Слайд 1«Профориентационная работа
в ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3», как средство подготовки
воспитанников к самостоятельной жизни»
Подготовила и провела мастер-класс
Подымова Елена Анатольевна
социальный педагог
первой
квалификационной категории
Слайд 3
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера
и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово - интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в поток, который мы называем жизнью ребенка, формирование его личности».
В.П.Кащенко
Слайд 4Нормативно-правовая база развития системы профессиональной ориентации инвалида и лиц с
ОВЗ на территории РФ.
Международные:
Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09.
2000, но не ратифицирована);
Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.);
Конвенция о правах ребенка.
Слайд 5Правовая основа деятельности по организации профориентационной работы с инвалидами и
лицами с ОВЗ в России определяется следующими федеральными нормативными
актами, в том числе:
Конституция РФ – (Гл. 2)
Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634
Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
Трудовой кодекс РФ
Закон "О занятости населения в РФ"
Слайд 6Правительственные нормативные акты:
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000
г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в
Российской Федерации«.
Слайд 7Ведомственные нормативные акты :
«Концепция реформирования системы специального образования» решение Министерства
образования Российской Федерации
от 09 февраля 1999 г. № 3/1 «О психолого – педагогической и социальной реабилитации
лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»;
Министерство образования и науки Российской Федерации письмо от 18 апреля 2008 года N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами.
Слайд 8Региональные нормативные акты:
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской
области от 6 сентября 2017 года N 94 « Об
утверждении комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2017 -2020 годы в Волгоградской области.
Слайд 9Муниципальные нормативные акты:
Устав ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3»;
Программа по профориентации;
План по
профориентации.
Слайд 10
Цель профориентационной работы
Создание условий для формирования
обоснованных профессиональных планов выпускника.
Слайд 11Обогащение представлений детей о мире профессии;
Выявление интересов, склонностей и способностей;
Развитие
у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности,
предприимчивости;
Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Задачи:
Слайд 12Ожидаемые результаты:
У обучающихся, воспитанников должны быть сформированы следующие
знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об
учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
о состоянии рынка труда.
Слайд 13Структура профориентационной работы
Обучающиеся,
воспитанники
Педагог-психолог
Медицинский
персонал
Социальный педагог
Классные
руководители
Учителя трудового обучения
Учитель СБО
Воспитатели
Руководители
кружков, секций
Администрация
школы – интерната №3
Мастера
ПУ, техникумов.
Учреждения,
организации г.Волгограда
Родители
СМИ
Библиотекарь
Слайд 14Методы и формы работы
Социологический опрос обучающихся, воспитанников;
Профдиагностики;
Индивидуальные профконсультации с
обучающимися 8-11 классов ;
Индивидуальные профконсультации с родителями выпускников;
Беседы;
Классные часы: беседы
о профессиях;
Тематические занятия;
Профориентационные игры, конкурсы, викторины и т.д.
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы о профессиях;
Показ презентаций, документальных и художественных фильмов о великих людях разных профессий
Экскурсии;
Встречи со специалистами различных профессий.
Слайд 16Диагностика интересов и профессиональных склонностей:
1. ДДО Е.А. Климов;
2.Анкета интересов А.Е.
Бломштока;
3.Методика «Структура интересов» Хеннинга;
4.Опросник Дж.Холланда;
5.Методика «Мои профессиональные интересы» (Г.В.Резапкина);
6.Методика «Определение
профессионального типа личности» (Г.В. Резапкина);
7.Анкета оптанта.
Слайд 17Диагностика различных сторон интеллекта поможет увидеть и раскрыть ресурсы, необходимые
не только в профессиональной деятельности , но и в повседневной
жизни.
1.Тест интеллектуального потенциала (ТИП) (П.Ржиган);
2.Методика «Определение технических способностей» (сокращенный вариант теста механической понятливости Беннета).
Слайд 18Диагностика социального педагога
1.Карта социальных контактов (сетевая карта);
2.Анкета по изучению
профессиональной направленности;
3.Анкета по выявлению профориентационных интересов;
4.Анкета по профессиональному самоопределению.
Слайд 20Противопоказанные факторы производственной
среды и трудового процесса:
нервно-психическое напряжение;
повышенные
уровни интенсивности шума и вибрации;
воздействие высокотоксичных химических веществ;
высоких и низких
температур;
неблагоприятные метеорологические условия.;
тяжелые физические нагрузки;
длительная вынужденная рабочая поза;
длительное пребывание на ногах;
рабочие операции, связанные с точностью движений;
работа движущихся механизмов и режущими инструментами.
Слайд 22Встреча с мастером
ГБОУ НПО «Волгоградский строительный техникум»
Слайд 23Беседа –информация специалиста из фирмы «Knauf»
Слайд 24Мастер – класс специалиста из фирмы «Knauf»
Слайд 25
Куда пойти учиться ?
1 вариант
«Мастер отделочных строительных работ»
штукатур, маляр.
ГБОУ СПО
«Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов»
ГБОУ СПО "Волгоградский экономико-технический колледж"
ГБОУ
СПО "Волгоградский строительный техникум"
ПОРТНОЙ
«Мастер отделочных строительных работ»
штукатур, маляр.
ГБОУ НПО «Профессиональное училище №49»
Новониколаевский район,
Волгоградской области
СЛЕСАРЬ
Слайд 26
2 вариант
Фонд «Дети в беде»
Волгоградский реабилитационный Центр дневного пребывания
«
Теплый дом»
Творческая и трудовая реабилитация, индивидуальные и групповые занятия
с психологом, ежедневные коммуникативные занятия и подготовка к самостоятельной жизни.
Куда пойти учиться ?
Слайд 27
Затруднения при трудоустройстве
воспитанников
психологическая неготовность;
отсутствие жизненной
перспективы;
неадекватная самооценка;
неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата;
неготовность
к преодолению трудностей.
Слайд 28Экскурсии
Пожарная часть;
Магазины Волгограда;
Швейный цех;
Почта;
Аптека;
Хлебозавод;
Завод «Пивоваръ»
Молочный завод;
Завод «Красный Октябрь»;
Кондитерская фабрика «Конфил»;
Закулисная
жизнь в цирке, театре;
Старая Сарепта;
Волжская ГЭС и т.д.
Слайд 32После окончания школы ты собираешься?
Слайд 33Нравится тебе или нет профессия,
которой ты обучаешься в школе?
Слайд 35На каких предприятиях ты хотел бы побывать, и с какими
профессиями познакомиться?
Слайд 36Нравится ли тебе профессия родителей? Почему?
Слайд 37
Катамнестические данные по выпускникам
2016-2017 учебного года
Слайд 38Мониторинг трудоустройства выпускников
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3»
с
2014 по 2018г.г.
Слайд 39Практическая часть
Мастер-класс «Диагностическая работа по профориентации « Карта социальных связей»
Слайд 40КАРТА СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Инструментом , который позволяет структурировать всю полученную
информацию, упорядочить и проследить характер взаимосвязей в сети социальных контактов
человека, является
карта социальных контактов (сетевая карта)
Слайд 41Итоги анализа карта социальных контактов
По завершении работы с
сетевой картой у нас должны появиться ответы на вопросы:
Как выглядит
семья ребенка?;
Как ребенок воспринимает отношения с членами семьи?;
Какие значимые для ребенка фигуры имеются в его контактной сети? В чем заключается их значимость и влияние?
Как ребенок воспринимает своих друзей?
Доволен ли он общением с друзьями и знакомыми?
Досуг?
Кто из окружения ребенка является для него, являлся когда-то или может стать в будущем поддерживающим ресурсом?
Какие изменения хотел бы увидеть ребенок в своей контактной сети?