Слайд 1
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Халикова Лилия Рашитовна, к.п.н., доцент,
зав. кафедрой психологии ГАУ ДПО ИРО РБ
Слайд 2Рост детского суицида в России
РФ занимает 1-е место по
кол-ву суицида среди детей и подростков в Европе.
За последние годы
кол-во суицидов и рисков суицида увеличилось на 35-37%.
За период с 1990 по 2010 гг.в РФ – зарег. около 800 тыс. самоубийств.
Статистика отмечает рост числа детско-юношеского суицида.
В России 19-20 случаев на 100 тыс. подростков.
Это в 3 раза больше чем мировой показатель.
(справочник педагога-психолога, №3, 2014)
Слайд 3Мотивы суицидов среди несовершеннолетних
конфликты с родителями, проблемы в семье;
неразделенная любовь;
нарушение межличностных отношений со сверстниками, отвержение сверстниками;
смерть любимого или
значимого человека, разрыв отношений с ним;
проблемы с дисциплиной или законом;
разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
длительное пребывание в роли жертвы;
высокие требования к ГИА (экзаменам);
финансовые проблемы;
подростковая беременность;
частая смена учебного заведения.
Слайд 4Психологические аспекты, характеризующие суицид (модель Э. Шнейдмана)
1. Общая цель суицида
– попытка найти разрешение проблемы.
2.Общая задача суицида – прекращение сознания
– защитная реакция бегства от непереносимой ситуации.
3.Общий стимул для совершения суицида – невыносимая душевная боль.
4.Общий стрессор при суициде – фрустрированные психологические потребности.
5.Общая суицидальная эмоция – беспомощность, ощущение безнадежности, смятение.
Слайд 5 6. Общее внутреннее отношение к суициду – амбивалентность:
человек хочет совершить суицид, и в то же время желает
постороннего вмешательства.
7.Общее состояние психики – сужение сознания с ограничением использования интеллектуальных возможностей («туннельность»).
8.Общее действие при суициде – бегство, стремление удалиться от места, где ему плохо.
9.Общее коммуникативное действие – сообщение о своем намерении.
10.Общая закономерность – соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю в течение жизни.
Слайд 6Выявление формирующихся
аутоагрессивных тенденций
Самоубийсвто – это результат аутоагрессивности, т.е.
направление агрессии на себя, саморазрушение.
Тенденции к аутоагрессивности формируются в
детском возрасте:
1) перенесенные заболевания;
2) реакции ребенка на конфликты, ссоры, споры, высказывания «мне все надоело», «лучше не жить, чем жить с вами»;
3) Особенности поведения – как ребенок реализует свои желания, которые осуществляются с трудом.
Слайд 7Склонность к демонстративно-шантажному виду поведения;
Склонность к самообвинению;
Направление активности на разрушение;
Объектом
внимания является то, что смотрит, читает ребенок, чем увлекается.
Аутоагрессивное
действие – это опасное для жизни и здоровья действие
(Справочник педагога-психолога, №4, 2013)
Слайд 8Семейные факторы риска суицида
Развод родителей
Смерть близкого человека
Конфликты с родителями
Завышенные
ожидания родителей от ребенка
Отсутствие внимания, заботы со стороны родителей
Жестокое
обращение
Отчужденность в детско-родительских отношениях
Слайд 9Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком – корень нарушений
отношений
Отчужденность отношений проявляется:
В семье нет совместных занятий с
ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;
Ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;
Мнение ребенка не учитывается;
Не проявляется интерес к досугу ребенка;
Нет доверительного диалога;
Конфликтные отношения между родителями.
Слайд 10Школьные факторы риска суицидального поведения детей
Конфликтные отношения с учителями
Проблема
признания сверстниками
Давление со стороны референтной группы сверстников
Частая смена учебного заведения
поведенческие отклонения: резкое снижение успеваемости, отсутствие интереса к окружающей жизни, изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения), пропуски без причин, противоправные действия, принятие роли потенциальной жертвы, употребление ПАВ.
Слайд 11Изучение современной ситуации развития ребенка, социально-психологических проблем детства.
Объединение усилий
заинтересованных организаций и ведомств по созданию единой программы помощи детям.
Составление
перечня и содержательной характеристики социально-психологических проблем детства.
Описание форм и методов работы преодолению выявленных проблем в разных типах и видах образовательных организаций.
Слайд 12Выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказание помощи педагогам
и родителям в решении социально-психологических проблем детства.
Обобщение деятельности различных организаций
по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других в рамках различных обучающих программ.
Слайд 13Расширение сети специализированных медико-психологических центров и привлечение специалистов для организации
реальной помощи ребенку через соответствующие центры и органы образования.
Организация
повышения квалификации педагогов и специалистов работающих с детьми в области профилактики суицидального поведения, которая включает общие сведения о суициде, причины, мотивы, симптомы суицидального поведения, анализ характерных черт личности суицидента,
Слайд 14виды суицидального поведения и вопросы судебно-психологической экспертизы детского суицида, анализ
групп риска и технологию профилактики суицида и преодоления жестокости и
насилия в отношениях к детям и др.
Реализация специальных технологий работы с учащимися, их родителями.
Широкое использование средств массовой информации и др.
(Справочник педагога-психолога, №3, 2014)
Слайд 15Основные направления работы психолога в ОО в ситуации совершенного суицида
/ риска:
- своевременное выявление суицидального риска,
- превентивные меры,
-
кризисное вмешательство.
I. Превентивные меры
Превенция суицидов включает в себя профилактику и своевременное выявление суицидального риска.
Задачи программы предотвращения самоубийств :
рассчитанные на подростков группы высокого риска, направлены на снижение факторов риска и усиление личностных ресурсов.
Слайд 16Программы профилактики самоубийств, направленные на улучшение психологической адаптации, снижают вероятность
развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения, улучшают идентификацию своего «Я».
Просветительские программы по проблеме самоубийств рассчитаны на общий контингент школьников, педагогов, родителей позволяют повысить осведомленность о причинах развития суицидального поведения, способах совладания и тех ресурсах, которые можно использовать в качестве поддержки.
Слайд 17Направления работы с обучающимся группы риска суицидального поведения (ВОЗ)
1) Установление
доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками,
безопасный диалог позволяет выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
2) Создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
Слайд 183) Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших
жизненных трудностей.
4) Просвещение родителей в вопросах детского развития, возрастной специфики
и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта.
5) Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в образовательной среде.
(Справочник педагога-психолога, №4, 2013)
Слайд 19Система профилактических мероприятий:
снятие психического напряжения в психотравмирующей ситуации, выработка навыков
нервно-психической релаксации: умение расслабляться, отвлекаться от тревожащих мыслей;
организация активного отдыха;
раннее
наблюдение за детьми, родившимися в неблагоприятных родах, с целью выявления и коррекции признаков неблагоприятных изменений;
предупреждение распада семьи;
Слайд 20предупреждение дидактогений;
профилактика и управление конфликтными ситуациями;
предупреждение семейно-бытовой невротизации детей;
предупреждение интеллектуальных
и эмоциональных перегрузок;
проведение оздоровительных, коррекционных мероприятий для лиц с аномальными
реакциями;
упорядоченный кратковременный отдых в процессе обучения;
Слайд 21Рекомендации по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков
Психологам
OО проводить занятия с педагогами по проблемам и особенностям подросткового
возраста, влияющими на общий эмоциональный фон и провоцирующими суицидальные настроения.
Классным руководителям и педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся.
Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся.
Слайд 22Для подростков с депрессивными симптомами организовать щадящую обстановку на уроке,
проявить понимание и поддержку.
Проведение систематических занятий с учащимися, направленных
на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д.
На уроках гуманитарного цикла и классных часах необходимо говорить с подростками о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.
Слайд 23Самоубийству предшествует предсуицид, включающий две фазы:
1) Предиспозиционная фаза –период поиска
«точки опоры», высокая активность человека, которая не сопровождается суицидальными действиями.
По мере того как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости.
2) Собственно суицидальная фаза – углубление дезадаптации: возникают суицидальные мысли, позднее обдумывание способа самоубийства.
Слайд 24Составляющие суицида:
психотравмирующая ситуация
и личностные особенности суицидента
(напряжение потребностей и
желаний, неумение найти способы их удовлетворения; отказ от поиска выхода
из сложных ситуаций; низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, отсутствие жизненного опыта)
Слайд 25Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь
внимание к своему страданию.
У подростков возникновение суицидального поведения связано с
трудностью решения серьезного вопроса – «я и другие».
Слайд 26 Методы оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии:
1) Активная
эмоциональная поддержка;
2) Поощрение положительных устремлений;
3) Обучение социальным навыкам и умениям
преодоления стресса;
4) Расширение временной перспективы и самопонимания.
Слайд 27 Профилактическая работа должна включать:
1) Формирование эффективных жизненных стратегий
2)
Информирование об особенностях развития в подростковом возрасте.
Формирование жизненной перспективы –
важнейший показатель нормального развития подростка.
Слайд 28Кризис подросткового возраста
1) 12-14 лет – возникновение способности ориентироваться
на цели, способность к целеполаганию;
2) 15-17 лет – сознанием своего
места в будущем, т.е. рождением жизненной перспективы.
2 стратегии:
формирование временной перспективы
ориентирование на умение получать удовольствие от настоящего.
Слайд 29Методика проведения профилактической беседы
Важно уделять внимание активному слушанию
Активный слушатель
– это ч-к, который слушает со всем вниманием, не осуждая,
что дает ч-ку возможность выговориться без боязни;
Активный слушатель понимает чувства собеседника и помогает сохранить веру в себя;
Активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был услышан
Слайд 30Этапы профилактической беседы
1) Установление эмоционального контакта
2) Установление последовательности событий, которые
привели к кризису
3) Совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации
4)
Окончательное формулирование плана деятельности
Слайд 32С целью оказания социальной поддержки при включении семьи, школы, друзей
могут проводиться социально-психологический тренинг проблемно-разрешающего поведения, индивидуальные и групповые психокоррекционные
занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.