Слайд 2Древняя мудрость
для современной семьи
Воспитание детей – часть 1
Слайд 3“Кто думает, что воспитывать детей легко, никогда их не имел.
Матери, которая приучает свое дитя к порядку, нужно быть мудрее
Соломона, потому что его сын вырос глупцом”.
—Сперджен
Слайд 4Девять принципов
из Книги притчей
Слайд 5Цель Книги притчей
Чтобы снабдить молодых и простых людей знанием и
мудростью, которые им нужны, чтобы прожить угодную Богу жизнь в
греховном мире.
Слайд 6Успешное воспитание начинается с наставления детей в страхе Господнем.
Такое наставление
состоит из двух компонентов:
Осознание настоящего авторитета в жизни.
Воспитание правильного отношения
к этому авторитету.
Слайд 7(1) Точное определение этого авторитета:
1:7 – “Начало мудрости - страх
Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление”.
9:10 – “Начало мудрости
- страх Господень, и познание Святого - разум”.
Фраза “страх Господень” в этих стихах выступает синонимом божественного откровения.
Слайд 8Псалом 18:8-10
“Закон Господа совершен, укрепляет душу;
откровение Господа верно,
умудряет простых.
Повеления Господа праведны, веселят сердце;
заповедь Господа светла, просвещает
очи.
Страх Господень чист, пребывает вовек.
Суды Господни истина, все праведны”.
Слайд 9Детям нужно указать на этот единственный и неповторимый авторитет в
жизни.
Это не опыт, чувства или интуиция.
Это не родители или
семейные традиции.
Это не религиозные традиции.
Детей надо учить, чтобы они признавали, что Бог достаточно сказал в Своем записанном Слове, и это Слово обязательно для всех сфер жизни.
Не может быть настоящей мудрости—или успеха в жизни—если это Слово не соблюдается.
Слайд 10(2) Правильное отношение к этому авторитету:
3:7 – “Не будь мудрецом
в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла”.
19:23 –
“Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его”.
24:21 – “ Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся”.
Слайд 1114:26 – “В страхе пред Господом - надежда твердая, и
сынам Своим Он прибежище”.
Слайд 12“Это такое благоговейное почтение, с которым Божье дитя смиренно и
с великим тщанием подчиняется закону своего Отца”.
—Чарльз Бриджес
Страх Господень
Слайд 13“Знание начинается с Бога, и только потом оно дается нам.
Он должен открыть его по Своей благодати, а мы должны
принимать его в смирении”.
—Реймонд Ортланд
Слайд 14“Большинство относится к своим детям так, как будто они родились
только для этого мира. . . Они дают детям временное
образование, а не для вечности”.
—Чарльз Бриджес
“Увы, если наши дети потеряют венец жизни, то их лавры признания в литературе или искусстве окажутся жалким утешением”.
—Ч.Х. Сперджен
Слайд 15Применение
Взаимоотношения ребенка с Богом, как это открыто в Его Слове,
являются самым влиятельным фактором в жизни.
Если ребенок не понимает
Божьей власти над своей жизнью, как открыто в Писании, никакие воспитательные меры не подготовят его к успешной жизни в этом греховном мире—или к жизни в мире грядущем.
Слайд 16Писание должно быть на первом месте в вашем доме.
Побуждайте детей
искать поддержку их решений в Писании.
Делайте все возможное, чтобы
ваши дети находились там, где Слово Божье чтят и разъясняют.
Показывайте своей жизнью, что признаете над собой власть Бога, открывающуюся через Его Слово.
Слайд 17“Единственным надежным и верным советчиком является Библия. Это откровение Бога,
обладающего безграничным знанием и могущего поэтому преподать вам абсолютную истину.
Бог даровал вам откровение, которое является ясным и полным. Оно дает вам правильное и всеобъемлющее преставление о детях, родителях, семейной жизни, истинных ценностях, воспитании, обучении, наказании – обо всем, в чем вы нуждаетесь, чтобы успешно выполнять задачи, стоящие перед родителями”.
—Тед Трипп, Как быть пастором своего ребенка.
Слайд 18Успешное воспитание подразумевает испорченность детского сердца.
В отличие от других источников
древней «мудрости», Притчи не учат тому, что дети рождаются безгрешными.
Глупость
ребенка не является сугубо проблемой его окружения, хотя окружение, определенно, может усугубить его глупость.
Слайд 19В Притчах подразумевается, что дети рождаются с естественной наклонностью к
греху, что указывает на сердце, как источник данной проблемы.
22:15 –
“Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него”.
29:15 – “Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери”.
19:27 – “Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума”.
Слайд 20Это перекликается с другими библейскими текстами о природе человека “вне
Едемского сада”.
Бытие 6:5 – “И увидел Господь, что велико развращение
человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время”.
Псалом 50:7 – “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”.
Иеремия 17:9 – “Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?”
Слайд 21“В мире, который дрейфует в океане нравственной и духовной супружеской
неразберихи, доктрина о полной греховности наших детей выступает, фактически, важным
практическим якорем. Родители, понимающие ее важность, осознают божественную мудрость в изучении заповедей Божьих, которые даны по большей части в отрицательной форме. Бог написал их для грешников. Они также понимают важность учения Божьего закона в контексте благодати Божьей во Христе через Святого Духа”.
—Синклер Фергюсон
Слайд 22Применение
Ребенка невозможно хорошо воспитать, если его родители не понимают его
природы. Вера в то, что ребенок по сути безгрешен или
ангел во плоти, приводит к серьезным ошибкам в воспитании и не дает этому ребенку осознать свою нужду в Евангелии (или свою нужду в родителях!).
Постарайтесь помочь своему ребенку осознать греховность его поступков и его природы.
Слайд 23Осознайте, что ваше дитя, это ваша копия. Вы передали ему
свою греховность и усугубляете ее своими греховными поступками.
Остерегайтесь делать из
ребенка идола, превознося (намеренно или ненамеренно) “прекрасное существо”, которое вы произвели на свет и сделали центром в своем доме.
Почаще говорите о грехе и его последствиях, и всегда – о благодати и прощении Божьем во Христе Иисусе.
Слайд 24Успешное воспитание отвечает на глупое поведение адекватным наказанием.
Понимание природы и
степени испорченности ребенка безусловно влияет на то, как родители отвечают
на глупость ребенка.
Наивно—и пагубно—относится к глупости ребенка как к забаве или обычной практике взросления.
Слайд 2513:25 – “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а
кто любит, тот с детства наказывает его”.
15:5 – “Глупый пренебрегает
наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен”.
19:18 – “Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его”.
22:15 – “Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него”.
Слайд 26Вопрос: что такое “глупость”?
Ответ: упрямое нежелание делать верный нравственный выбор.
Слайд 2723:13-14 – “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его
розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь
душу его от преисподней”.
29:15 – “Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери”.
29:17 – “Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей”.
Слайд 28В Притчах приводятся два вида дисциплинарных мер: (1) устное внушение
и (2) физическое наказание.
“Слов недостаточно, чтобы изгнать глупость” (Дерек
Киднер).
Такое наказание никогда не заключается в простом возмездии ребенку за глупые дела.
Напротив, это составная часть процесса развития характера.
Слайд 29Дети должны научиться важному и мудрому принципу причины и следствия—то
есть, существования последствий нравственных решений в Божьем мире
Чем серьезнее нравственный
проступок ребенка, тем серьезнее должно быть наказание.
Слайд 30Однако Книга притчей нигде не поддерживает дисциплинарных мер как проявления
иррационального гнева или травмирующей физической силы.
Притчи называют неконтролируемый гнев неполезным,
глупым и постыдным (12:16; 14:29; 15:18; 16:32; 19:11, 19; 22:24; 29:8)—все это применимо к воспитанию детей.
Наказывать детей должно достойно, с терпением и любовью. Даже Соломон говорит, что его воспитывали с нежностью (4:3).
Слайд 31В конечном счете, наказание это истинное выражение родительской любви. В
противном случае родители обрекают своих детей на жизнь, полную неудач
и их последствий.
Пренебрежение наказанием, это одна из форм жестокого обращения с детьми—вы не указываете им на путь нравственного успеха и стабильности.
Наказание, это Божий подход: “сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему” (3:11-12).
Слайд 32“Бог исправляет из любви. Он не хочет, чтобы Его народ
продолжал оставаться в губительном для себя состоянии. . . .
исправление, хотя и болезненное, в таком случае видится как благоволение и признак благодати”—Тремпер Лонгмен
Слайд 33Применение
Родители должны изо всех сил избегать трех опасностей: (1) пассивности,
когда внушения и физического наказания избегают;
(2) непоследовательности, когда нет
предсказуемых последствий за глупое поведение; и (3) жестокости, когда родители применяют небиблейские дисциплинарные меры, гневаясь, проявляя нетерпение и постыдную реакцию.
Слайд 34Учите своих детей принципу причины и следствия, когда они принимают
решения.
Соразмеряйте строгость наказания с серьезностью нравственного проступка ребенка.
Откладывайте наказание, если
не состоянии думать по-библейски и не наказывайте в гневе и грехе.
Используйте факт нравственного проступка и неизбежность последствий как возможность поговорить о заместительном искуплении Христа.
Слайд 35Девять принципов из Книги притчей
Часть 1
Успешное воспитание начинается с наставления
детей в страхе Господнем.
Успешное воспитание отвечает на глупое поведение адекватным
наказанием.
Успешное воспитание подразумевает испорченность детского сердца.