Слайд 1Произведения мировой литературы
как материал для итогового сочинения
в выпускном
классе
С.В.Букреева, к.ф.н., доцент кафедры филологического образования
ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Тематические направления
2018-2019 учебного года
Слайд 2Отцы и дети
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого
бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Слайд 4Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Цицерон)
Сердце матери —
неиссякаемый источник чудес. (П. Ж. Беранже)
Блажен, кто предков с чистым
сердцем чтит. (И. В. Гёте)
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А. С. Пушкин)
Родные — все, кто силой духа схож. (Ф. Шиллер)
Слайд 5Мечта и реальность
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены
и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Слайд 6Бальзак О. Шагреневая кожа. Утраченные иллюзии.
Бах Р. Чайка по имени
Джонатан Ливингстон.
Гарин-Михайловский Н. Гений (рассказ)
Гончаров И.А. Обломов.
Горький М. На
дне.
Грин А. Алые паруса.
Гришковец Е.В. Дарвин. https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/107158-evgeniy-grishkovets-darvin.html
Драйзер Т. Американская трагедия.
Ибсен Г. Брандт.
Каверин В. Два капитана.
Куприн А.И. Гранатовый браслет.
Лермонтов М.Ю. Мцыри.
Льюис К.С. Хроники Нарнии.
Метерлинк М. Синяя птица.
Мора Ф. Волшебная шубейка (повесть) https://libking.ru/books/child-/child-prose/450386-ferents-mora-volshebnaya-shubeyka.html#book
Островский А.Н. Гроза.
Паустовский К.Г. Литературные портреты («Жизнь Александра Грина»)
Сервантес М. Дон Кихот.
Хаксли О. О дивный новый мир.
Чехов А.П. Крыжовник.
Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби.
Хардинг Ф. Колодец желаний. (повесть)
Элтон Б. Слепая вера. https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/212787-ben-elton-slepaya-vera.html
Слайд 7Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели
по его мыслям. (В.Гюго)
Мечты – это яркие границы наших душ.
(Г. Торо)
Исчезают мечты – исчезает и человек (Л. Фейербах)
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного (К.Паустовский)
Слайд 8Месть и великодушие
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
В рамках данного направления можно рассуждать о
диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 9Гомер. Илиада.
Гюго В. Человек, который смеется. Девяносто третий год.
Дюма
А. Граф Монте-Кристо.
Крюкова Т. Ловушка для героя.
Куприн А.И. Суламифь.
Льюис К.С.
Хроники Нарнии.
Пушкин А.С. Капитанская дочка. Дубровский.
Скотт В. Айвенго. Роб Рой.
Солоухин В.А. Мститель.
Трифонов Ю. Дом на набережной.
Шекспир У. Гамлет. Ромео и Джульетта.
Шолохов М.А. Судьба человека.
Мошковский В. Вызов на дуэль.
Слайд 10Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше
добра. (Эпиктет)
Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом,
а прощая врага, он превосходит его. (Ф. Бэкон).
Прощение есть свойство сильного. (М. Ганди)
Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. (А.И. Герцен)
Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. (Ф.Ницше)
Слайд 11Искусство и ремесло
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о
предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Слайд 13Все искусства состоят в исследовании истины. (Цицерон)
Техника в сочетании с
пошлостью — самый страшный враг искусства. – (И.В.Гете)
Где дух не
водит рукой художника, там нет искусства. (Леонардо да Винч)
Недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа. (В.Г.Белинский)
Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступным и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Г.В.Ф. Гегель)
Каждый художник обладает смелостью, без которой талант не мыслим. (И.В.Гете)
Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. (Платон)
Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. (И.В.Гете)
Посылать свет в глубину человеческого сердца – вот назначение художника. (Р.Шуман)
У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом. (А. Франс)
Слайд 14Доброта и жестокость
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о
нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
Слайд 15Алексин А. Безумная Евдокия.
Брэдбери Р. Всё лето в один день.
Васильев
П.А. Уродина. (рассказ)
Габова Е.В. Не пускайте Рыжую на озеро (рассказ)
http://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka/439
Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы.
Гранин Д., очерк «О милосердии» / статья «Потерянное милосердие»
Гюго В. Отверженные. Человек, который смеется.
Диккенс Ч. Тяжелые времена. Лавка древностей. Рождественская песнь в прозе.
Достоевский Ф.М. Идиот. Униженные и оскорбленные. Преступление и наказание.
Драгунский В.Ю. Друг детства.
Екимов Б. Ночь исцеления. (рассказ)
Железников В.К. Чучело.
Искандер Ф. Милосердие.
Кафка Ф. Превращение.
Куприн А.И. Чудесный доктор. Олеся.
Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда.
Лиханов А.А. Солнечное затмение. Голгофа. Мой генерал. Слетки. Мальчик, которому не больно.
Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 7 «Что объединяет людей», письмо 46 «Путями доброты»)
Островский Н.А. Гроза
Платонов А. Юшка.
Приставкин А. «Ночевала тучка золотая…».
Пушкин А.С. Капитанская дочка.
Распутин В.Г. Уроки французского.
Тендряков В.Ф. Хлеб для собаки. Ночь после выпуска.
Толстой Л.Н. После бала.
Троепольский Г.Н. Белый Бим Черное ухо.
Шолохов М.А. Судьба человека.
Яковлев Ю.Я. Черника. Багульник. Цветок хлеба. Мальчик с коньками. Сердце земли. Игра в красавицу.
Слайд 16Всякая жестокость происходит от немощи. (Сенека)
Из всех преступлений самое тяжкое
– это бессердечие. (Конфуций)
Жестокость не может быть спутницей доблести. (М.
Сервантес)
Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками. (Л. Толстой)
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л. Толстой)
Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. (Л. Толстой)
Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.
(В. Гюго)
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней. (О. Бальзак)
Доброта лучше красоты. (Г. Гейне)
Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад. (Г.Гейне).
Награда за доброе дело — в самом его свершении. (Р. У. Эмерсон)
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (Д.Гранин)