Слайд 1Профилактика синдрома эмоционального (профессионального) выгорания педагогов
Семинар-тренинг
Слайд 3Выраженность эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога
Стаж
работы 0-5 лет , возрастные границы 23-29 лет,
– возможной
причиной СЭВ может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью.
Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы
от 15 до 20 лет.
Стаж работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года.
Этот период связан с кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу ?
Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил в возрасте 50-55 лет.
(Абрамцева Г.С. Возрастная психология. 1999 г.)
Слайд 5Цели и задачи семинара:
В результате семинара педагоги:
познакомятся с понятием эмоционального
выгорания; с приемами саморегуляции;
научатся психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
оптимизируют свою
самооценку;
определят своё отношения к профессии, выделят источники неудовлетворения профессиональной деятельностью;
снимут эмоциональное напряжение;
сформируют позитивное мышление в отношении себя и окружающей действительности.
Слайд 6Чтобы помогать другим, гораздо эффективнее всего беречь свою жизнь и
радоваться каждому её дню
Слайд 7Что это такое?
Профессиональное выгорание
— это синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов
работающего человека. Возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: — всех, чья деятельность невозможна без общения.
Слайд 8Немного истории
Термин «burnout» («выгорание»,«сгорание») предложил
Г. Фрейденбергер в 1974 г.
для описания деморализации,
разочарования и крайней усталости,
наблюдаемых у специалистов,
работающих
в
системе профессий
«человек-человек»
Слайд 9Компоненты выгорания в модели синдрома выгорания
К. Маслач и С.
Джексона (1981 г.)
Эмоциональное истощение;
Деперсонализация;
Сокращенная
профессиональная реализация
(или редукция личных достижений)
Слайд 10Эмоциональное истощение
Обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах,
усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания.
Возникает чувство
«приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
Слайд 11Деперсонализация
Проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях
это может быть повышение зависимости от других. В других случаях
– повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей.
Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
Слайд 12Сокращенная профессиональная реализация
Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию
себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств
и возможностей, либо в
редуцировании
собственного достоинства,
ограничении
своих возможностей,
обязанностей по отношению
к другим.
Слайд 13первичные симптомы эмоционального выгорания
продолжающееся во времени плохое настроение;
эмоциональное опустошение;
подавленность;
усталость;
ощущение физической слабости;
снижение
интереса к происходящим событиям;
раздражительность;
«девичья память».
Слайд 14Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений!!!
Деперсонализация
Сворачивание
личных достижений
Ослабление
защиты
организма
Потеря
трудоспособности!
Слайд 15Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое
достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов,
мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Слайд 16 ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ
РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
вкусная еда,
длительный сон,
общение с
природой
и
животными,
движение,
танцы,
музыка.
Слайд 17Саморегуляция
психического состояния
Способы саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном -
отвлечение;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц - физические нагрузки переключают
эмоции;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам
(Богу, Вселенной, великой идее и т.д.);
«купание» (реальное или мысленное)
в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов или молитв;
высказывание похвалы, комплиментов;
занятие любимым делом – хобби.
Слайд 18САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня
не менее 3–5 раз
В случае даже незначительных успехов целесообразно
хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»
Дарите себе подарочки и милые безделушки
Слайд 19«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я
запомню
Вовлеки меня – и я пойму
и чему-то научусь»
Китайская
поговорка
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает
Слайд 20Экспресс оценка выгорания
Оценка результатов:
0-1 балл
Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов
Вам
необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов
Пришло время
решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни
10 баллов
Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста
Слайд 21Упражнение «Выбор»
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете
взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3.
Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Слайд 22Упражнение «Тест геометрических фигур»
Слайд 24Упражнение «Руки»
Релаксационное упражнение
(техника напряжения и расслабления)
Слайд 25Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности
Слайд 26Упражнение «Моя аффирмация»
Аффирмация - краткая фраза, содержащая вербальную формулу,
которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека,
способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни
Слайд 28Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения
Слайд 29Упражнение «Валять дурака»
экспресс-разминкА для снятия эмоционального напряжения
Слайд 30Музыка
при переутомлении и нервном истощении
– «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
при
угнетенном меланхолическом настроении
– ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария»
Шуберта,
при выраженной раздражимости, гневе
– «Сентиментальный вальс» Чайковского;
при снижении сосредоточенности внимания
– «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
расслабляющее действие
– «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
тонизирующее воздействие
– «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна;
релаксационная музыка
“Тайны внутреннего мира” – “Благославление” (Дютер), “Природа”: “Раннее утро в лесу”, “Концерт рано утром”, “Утро в горах”, “Звон монастыря в долине”, “Маленький лесной ручей в мае”.
Слайд 31Рекомендации: как избежать встречи с эмоциональным выгоранием
Работа - это только
часть жизни!!!
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить
первые симптомы усталости.
Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
«Мудр тот, кто знает нужное, а не многое» Эсхил
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите сначала ей свое хорошее настроение» Спиноза
«Не думай я должен,
а думай – хочу, и жизнь будет не рабством, а игрой» В.Е.Михальцев
«Проводи время только с тем, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого сам можешь сделать лучше. И то и другое совершенно взаимно, люди учатся обучая» Сенека
Слайд 32О П Т И М И С Т
П Е С
С И М И С Т
УСПЕХИ
НЕУДАЧИ
приписывает себе,
широко в
пространстве,
широко во времени
приписывает стечению обстоятельств,
локально в пространстве,
локально во времени
НЕУДАЧИ
УСПЕХИ
Слайд 33«Если говорить о состоявшихся профессионалах, то они не раз переживали
кризис выгорания.
Зрелый специалист обязан иметь в своей профессиональной биографии такие
периоды. Они и есть вестники того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь и работу просятся изменения».
В.В. Макаров,
Избранные лекции по психотерапии, 1999.
Слайд 34Упражнение «источник»
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Слайд 35«Помоги себе сам»
Мир вокруг - зеркало нашего к нему
отношения
В целях направленной профилактики СЭВ :
старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять
свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе;
не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
Слайд 36ВЫВОДЫ:
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
Важно помнить, что наша жизнь
– это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье!
НЕ
ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ
ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК
ДО КРИТИЧЕСКИХ!
Слайд 37Успехов вам в жизни, удачи, здоровья и благополучия!!!
Рефлексия
Спасибо за внимание!