Слайд 1I Открытый форум классных руководителей
(в рамках VII Петербургского
образовательного
форума)
Секция №5
"Классный руководитель-родитель-школьник"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
23
марта 2016 г.
Профилактика
экзаменационной тревожности при подготовке к ЕГЭ
Осипчук Лариса Васильевна, ст. преп. кафедры психологии и педагогики СПбГИК
Семенова Светлана Васильевна, доц. кафедры психологии и педагогики СПбГИК
Слайд 4Ситуация
С кем вы были?
Что вы делали?
Когда это
произошло?
Где вы находились?
Слайд 5Чувства
Охарактеризуйте каждое из своих чувств одним словом.
Оцените интенсивность
чувств (0 -100%)
Слайд 6Автоматические мысли (образы)
Что возникло в моем сознании непосредственно перед
тем, как я начал испытывать это чувство?
Что это говорит
обо мне, если это действительно так?
Что это означает относительно меня, моей жизни, моего будущего?
Чего я опасаюсь?
Каков наихудший вариант развития событий, если это действительно так?
Что это говорит о том, что думают обо мне и что чувствуют по отношению ко мне другие люди?
Какие образы и воспоминания возникли в моем сознании в этой ситуации?
Слайд 7Автоматические мысли:
опираются на глубинные убеждения о себе, о людях,
об окружающем мире
формируются в детстве
часто не осознаются
Слайд 8А – происходящее событие
В – восприятие события (мысли о
происшедшем)
С – эмоциональные переживания
Наши эмоции зависят от того, что
мы думаем о событии
Слайд 9Одна и та же ситуация может вызывать разные чувства
Я
неудачник
Они не имеют права меня увольнять; это дискриминация
Это здорово!
Все будет
прекрасно!
Мне это не нравится, но теперь у меня есть возможность попробовать себя на другой работе
Увольнение с работы
Меня могут оценить лишь такие же выдающиеся личности, как я
Слайд 10Катастрофизация
предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных
исходов.
"Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".
«Если мой
ребенок получил в школе двойку,
то это значит, что он не сможет учиться".
Слайд 11
Черно-белое мышление
представление о том, что существуют только две категории для
оценки событий, людей, поступков (все или ничего, плохое-хорошее). Отказ от
оценки в континууме.
«Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник»
Слайд 12Чтение мыслей
уверенность человека в том, что он знает мысли
окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.
"Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".
Слайд 13Навешивание ярлыков
наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без
учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к
менее негативным выводам.
"Я неудачник", "Он зануда".
Слайд 14Долженствование
наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести
себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если
ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".
Слайд 15Вопросы для анализа автоматических
мыслей и формулирования альтернативных суждений:
1. Каковы
доказательства истинности этой автоматической мысли?
2. Каковы доказательства обратного?
Противоречит ли
что-нибудь в моем опыте моим теперешним мыслям?
Случалось ли у меня в прошлом, что подобные опасения не сбылись?
Возможно ли, что эта мысль нелогична и искажена?
Существует ли альтернативное объяснение?
3.На самом ли деле все так ужасно, как мне представляется?
Что самое худшее может произойти? Смогу ли я это пережить?
Что самое лучшее может произойти? Каков самый реалистичный исход?
4.Каковы последствия моей веры в автоматическую мысль?
Каковы могут быть последствия изменения моего мышления?
Что я должен делать в связи с этим?
Могу ли я к той же самой ситуации подойти с другими мыслями, которые будут менее тревожными?
Если да, то почему этого нет в действительности? (новые мысли)
5.Что я мог бы посоветовать своему другу, который находится в такой же ситуации.
Слайд 16Критерии рациональности мыслей
Отвечает ли действительности моя мысль?
Помогает ли
эта мысль успешно готовиться к экзамену?
Слайд 17Переформулирование мыслей
Если я не сдам экзамен – это будет
катастрофа!
Скорее всего я сдам экзамен – я хорошо к нему
готовилась. Многие школьники справились с ним – значит и я смогу. Даже если я не сдам экзамен в этот раз, у меня есть возможность пересдать его.
Слайд 18 Надо мной все смеяться будут, считать неудачником
Я не могу предугадать, что будут думать другие. Даже если
кто-то и будет посмеиваться, я смогу это пережить. Несданный экзамен никого еще не сделал неудачником.
Слайд 19Как только я зайду на экзамен, я все забуду
Когда
я приду на экзамен, то не буду паниковать, дам себе
возможность подумать, начну писать с того, что покажется легким. Я хорошо подготовлюсь к экзамену и смогу использовать свои знания
Слайд 20Я ничего не смогу выучить
Я не смогла бы доучиться до
11 класса, если бы у меня не было на то
способностей. А это значит, что если я подготовлюсь к экзамену соответствующим образом, то обязательно сдам его, без лишнего волнения и беспокойства.
Слайд 21Я ни в коем случае не должен ошибаться
Я слишком
много от себя требую — не допускать ни одной ошибки.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Я буду ставить перед собой достижимые цели – напишу работу настолько хорошо, насколько сумею.
Слайд 22Выявление иррациональных мыслей
Переформулирование иррациональных мыслей в рациональные
Тренировка рациональных мыслей
Рациональные мысли
как привычные
Слайд 23Нагнетание обстановки, разбор отношений, бесконечные напоминания, что надо больше заниматься
Негативная
установка учителей, родителей: «Не сдадите, опозорите школу», «Не учите»…
Неадекватные ожидания
окружающих, катастрофизация результата.
Переживание неудачи как угрозы упасть в глазах других.
Заниженная самооценка, неуверенность в своих знаниях
Неопределенность дальнейших жизненных перспектив.
ЕГЭ – источник экзаменационной тревожности
Слайд 24Десять заповедей неудачника
Всегда и везде жди от себя только неприятностей
(больших и маленьких).
Если на тебя неожиданно свалится успех, сделай все,
чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.
3. Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.
4. Выбери одно из двух – или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное – не обращай внимание на то, что в действительности происходит.
5. Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.
6. Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.
7. Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос “Кто виноват?” и никогда “Что делать?”.
8. Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.
9. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.
10. Избегай любви к себе!