Разделы презентаций


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Рост детского суицида в России РФ занимает 1-е место по кол-ву суицида среди детей и подростков в Европе.За последние годы кол-во суицидов и рисков суицида увеличилось на 35-37%.За период с 1990

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Халикова Лилия Рашитовна, к.п.н., доцент,

зав. кафедрой психологии ГАУ ДПО ИРО РБ

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ  СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ  Халикова Лилия Рашитовна, к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии ГАУ

Слайд 2Рост детского суицида в России
РФ занимает 1-е место по

кол-ву суицида среди детей и подростков в Европе.
За последние годы

кол-во суицидов и рисков суицида увеличилось на 35-37%.
За период с 1990 по 2010 гг.в РФ – зарег. около 800 тыс. самоубийств.
Статистика отмечает рост числа детско-юношеского суицида.
В России 19-20 случаев на 100 тыс. подростков.
Это в 3 раза больше чем мировой показатель.
(справочник педагога-психолога, №3, 2014)



Рост детского суицида в России РФ занимает 1-е место по кол-ву суицида среди детей и подростков в

Слайд 3Мотивы суицидов среди несовершеннолетних
конфликты с родителями, проблемы в семье;
неразделенная любовь;


нарушение межличностных отношений со сверстниками, отвержение сверстниками;
смерть любимого или

значимого человека, разрыв отношений с ним;
проблемы с дисциплиной или законом;
разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
длительное пребывание в роли жертвы;
высокие требования к ГИА (экзаменам);
финансовые проблемы;
подростковая беременность;
частая смена учебного заведения.
Мотивы суицидов среди несовершеннолетнихконфликты с родителями, проблемы в семье;неразделенная любовь; нарушение межличностных отношений со сверстниками, отвержение сверстниками;

Слайд 4Психологические аспекты, характеризующие суицид (модель Э. Шнейдмана)
1. Общая цель суицида

– попытка найти разрешение проблемы.
2.Общая задача суицида – прекращение сознания

– защитная реакция бегства от непереносимой ситуации.
3.Общий стимул для совершения суицида – невыносимая душевная боль.
4.Общий стрессор при суициде – фрустрированные психологические потребности.
5.Общая суицидальная эмоция – беспомощность, ощущение безнадежности, смятение.

Психологические аспекты, характеризующие суицид (модель Э. Шнейдмана)	1. Общая цель суицида – попытка найти разрешение проблемы.	2.Общая задача суицида

Слайд 5 6. Общее внутреннее отношение к суициду – амбивалентность:

человек хочет совершить суицид, и в то же время желает

постороннего вмешательства.
7.Общее состояние психики – сужение сознания с ограничением использования интеллектуальных возможностей («туннельность»).
8.Общее действие при суициде – бегство, стремление удалиться от места, где ему плохо.
9.Общее коммуникативное действие – сообщение о своем намерении.
10.Общая закономерность – соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю в течение жизни.

6. Общее внутреннее отношение к суициду – амбивалентность: человек хочет совершить суицид, и в то

Слайд 6Выявление формирующихся
аутоагрессивных тенденций
Самоубийсвто – это результат аутоагрессивности, т.е.

направление агрессии на себя, саморазрушение.
Тенденции к аутоагрессивности формируются в

детском возрасте:
1) перенесенные заболевания;
2) реакции ребенка на конфликты, ссоры, споры, высказывания «мне все надоело», «лучше не жить, чем жить с вами»;
3) Особенности поведения – как ребенок реализует свои желания, которые осуществляются с трудом.




Выявление формирующихся аутоагрессивных тенденций Самоубийсвто – это результат аутоагрессивности, т.е. направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к

Слайд 7Склонность к демонстративно-шантажному виду поведения;
Склонность к самообвинению;
Направление активности на разрушение;
Объектом

внимания является то, что смотрит, читает ребенок, чем увлекается.

Аутоагрессивное

действие – это опасное для жизни и здоровья действие

(Справочник педагога-психолога, №4, 2013)


Склонность к демонстративно-шантажному виду поведения;Склонность к самообвинению;Направление активности на разрушение;Объектом внимания является то, что смотрит, читает ребенок,

Слайд 8Семейные факторы риска суицида
Развод родителей
Смерть близкого человека
Конфликты с родителями
Завышенные

ожидания родителей от ребенка
Отсутствие внимания, заботы со стороны родителей
Жестокое

обращение
Отчужденность в детско-родительских отношениях

Семейные факторы риска суицида Развод родителейСмерть близкого человекаКонфликты с родителямиЗавышенные ожидания родителей от ребенка Отсутствие внимания, заботы

Слайд 9Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком – корень нарушений

отношений
Отчужденность отношений проявляется:
В семье нет совместных занятий с

ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;
Ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;
Мнение ребенка не учитывается;
Не проявляется интерес к досугу ребенка;
Нет доверительного диалога;
Конфликтные отношения между родителями.




Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком – корень нарушений отношений Отчужденность отношений проявляется: В семье нет

Слайд 10Школьные факторы риска суицидального поведения детей
Конфликтные отношения с учителями
Проблема

признания сверстниками
Давление со стороны референтной группы сверстников
Частая смена учебного заведения


поведенческие отклонения: резкое снижение успеваемости, отсутствие интереса к окружающей жизни, изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения), пропуски без причин, противоправные действия, принятие роли потенциальной жертвы, употребление ПАВ.

Школьные факторы риска суицидального поведения детей Конфликтные отношения с учителямиПроблема признания сверстникамиДавление со стороны референтной группы сверстниковЧастая

Слайд 11Изучение современной ситуации развития ребенка, социально-психологических проблем детства.
Объединение усилий

заинтересованных организаций и ведомств по созданию единой программы помощи детям.
Составление

перечня и содержательной характеристики социально-психологических проблем детства.
Описание форм и методов работы преодолению выявленных проблем в разных типах и видах образовательных организаций.

Изучение современной ситуации развития ребенка, социально-психологических проблем детства. Объединение усилий заинтересованных организаций и ведомств по созданию единой

Слайд 12Выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказание помощи педагогам

и родителям в решении социально-психологических проблем детства.
Обобщение деятельности различных организаций

по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других в рамках различных обучающих программ.
Выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказание помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства.Обобщение

Слайд 13Расширение сети специализированных медико-психологических центров и привлечение специалистов для организации

реальной помощи ребенку через соответствующие центры и органы образования.
Организация

повышения квалификации педагогов и специалистов работающих с детьми в области профилактики суицидального поведения, которая включает общие сведения о суициде, причины, мотивы, симптомы суицидального поведения, анализ характерных черт личности суицидента,
Расширение сети специализированных медико-психологических центров и привлечение специалистов для организации реальной помощи ребенку через соответствующие центры и

Слайд 14виды суицидального поведения и вопросы судебно-психологической экспертизы детского суицида, анализ

групп риска и технологию профилактики суицида и преодоления жестокости и

насилия в отношениях к детям и др.
Реализация специальных технологий работы с учащимися, их родителями.
Широкое использование средств массовой информации и др.

(Справочник педагога-психолога, №3, 2014)
виды суицидального поведения и вопросы судебно-психологической экспертизы детского суицида, анализ групп риска и технологию профилактики суицида и

Слайд 15Основные направления работы психолога в ОО в ситуации совершенного суицида

/ риска:
- своевременное выявление суицидального риска,
- превентивные меры,
-

кризисное вмешательство.
I. Превентивные меры
Превенция суицидов включает в себя профилактику и своевременное выявление суицидального риска.
Задачи программы предотвращения самоубийств :
рассчитанные на подростков группы высокого риска, направлены на снижение факторов риска и усиление личностных ресурсов.



Основные направления работы психолога в ОО в ситуации совершенного суицида / риска: 	- своевременное выявление суицидального риска,	-

Слайд 16Программы профилактики самоубийств, направленные на улучшение психологической адаптации, снижают вероятность

развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения, улучшают идентификацию своего «Я».

Просветительские программы по проблеме самоубийств рассчитаны на общий контингент школьников, педагогов, родителей позволяют повысить осведомленность о причинах развития суицидального поведения, способах совладания и тех ресурсах, которые можно использовать в качестве поддержки.

Программы профилактики самоубийств, направленные на улучшение психологической адаптации, снижают вероятность развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения, улучшают

Слайд 17Направления работы с обучающимся группы риска суицидального поведения (ВОЗ)
1) Установление

доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками,

безопасный диалог позволяет выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
2) Создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
Направления работы с обучающимся группы риска суицидального поведения (ВОЗ)1) Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные

Слайд 183) Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших

жизненных трудностей.
4) Просвещение родителей в вопросах детского развития, возрастной специфики

и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта.
5) Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в образовательной среде.
(Справочник педагога-психолога, №4, 2013)

3) Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей.4) Просвещение родителей в вопросах детского

Слайд 19Система профилактических мероприятий:
снятие психического напряжения в психотравмирующей ситуации, выработка навыков

нервно-психической релаксации: умение расслабляться, отвлекаться от тревожащих мыслей;
организация активного отдыха;
раннее

наблюдение за детьми, родившимися в неблагоприятных родах, с целью выявления и коррекции признаков неблагоприятных изменений;
предупреждение распада семьи;
Система профилактических мероприятий:снятие психического напряжения в психотравмирующей ситуации, выработка навыков нервно-психической релаксации: умение расслабляться, отвлекаться от тревожащих

Слайд 20предупреждение дидактогений;
профилактика и управление конфликтными ситуациями;
предупреждение семейно-бытовой невротизации детей;
предупреждение интеллектуальных

и эмоциональных перегрузок;
проведение оздоровительных, коррекционных мероприятий для лиц с аномальными

реакциями;
упорядоченный кратковременный отдых в процессе обучения;


предупреждение дидактогений;профилактика и управление конфликтными ситуациями;предупреждение семейно-бытовой невротизации детей;предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок;проведение оздоровительных, коррекционных мероприятий для

Слайд 21Рекомендации по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков
Психологам

OО проводить занятия с педагогами по проблемам и особенностям подросткового

возраста, влияющими на общий эмоциональный фон и провоцирующими суицидальные настроения.
Классным руководителям и педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся.
Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся.
Рекомендации по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков Психологам OО проводить занятия с педагогами по проблемам

Слайд 22Для подростков с депрессивными симптомами организовать щадящую обстановку на уроке,

проявить понимание и поддержку.
Проведение систематических занятий с учащимися, направленных

на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д.
На уроках гуманитарного цикла и классных часах необходимо говорить с подростками о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.


Для подростков с депрессивными симптомами организовать щадящую обстановку на уроке, проявить понимание и поддержку. Проведение систематических занятий

Слайд 23Самоубийству предшествует предсуицид, включающий две фазы:
1) Предиспозиционная фаза –период поиска

«точки опоры», высокая активность человека, которая не сопровождается суицидальными действиями.

По мере того как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости.
2) Собственно суицидальная фаза – углубление дезадаптации: возникают суицидальные мысли, позднее обдумывание способа самоубийства.
Самоубийству предшествует предсуицид, включающий две фазы:1) Предиспозиционная фаза –период поиска «точки опоры», высокая активность человека, которая не

Слайд 24Составляющие суицида:
психотравмирующая ситуация
и личностные особенности суицидента
(напряжение потребностей и

желаний, неумение найти способы их удовлетворения; отказ от поиска выхода

из сложных ситуаций; низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, отсутствие жизненного опыта)
Составляющие суицида: психотравмирующая ситуация и личностные особенности суицидента(напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения; отказ

Слайд 25Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь

внимание к своему страданию.
У подростков возникновение суицидального поведения связано с

трудностью решения серьезного вопроса – «я и другие».
Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию.У подростков возникновение суицидального

Слайд 26 Методы оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии:
1) Активная

эмоциональная поддержка;
2) Поощрение положительных устремлений;
3) Обучение социальным навыкам и умениям

преодоления стресса;
4) Расширение временной перспективы и самопонимания.

Методы оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии: 1) Активная эмоциональная поддержка;2) Поощрение положительных устремлений;3) Обучение социальным

Слайд 27 Профилактическая работа должна включать:
1) Формирование эффективных жизненных стратегий
2)

Информирование об особенностях развития в подростковом возрасте.
Формирование жизненной перспективы –

важнейший показатель нормального развития подростка.
Профилактическая работа должна включать: 1) Формирование эффективных жизненных стратегий 2) Информирование об особенностях развития в подростковом возрасте.	Формирование

Слайд 28Кризис подросткового возраста
1) 12-14 лет – возникновение способности ориентироваться

на цели, способность к целеполаганию;
2) 15-17 лет – сознанием своего

места в будущем, т.е. рождением жизненной перспективы.
2 стратегии:
формирование временной перспективы
ориентирование на умение получать удовольствие от настоящего.
Кризис подросткового возраста 1) 12-14 лет – возникновение способности ориентироваться на цели, способность к целеполаганию;2) 15-17 лет

Слайд 29Методика проведения профилактической беседы
Важно уделять внимание активному слушанию
Активный слушатель

– это ч-к, который слушает со всем вниманием, не осуждая,

что дает ч-ку возможность выговориться без боязни;
Активный слушатель понимает чувства собеседника и помогает сохранить веру в себя;
Активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был услышан


Методика проведения профилактической беседы Важно уделять внимание активному слушаниюАктивный слушатель – это ч-к, который слушает со всем

Слайд 30Этапы профилактической беседы
1) Установление эмоционального контакта
2) Установление последовательности событий, которые

привели к кризису
3) Совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации
4)

Окончательное формулирование плана деятельности
Этапы профилактической беседы1) Установление эмоционального контакта2) Установление последовательности событий, которые привели к кризису3) Совместная деятельность по преодолению

Слайд 32С целью оказания социальной поддержки при включении семьи, школы, друзей

могут проводиться социально-психологический тренинг проблемно-разрешающего поведения, индивидуальные и групповые психокоррекционные

занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
С целью оказания социальной поддержки при включении семьи, школы, друзей могут проводиться социально-психологический тренинг проблемно-разрешающего поведения, индивидуальные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика