безопасных условий образовательного процесса.
2.Рассмотрение
вопросов профилактики детского травматизма на заседаниях педагогических советов, методических объединениях.
3.Разработка информационных материалов для педагогов по предупреждению детского травматизма.
4.Повышение квалификации педагогов по данному направлению работы.
5.Участие в профилактических мероприятиях (округа, города).
Слайд 19ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Работа комиссии по предупреждению детского травматизма (пример
раздела плана работы образовательной организации)
Вводный инструктаж для классных руководителей по
соблюдению правил безопасности при организации массовых мероприятий, экскурсий, походов, спортивных соревнований. Оформление соответствующей документации – сентябрь.
Обсуждение профилактических мероприятий по предупреждению травматизма на совещании при директоре, педсоветах, заседаниях МО классных руководителей – в течение года.
Ежедневный инструктаж по соблюдению правил безопасности для обучающихся на уроках химии, физкультуры (работа с реактивами, выполнение упражнений на спортивных снарядах, бег, прыжки, работа с острыми и режущими инструментами, швейными машинами и т.д.) – в течение учебного года.
Оперативное оформление текущей документации по детскому травматизму (регистрация случаев травмирования обучающихся , акты по факту травмы, журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися, аналитические отчеты) – в течение года.
Слайд 20ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Контроль пропусков уроков обучающимися, оперативное выяснение причины,
информирование родителей – в течение года.
Включение вопросов о состоянии детского
травматизма в повестку заседаний Совета профилактики:
-отчеты классных руководителей,
-случаи травматизма в образовательной организации – в течение года.
Обязательный инструктаж по безопасности обучающихся и педагогических работников в начале каждой четверти и перед каникулами – в течение года.
Организация дежурства педагогических работников по ОО (информация о случаях детского травматизма на совещаниях педагогического коллектива) – в течение года.
Консультации «Ответственность педагогических работников за жизнь и здоровье детей»(административное взыскание, дополнительные инструктажи по вопросам профилактики детского травматизма) - в течение года.
Слайд 21ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Работа с обучающимися по профилактике травматизма
1.В урочное
время: обучение учащихся правилам и приёмам безопасной работы в ходе
выполнения учебных задач, особенно в специализированных кабинетах.
2.Совершенствование общефизической подготовки, повышение внимания к отработке технических приёмов спортивных игр и изучению правил в игровых видах спорта.
3.Формирование у учащихся культуры травмобезопасного поведения в школе.
4. Во внеурочное время: (праздники, экскурсии, походы, поездки должны оформляться приказами директора о безопасности обучающихся и ответственности учителей при проведении данных мероприятий) проводить инструктажи о безопасности движения, давать рекомендации по поведению обучающихся во время мероприятий.
5.Проведение классных часов и бесед по профилактике травматизма во время учебного процесса и вне его (профилактика дорожно-транспортного травматизма, правила поведения на железной дороге, правила поведения в быту).
6.Проведение рейдов по профилактике травматизма членами Школьного совета.
Слайд 22ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Работа с родителями по профилактике детского травматизма
и несчастных случаев
Цель профилактической работы с родителями – объяснение рисков
и возможности возникновения проблемных ситуаций, угрожающих здоровью и безопасности детей, повышения уровня информированности родителей по данной проблеме, обозначение правил, с которыми необходимо ознакомить ребенка в семье, организация совместных действий педагогов и родителей, повышающих эффективность принимаемых мер.
Основное направление работы – информационное, разъяснение необходимости постоянного внимания к состоянию здоровья детей, обучение детей безопасному поведению.
Слайд 23ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Формы организации работы с родителями по ПДТ
Анкетирование.
Тестирование,
опрос.
Круглый стол родителей, педагогов, психологов.
Совместные проекты здоровьесберегающей направленности.
Педагогические советы с
участием родителей.
Родительский лекторий.
Родительские конференции.
Семейные конкурсы.
Презентация опыта семейного воспитания по профилактике детского травматизма в средствах информации.
Участие родителей в оформлении информационных уголков по профилактике травматизма в быту, на улице, в транспорте …
Слайд 24ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Мониторинг профилактики детского травматизма
Мониторинг направлен на повышение
эффективности работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации.
Он может
проводится по разным направлениям профилактической работы, например:
Мониторинг случаев травматизма обучающихся во время образовательного процесса.
Мониторинг случаев травматизма вне образовательной организации.
Мониторинг профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации.
Мониторинг технического и санитарного состояния учебных кабинетов, спортивных залов, столовой и др. помещений, в которые имеют доступ обучающихся.
Слайд 25ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Этапы создания систем мониторинга:
1 этап - задание
на мониторинг
На данном этапе определяются: цели и задачи, объект и
предмет, требования к инструментарию, сроки проведения, категории лиц, участвующих в мониторинге.
2 этап - создание рабочего проекта мониторинга
На втором этапе определяются методы и формы проведения исследования; разрабатываются критерии, технология обработки результатов; создается проект инструмента; планируются проведения опросов; возможные формы анализа; варианты представления результатов пользователям; уточняется необходимое ресурсное обеспечение.
З этап – согласование проекта
Согласование с руководителем программы деятельности, которая была выработана в процессе подготовительной работы. Окончательный вариант лучше зафиксировать в письменной форме.
Слайд 26ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
4 этап - проведение мониторинга
5 этап -
обработка результатов
6 этап - первичный анализ результатов
7 этап - обсуждение
(валидизация)
8 этап - подготовка заключительного документа
9 этап - использование результатов в управленческой деятельности
Для проведения мониторингового исследования необходимо подготовить пакет документов, включающий:
1. Приказ о проведении мониторинга.
2. Список рабочей группы.
3. План-график проведения мониторинга.
4. Программу мониторинга.
5. Инструментарий для сбора информации.
Слайд 27ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Данные, полученные в ходе мониторинга, следует рассматривать
в качестве информационной основы для эффективного управления профилактической работой в
организации, совершенствования ее содержательной, методической, организационных сторон. Соответственно, важнейшее требование, предъявляемое к мониторингу, заключается в получении практически полезной, надежной и достаточной информации, которая может быть использована для анализа ситуации и последующего принятия последующих управленческих действий, направленных на совершенствование качества профилактики детского травматизма в образовательной организации.
Слайд 28ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Критерии эффективности работы по профилактике детского травматизма
(для проведения мониторинга работы по данному направлению)
1.Полнота разработанных нормативных правовых
документов по проблеме профилактики детского травматизма.
Показатели:
1. Наличие нормативно-правовой базы по проблеме профилактики детского травматизма:
приказы, положения, договоры, локальные акты, инструктивные материалы.
2. Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям.
3. Возможность использования разработанных нормативно-правовых документов в других образовательных организациях (возможность трансляции опыта работы).
Слайд 29ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
2.Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения профилактической
работы в образовательной организации.
Показатели:
1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных
в ходе профилактической работы:
программы, активные методы обучения, современные образовательные и воспитательные технологии, направленные на профилактику несчастных случаев и травматизма обучающихся.
2. Наличие, разработанных научно-методических материалов: методические пособия; методические рекомендации; практические пособия.
Слайд 30ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
3.Влияние изменений, полученных в результате профилактической работы,
на уменьшение травм и несчастных случаев в образовательной организации.
Показатели:
1. Уровень
обученности навыкам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
2. Уровень воспитанности.
3. Уровень состояния здоровья обучающихся.
4. Удовлетворенность детей и их родителей безопасными условиями организации образовательного процесса.
5. Количество травм и несчастных случаев в образовательной организации.
Слайд 31ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
4.Влияние изменений, полученных в результате профилактической работы,
на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.
Показатели:
1. Степень вовлеченности
педагогических и руководящих кадров образовательной организации в работу по профилактике детского травматизма.
2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате этой деятельности.
3. Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательной организации:
участие в конкурсах, участие в семинарах, участие в конференциях различного уровня и пр.
4. Количество проведенных мероприятий на базе образовательной организации по теме: « Профилактика детского травматизма».
Слайд 32ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
5.Информационное сопровождение профилактики детского травматизма.
Показатели:
1. Наличие публикаций
по теме: « Профилактика детского травматизма» в научно-методических журналах.
2. Наличие
публикаций (репортажей) по вопросам профилактики детского травматизма в СМИ.
3. Отражение результатов работы по профилактике детского травматизма на сайте образовательной организации.
4. Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность (эффективность) профилактики детского травматизма в образовательной организации.
Слайд 33ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Пример мониторингового исследования работы ОО по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
Мониторинг работы ОО по профилактике ДДТТ и
обучению обучающихся правилам безопасного поведения на дорогах может проводиться один раз в год, а также по факту ДТП с несовершеннолетними. Мониторинг может проводиться и по результатам анализа статистических данных по ДДТТ и количества нарушений ПДД со стороны обучающихся.
Целью мониторинга является активизация работы педагогического коллектива по реализации плана обучения детей ПДД и профилактики ДДТТ.
Задачи мониторинга:
выявление причин и факторов, обуславливающих рост числа ДТП с детьми;
создание условий для интенсификации учебно-воспитательного процесса по преподаванию ПДД и устранение недостатков в деятельности по профилактике ДДТТ.
Слайд 34ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Объекты мониторинга:
планы ОО по ПДДТТ;
организация
и проведение занятий;
формы, виды, регулярность и результаты контроля, проводимого
внутри ОО;
формы и методы дифференцированной работы с обучающимися;
планы работы отдельных педагогов;
состояние материально-технической и учебно-методической базы;
наличие и регулярность обновление уголков безопасности; формы работы ОО с ГИБДД, родителями и общественными объединениями;
деятельность ответственного за работу по организации обучения детей ПДД и профилактики ДДТТ;
работа отряда Юных инспекторов движения;
организация работы по профилактике ДДТТ в период каникул.
Слайд 35ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Ниже приведена примерная сводная таблица мониторинговой диагностики
организации профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательно
организации.
В нее дополнительно могут быть внесены сведения по учебно-методическому обеспечению:
наглядный и дидактический материал, имеющийся в образовательной организации (плакаты по ПДД, дидактические игры, видеофильмы и т.п. );
диагностический материал (контрольные задания, диагностические тесты, задания для самостоятельной работы обучающихся);
методические материалы для педагогов (опыт работы по профилактике ДДТТ; сборники планов-конспектов уроков и внеклассных мероприятий; методические рекомендации по обучению учащихся ПДД).
Слайд 36ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 37ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 38ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Слайд 39ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Важные психолого-педагогические и дидактические функции мониторинга:
- обеспечение
осмысления цели деятельности коллектива образовательной организации, планирование его работы по
конечному продукту;
-формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать результаты своей работы, конструктивности ее корректировки;
-формирование педагогической среды единомышленников.
Можно сделать вывод, что мониторинг является действенным механизмом управления организацией работы по профилактике детского травматизма, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.
Слайд 40ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Путей решения задач профилактики детского травматизма много.
Выбор своего пути решения этой проблемы остается за каждой образовательной
организацией.