Слайд 2
По сроку реализации программы смен ДОЛ
– краткосрочные (смена
длится от 5 (7) до 21 дня);
–долгосрочные (круглогодичные
стационарные лагеря).
По целевой аудитории программы могут быть рассчитаны на однородные по составу группы или разновозрастные группы.
По направленности программы смены ДОЛ:
- комплексные (реализуется несколько направлений развития одновременно);
- профильные (за основу берется одно-два направления);
*Авторские (с оригинальной идеей);
*Адаптивные (заимствованы у коллег, но переработаны под собственные условия)
Слайд 3
Программа смены – это документ, в котором отражены содержание и
система работы детского и взрослого коллектива лагеря на определённый период.
Утверждается директором ДОЛ (ДООЦ).
Программа смены – комплексный документ, в котором должны быть отражены различные направления и виды деятельности детского и взрослого коллективов.
Слайд 4Основные направления реализации программы смены:
социально-педагогическое;
образовательное;
творческое;
техническая;
естественнонаучная;
физкультурно-спортивная;
туристско-краеведческая;
этнокультурные,
патриотические,
экологические;
историко-краеведческая,
военная
Слайд 5Виды деятельности:
- спортивный;
- трудовой;
- интеллектуальный (образовательный, научный);
-
поисковый;
- досуговый;
- другие.
ВАЖНО: Профильная смена – смена,
которая имеет определённую направленность.
Слайд 6Профиль (франц. profil, от итал. profile — очертание) – совокупность основных, типичных черт, характеризующих объект.
Целью
профильной смены в молодежном, детском лагере является освоение или совершенствование
ее участниками каких-либо профессиональных или творческих навыков.
Особенности профильных смен:
- различаются содержанием образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем;
- профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий;
- для работы на профильных сменах привлекаются вожатые, обладающие соответствующими профилю навыками, и/или дополнительно специалисты по профилю;
- часто требуется специальное оборудование.
Слайд 7Варианты профильных смен
Научно-образовательная (естественно-научная, экологическая, математическая и физико-математическая, краеведческая, археологическая,
астрономическая и т.п.)
Образовательная (языковая).
С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая, строительная
и т.п.)
Смена для активистов общественных объединений, или лидерская.
Религиозная
Оздоровительная
Спортивная (оздоровительная или для спортсменов, ориентированных на высокие достижения)
Туристическая (спортивная и любительская)
Творческая (по видам – от КВН до журналистики и классической музыки)
Педагогическая и социально-технологическая
Техническая
Военно-патриотическая (кадетская)
Слайд 8
Структура программы смены:
1). Титульный лист
2). Пояснительная записка
3). Содержание программы
4). Механизмы
реализации программы
5). Ожидаемые результаты реализации программы
6). Приложения
Слайд 9Титульный лист:
Содержит основную информацию о программе, «паспорт программы»:
— наименование учреждения;
— где, когда и кем утверждена программа;
— название программы
смены;
— возраст детей, на которых рассчитана программа;
— срок реализации программы;
— Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
— год разработки программы.
Слайд 10
Пояснительная записка включает в себя:
1). Введение и актуальность программы;
2). Цель;
3).
Задачи;
4) Особенности данной программы, отличия от уже существующих программ;
5).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
6). Сроки реализации программы;
Слайд 11Актуальность программы:
- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных
условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:
анализе социальных
проблем,
материалах научных исследований,
анализе педагогического опыта,
анализе детского или родительского спроса,
современных требованиях модернизации системы образования,
потенциале образовательного учреждения;
социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
ПРИМЕР:
1. Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются на базе нашей образовательной организации.
Слайд 12Целеполагание:
Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть,
осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
- Целью и задачами
дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение развития (в том числе обучения, воспитания) детей.
- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели:
создание,
развитие, обеспечение,
приобщение, профилактика,
укрепление,
взаимодействие,
формирование и др.
ПРИМЕРЫ формулирования цели: развитие лидерских качеств подростков, получение ими опыта целенаправленной организации собственной жизнедеятельности путем включения в разнообразные виды деятельности и процесс совместного творчества детей и педагогов.
Слайд 13Задачи:
Задачи - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов.
Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е.
тактика педагогических действий.
Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение.
ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач:
познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
Слайд 14Содержание программы:
1). Основополагающие принципы программы
2). Игровой сюжет
3). Виды деятельности
4).
Обеспечение программы:
- кадровое (количественная и качественная характеристика педагогического состава,
административных и технических работников);
- материально-техническое (описание, перечисление необходимых материально-технических условий для реализации программы);
- финансовое (смета расходов, указание источников финансирования).
Слайд 15Основополагающие принципы программы:
1. Принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей;
2. Принцип гуманизации - полное признание гражданских прав ребенка и уважение
к нему;
3. Принцип целостности - единство и взаимосвязь между всеми компонентами деятельности.
4. Принцип демократизации - свобода для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.
5. Принцип связи воспитания с жизнью – получение нового жизненного опыта в деятельности
6. Принцип активности – деятельное отношение к процесса, происходящим в лагере
Слайд 16Игровой сюжет смены:
В основании которого лежит игра, и прежде всего
игра ролевая, через которую подросток познает важнейшие социальные формы поведения,
перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь.
Игра должна отвечать следующим требованиям:
1.Иметь познавательное значение;
2.Создавать условия для совместного творчества ее участников;
3.Обеспечивать разнообразную деятельность детей;
4.Содействовать сплочению детского коллектива.
Цель: деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, происходит развитие личности
Слайд 17При разработке сюжета игровой смены
организаторам следует учитывать:
· Содержательную цель игровой
деятельности;
· Возраст участников;
· Материальные и теоретические возможности и условия смены.
Особенно четко должны
быть определены:
· Задачи игровой деятельности, вытекающие из сюжетной линии;
· Содержание игровой деятельности;
· Роли участников-детей;
· Роли взрослых в игровом сюжете;
· Условия взаимодействия участников.
*Эти позиции с самого начала должны быть понятны и приняты всеми участниками смены как правила общей игровой деятельности.
Слайд 18
Игровой сюжет включает в себя:
1). Игровая легенда, включающая проблему, которую
необходимо решить. Погружение в игру
2). Правила игры
3). Роли участников
4). Система
роста при наличии
5). Развитие игрового сюжета
6). Финал/завершение игрового сюжета
Слайд 19
Определение сюжета и смысла игровой деятельности
(логика построения игровой деятельности,
описание главных героев, их прав, обязанностей, ролей, задач игровой деятельности
и прочее).
В основу игрового сюжета могут быть положены:
· Фольклор и сказания различных народов мира;
· Любая книга – чаще всего сказочная или в стиле фэнтази;
· Философский сюжет (в том числе библейские притчи, восточные мудрости и др.);
· Компьютерная игра;
· Художественный или анимационный фильм;
· Исторические события и факты;
· Собственный вымысел.
Чаще всего из первоисточника берутся только сюжет и, возможно, основные роли и антураж.
Сюжет должен быть понятным и интересным для ребят
Слайд 20
Чаще всего в основу игровой деятельности положены:
- поиск волшебной (заветной,
важной кому-то и для чего-то) вещи (предмета, артефакта, амулета, книги
и др.);
- путешествие за чем-то или с кем-то;
- накопление чего-то (обучение способам деятельности).
Завязка – погружение в игру:
Лучше делать в форме мероприятия с элементами интерактива.
Обязательно нужны костюмы, реквизит и тематическое оформление лагеря.
Все мероприятия в план-сетке лагеря должны быть вплетены в канву сюжета.
Слайд 21
Развитие игрового сюжета занимает самый длительный этап смены.
Этот этап смены
наполняется конкретной деятельностью в логике сюжета – приключениями, обучением, испытаниями,
«поисками»; важно, чтобы они сохраняли игровой смысл, атрибуты, символику и соответствовали логике сюжетной деятельности.
На этом этапе деятельность педагогов и организаторов (в рамках определенных ролей, должностей, игроков) заключается в собственно организации деятельности, обеспечении четкого выполнения правил игры для всех участников. Правила могут быть скорректированы, но при этом необходимо добиться, чтобы об изменениях знали все участники и приняли их.
Финал – яркое шоу с награждением, подведением итогов.
Слайд 22
Примерные темы для игровых сюжетов:
1). Город профессий
2). Орёл и решка.
Путешествия по миру
3). История Великой России
4). Путешествия во времени
5).
Галактика детства и другие
Слайд 23
Содержание деятельности:
Образовательная деятельность;
Творческая деятельность;
Физкультурно–спортивная деятельность;
Досуговая деятельность;
И/или другие виды деятельности, по
которым происходит распределение мероприятий.
Слайд 24Этапы реализации программы:
1). Подготовительный этап:
Разработка педагогической программы (сентябрь-март);
Работа с
педагогическим составом по подготовке к смене
2). Основной этап: Реализация программы
смены. (май-август)
3. Итоговый этап (сентябрь-ноябрь).
Диагностика и анализ результатов деятельности по программе.
Проведение педагогической рефлексии после смены.
Слайд 25
Ожидаемые результаты программы:
1. Умение применить приобретенные знания в период смены
в школе, детских коллективах и др.
2. Развитие чувства коллективизма, ответственности.
3. Приобретение детьми нового социального опыта.
4. Повышение творческой активности у детей.
5. Прививание любви к спорту
6. Усиление чувства патриотизма и любви к России и малой Родине.
7. Оздоровление детей
Или любые другие, в зависимости от цели программы
Слайд 26Задание к зачету (на 20.03.2020):
1). Подготовка к проверочному тесту по
курсу «Программирование смены»
2). В мини-группах подготовить некоторые части программы смены:
В
печатном варианте:
Титульный лист
Пояснительная записка: актуальность, цель, задачи
Содержание программы: игровой сюжет (не нужно детализировать максимально) и ожидаемые результаты реализации программы.
Если не сможешь присутствовать на зачете – тест будешь писать отдельно, на другом предмете; разработку программы необходимо прислать или принести преподавателю. Если есть вопросы – задавай в социальной сети Вконтакте.
ВАЖНО: не используем интернет при подготовке разработки программы.