Слайд 1
ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Система дополнительного образования детей
Слайд 2Первые примеры
внешкольного образования в России
Добровольная деятельность интеллигенции по
просвещению и воспитанию взрослых и детей -"внешкольное образование"
Первые пропагандисты и
исследователи:
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель, П.Ф. Лесгафт,
Н.И. Пирогов, Е.Н.Медынский и др.
Первая теоретическая разработка внешкольного образования - книга Василия Порфирьевича Вахтерова «Внешкольное образование народа» (1896 год)
Последовательную работу по систематизации всей имеющейся информации по внешкольному образованию проделал
В.И. Чарнолуский
Педагогические концепции создателей первых экспериментальных внешкольных учреждений –
С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко
Слайд 3От внешкольного воспитания —
к дополнительному образованию детей
ноябрь 1917 года
Народным комиссариатом просвещения РСФСР создан
отдел внешкольного образования
1918 год
первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных
любителей природы
июнь 1919 года
I Всероссийский съезд по внешкольному образованию
30-е годы
термин «внешкольное образование» заменен на «внешкольное воспитание»
Слайд 4Бурный рост внешкольных учреждений
1940 г.
1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении:
министерств
просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота,
профсоюзов,
Осоавиахима,
добровольных спортивных
обществ и других организаций и ведомств
Рост численности Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов, техников, натуралистов, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ
Слайд 5Высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития
учреждений
50-80-е годы - общая идеология, единственная детская организация, единственная молодёжная
организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры
Неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей
Слайд 6Новый этап
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 год)
термин «дополнительное образование детей»
внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей
Слайд 7Закон Российской Федерации
"Об образовании"
новый правовой статус внешкольных учреждений
- домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов,
клубов по месту жительства и т.п.
Учреждения дополнительного образования детей -
специализированные заведения, созданные для
реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных
образовательных услуг, организации
содержательного досуга детей
Слайд 8Отличие
Внешкольное учреждение – педагогическая система:
предполагает взаимодействие педагога
и ребенка
Учреждение ДОД – образовательная система:
- предполагает взаимодействие педагога
и ребенка - - обязательный выход на образовательный
результат
Слайд 9Главное отличие
ДОД ведется по конкретным образовательным программам, как и
любой другой тип образования, и предполагает выход на конкретный образовательный
результат
Прежняя система предполагала лишь воспитание, не декларируя при этом обучения и развития: знания, которые дети получали в кружке, считались малозначимыми
Слайд 10Дополнительное образование детей
составная (вариативная) часть общего образования, мотивированное образование,
позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально
реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно
Слайд 12Переход на новые образовательные стандарты
Внеурочная деятельность
Слайд 13Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России
от 12 мая 2011 г.
N 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»
Методические материалы
по организации внеурочной деятельности
в образовательных учреждениях, реализующих
общеобразовательные программы
начального общего образования
Слайд 14Федеральный закон Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура
системы образования
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Слайд 15Статья 12. Образовательные программы
2. В Российской Федерации по уровням общего
и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы,
по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Слайд 16Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008
«Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам»
Слайд 17Концепция развития
дополнительного образования детей
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №
1726-р
Разработана Минобрнауки России во исполнение решений Национального координационного совета по
поддержке молодых талантов России
в рамках выполнения Указа Президента РФ
от 7 мая 2012 года N 599
"О мерах по реализации государственной политики
в области образования и науки"
Слайд 18Определяет основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние
и проблемы дополнительного образования, основные механизмы и направления его развития,
а также ожидаемые результаты реализации Концепции
Устанавливает основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, в том числе принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно-государственного партнерства
Базовый элемент системы дополнительного образования - образовательная программа, а не образовательная организация.
Концепция развития
дополнительного образования детей
Слайд 19Реализация Концепции
I этап (2014 - 2017 годы)
разработка плана мероприятий
по реализации Концепции, создание механизмов ее реализации (управление, финансирование, информационное,
научно-методическое обеспечение), в том числе на региональном уровне
II этап (2018 - 2020 годы)
реализация плана мероприятий, региональных программ развития дополнительного образования;
распространение результатов пилотных проектов, лучших практик реализации Концепции в субъектах РФ;
модернизация инфраструктуры дополнительного образования.