Слайд 1Профилактика стресса
в период самоизоляции
Автор-составитель:
педагог-психолог
Микрюкова Рина Александровна,
специалист южного
филиала ГБУ «Республиканский молодёжный социально-психологический и информационно-методический центр» Республики Башкортостан
2020
Слайд 2Что такое стресс?
Стресс-
это состояние повышенного напряжения организма
как защитная
реакция на различные неблагоприятные факторы
Слайд 3Позитивный и негативный стресс
Слайд 4Причины стресса
Неконтролируемые. К таковым относятся следующие причины негативного влияния на
человека: налоги, ухудшение погоды, увеличение курса валют, инфляция, пандемия. Под
влиянием таковых причин человек с каждым днем все больше нервничает и переживает, в результате чего стресс переходит в дистресс и невроз.
Подвластные. Это те причины, которые человек может исправить, но не делает этого в силу неуверенности в себе и прочих признаках. Примером таковых причин являются: неспособность планирования дня, неумение определения приоритетов и т.п.
Самовольные. Обуславливаются вследствие превращения обыденной жизни в проблему. Человек переживает по всякой мелочи, в результате чего все откладывается в головном мозгу и со временем дает свое негативное влияние.
Слайд 6Стресс – тревога – страх - невроз
Слайд 13Эмоции при хроническом дистрессе влияют на организм
Слайд 14Влияние темперамента
на стрессовоустойчивость
Слайд 15Влияние темперамента
на стрессовоустойчивость
Слайд 21Копинг-сратегии
(способы совладания со стрессом)
Копинг - стратегии
это способы
деятельности,
которые помогают
адаптироваться в
сложной
ситуации и
удержать
психологическое
равновесие.
В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса
и Фолькмана, 1984 г.
выделяются базисные копинг-стратегии:
• «разрешение проблем»,
• «поиск социальной поддержки»,
• «избегание»;
базисные копинг- ресурсы:
Я-концепция (образ Я, самооценка) ,
локус контроля, эмпатия,
аффилиация и когнитивные ресурсы.
Слайд 23Методы управлением стрессом
Аутогенная тренировка (аутотренинг)
Медитация
Методика глубокого медленного дыхания
Метод мышечной
релаксации
Самогипноз
Майндфулнесс (секулярная медитация)
Арт-терапия: музыкотерапия, кинотерапия, библиотерапия (чтение книг)
Слайд 24Творчество –
как метод преодоления стресса
Слайд 25Творчество –
как метод преодоления стресса
Слайд 28У каждого человека есть множество ресурсов для преодоления стресса
Слайд 29Ресурсные упражнения
Кто Я?
Какие ценности важны?
«Похвалить себя»
«Я – плюс», «Я
– минус»
«Ситуативное ободрение»
«Способности – помощники»
«Дневник достижений»
«Неделя развития уверенности» (С.Киселевская)
Слайд 30Упражнение «Кто Я?»
Я - человек
Я – мать (отец)
Я – личность Я – ученик (студент)
Я - женщина (мужчина) Я – коллега
Я - дочь (сын) Я- подчиненный (начальник)
Я - внучка (внук) Я-работник ( профессионал)
Я – сестра (брат) Я – хозяин
Я - подруга (друг) Я –житель планеты
Я - невеста (жених) Я – часть Вселенной
Я - жена (муж) Я - часть Мира
Слайд 31 Упражнение
«Какие ценности важны? » (опросник С.Шварца)
Слайд 32Упражнение «Похвали себя»
1. Ты сейчас на правильном пути. 2. Великолепно!
3. У тебя получилось это дело. 4. Правильно! 5. Это
хорошо. 34. Ты делал это так быстро. 35. Это замечательно! 36. Да! 37. Это способ! 38. Ты ничего не упустил! 67. Мои поздравления! 68. Превосходно! 69. Хорошо запомнил! 70. Поздравляю! 71. Ты прав! 6. Супер! 7. Именно так! (Точно так!) 8. Я горжусь тем, как ты сегодня работал. 9. Ты делаешь это очень хорошо. 10. Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку. 39. Этот способ именно для этого! 40. Так держать! 41. Необыкновенно! 42. Прекрасно! 43. Это лучше всего! 72. Держись так! 73. Ты сделал это как раз вовремя. 74. Ты сделал сегодня много работы. 75. Это способ действия! 76. Это намного лучше. 11. Хорошая работа! 12. Я счастлива, видеть такую твою работу. 13. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. 14. Ты делаешь хорошую работу. 15. Очень приятно общаться с таким умным ребёнком. 44. Совершенно! 45. Прекрасный ход работы! 46. Сенсационно! 47. Это лучше. 48. Теперь ничто тебя не остановит. 77. Мне нравится ход твоих мыслей! 78. Я очень горжусь тобой! 79. Ты близок к истине! 80. Большое тебе спасибо. 81. Ты превзошел сам себя сегодня. 16. Это лучшее из того, что у тебя получалось. 17. Это лучшее из того, что у тебя получалось. 18. Это то, что надо! 19. Я знала, что ты можешь сделать это. 20. Это хорошее улучшение. 49. Отлично! 50. Это была классная работа. 51. Замечательно! 52. Еще лучше! 53. Ты только что сделал это. 82. Я не видела ничего лучшего. 83. Ты понял это очень быстро. 84. Хорошо. 85. Чудно! 86. ОК! – полный порядок. 21. Сейчас ты это понял. 22. Значительно! 23. Наконец-то! 24. Твоя работа принесла мне много радости. 25. Ты быстро учишься. 54. Это лучше, чем всегда. 55. Твой мозг поработал на славу. 56. Ты действительно добьешься успеха. 57. Это выдающееся открытие. 58. Фантастика! 87. Так-так. 88. Мощный прорыв! 89. Вот этого я еще не видела! 90. Ты неузнаваем сегодня! 91. Это уже успех! 26.Продолжая работать так же, ты добьешься лучшего. 27. Это хорошо для тебя. 28. Я не смог бы сделать лучше. 29. Еще немного времени, и у тебя это получится. 30. Я верю в тебя. У тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. 59. Очень здорово! 60. Очень верно и точно получилось! 61. Это называется прекрасной работой. 62. Ты сделал это очень хорошо. 63. Ты, наверное, долго практиковался. 92. Это твоя победа. 93. Теперь ты чувствуешь свои возможности. 94. Ты настоящий мастер. 95. Сердечно рада за тебя. 96. Не могу не выразить свой восторг. 31. Ты, действительно, сделал эту работу, шутя. 32. Это правильный путь, чтобы сделать работу. 33. С каждым днем у тебя получается лучше. 64. Ты делаешь это красиво! 65. Как ты много сделал! 66. Это правильно! 97. Грандиозно! 98. Красивая мысль 99. Ты сделал это легко.
Слайд 33Упражнение
«Я –минус », «Я – плюс »
Сделайте из лимона-лимонад.
Переформулируйте свои негативные качества в положительные:
Я – ленивая (ый).
Лень -
это способность экономить свои силы, способность отдохнуть. (С.Киселевская)
Я – тревожная (ый).
Тревога- свойственна добросовестным людям с нестандартным мышлением.
Слайд 34Упражнение «Воздушный шар»
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте
от 10 до 1.
Постепенно полностью расслабьтесь.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы мысленно складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.
Визуализируйте этот процесс.
Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту.
Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем ( В.Н. Ковалев).
.
Слайд 35Упражнение «Звуки ветра»
«Закройте глаза. Прислушайтесь к звукам за окном. Шелест
ветра, пение птиц, голоса. Что еще? Прислушайтесь к звукам, наполняющим
это здание, но находящимся за пределами этой комнаты. Прислушайтесь к звукам, наполняющим эту комнату.
Прислушайтесь к тому, что происходит в вашем теле. Прислушайтесь к своему дыханию. Какое оно? Не задерживайте и не убыстряйте его. Не надо ничего менять, просто прислушайтесь. Услышьте биение вашего сердца в груди. Услышьте биение сердца в других частях вашего тела.
Ваше тело может находиться в состоянии усталости или бодрости, напряжения или расслабленности. Как бы то ни было, оно может вам многое рассказать о себе и о вас. Поблагодарите его за первый контакт с вами и, когда будете готовы, почувствуйте себя лежащим в комнате. Откройте глаза» ( В.Н. Ковалев).
Слайд 36Упражнение «Растяжка»
Чувство тревоги «живёт» на шее ниже затылка. Научимся его
снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину.
Расслабить мышцы. Расцепить руки. Сожмите кисти рук в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Повторите 3 раза, вращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея( В.Н. Ковалев).
.
Слайд 37Упражнение «Бабочка»
«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и
спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный
летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз.
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза» ( В.Н. Ковалев).
.
Слайд 38Десенсибилизация и переработка движением глаз
(ДПДГ, англ. EMDR) — метод предложен Френсин
Шапиро
Длительность ДПДГ зависит от поставленных целей и задач.
Количество сеансов
от 1-2 до 6-16, длительность сеансов от 30 мин до 90 мин. Частота сеансов 1-2 раза в неделю.
Суть метода – сосредоточиться на негативном образе, который беспокоит, и связанных с ним негативных мыслях и эмоциях. Одновременно надо двигать глаза по 6 направлениям: сначала слева-направо, затем вертикально, потом по диагонали, по кругу, крестообразно и в конце выполнить вертикальную и горизонтальную «восьмерку»
Слайд 39 ЗОЖ в домашних условиях -
основа стрессовоустойчивости
Слайд 42Различия между признаками
простудных заболеваний
Слайд 44Всероссийские телефоны
8 800 2000 112
Горячая линия «Стопкоронавирус»
8 800 200
0 200
Горячая линия
Минздрава России
Слайд 45Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА
8-800-555-49-43
Слайд 46«Горячие линии»
министерств здравоохранения
Слайд 47Телефоны «горячих линий» г.Сибай
по вопросам противодействия коронавирусной инфекции
8 (34775)
5-28-60, 5-28-76 - телефон «горячей линий» администрации городского округа город
Сибай. Время работы с 08.00 до 18.00.
Сообщения принимаются на электронный адрес круглосуточно admsibay210@mail.ru.
8 (34775) 2-25-07 - телефон «горячей линии» АНО СОН «Изгелек». Время работы с 08.00 до 17.00.
8-987-493-27-54, 8-987-493-27-50 - телефоны «горячих линий» волонтерского штаба «Присоединяйся к добру» при ОКДПМ «Ровесник». Автоволонтерство. Время работы с 08.00 до 18.00.
8-963-909-51-30, 8-927-234-83-80 - телефоны «горячих линий» Центральной городской больницы г. Сибай. Время работы с 08.00 до 17.00.
8 (34775) 2-29-63 - телефон «горячей линии» по вопросам доставки пенсии и пособий. Время работы с 08.00 до 18.00.
8 (34775) 5-51-84 -телефон «горячей линии» Межрайонного Центра занятости населения Зауралья. Время работы с 08.00 до 18.00.
http://vk.com/id590067062 - центр онлайн-консультаций психолога Юго-восточного центра «Семья».
Слайд 48«Горячая линия»
Министерства молодежной политики и спорта
Республики Башкортостан
Телефон «горячей
линии» по вопросам организации мероприятий в условиях мер по нераспространению
коронавирусной инфекции
8 (347) 218-03-02.
Время приема звонков: с 10.00 до 12.00 часов и с 14.00 до 17.00 часов в рабочие дни.
Слайд 50Волонтерское движение
«Мы вместе» в Сибае
Волонтерский штаб «Присоединяйся к добру»
при МБУ ОКДПМ «Ровесник» https://vk.com/rovesnik_sibay
Автоволонтерство.
Телефоны «горячих линий»
8-987-493-27-54,
8-987-493-27-50.
Время работы
с 10.00 до 20.00
Слайд 51Как развить стрессовоустойчивость?
Слайд 52Зачем обращаться к психологу?
Можно просто выговориться;
Можно задать вопросы;
Можно получить новую
информацию для изменения своего поведения и повышения стрессовоустойчивости;
Психолог поможет найти
дополнительные резервы для изменения поведения с целью адаптации в сложившейся ситуации.
Слайд 54Всероссийский
«телефон доверия»
Федеральный телефон доверия для детей, школьников, студентов, родителей
и подростков 8-800-2000-122.
Он бесплатный и работает круглосуточно
Слайд 55Министерство семьи, труда и социальной защиты населения
Республики Башкортостан
Республиканский телефон
доверия для родителей, бабушек, дедушек, детей, школьников, учителей,подростков, и студентов
8-800-347-5000
Он бесплатный и работает круглосуточно
Слайд 56Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан
Республиканский телефон доверия для
детей, школьников, учителей, студентов, родителей и подростков
8-800-2000-122.
Он бесплатный
и работает круглосуточно
Слайд 57Бесплатная помощь психологов
в Зауралье
Мухамедьярова Гульфия Иршатовна, педагог - психолог
Специалисты
южного филиала ГБУ «Республиканский молодёжный социально-психологический и информационно-методический центр» ведут
консультации в онлайн режиме.
Обратиться к специалистам Вы можете любым удобным для Вас способом:
«ВКонтакте» написав в личные сообщения нашим психологам:
https://vk.com/id281035668
https://vk.com/gularies
https://vk.com/rinapshelka
по телефону: +79373088611, 79044602247, 962-532-13-92
WhatsApp - +79656460047, +79962911570
Слайд 58Южный филиал ГБУ «Республиканский молодёжный социально-психологический и информационно-методический центр» (г.Сибай)
Педагог-психолог
Рина
Александровна Микрюкова
консультации по сотовому телефонам
8-962-532-13-92;
8-937-352-75-01
с 9.00 до 18.00
Онлайн-консультации
в соцсети «ВКонтакте» https://vk.com/rinapshelka
Слайд 59Спасибо за внимание!
Будьте здоровы!