Разделы презентаций


Проверка понимания смысла текста

Содержание

Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проверка понимания смысла текста

Проверка понимания смысла текста

Слайд 2Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ.

Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые

подтверждают Ваш ответ.
(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
— (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, — сказала женщина. — (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
— (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, — сообщил он. — (8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.

Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых

Слайд 3— (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? — вдруг

услышала я голос паренька.
— (11)Не заметила... не считала!
— (12)А я

заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
— (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
— (15)Важное-то я не пропущу, — ответил он самоуверенно. — (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, — хотела я сказать ему. — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
— Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
— (25)Вы заблуждаетесь,— ответила я. — (26)Он вовсе не умеет читать.
— (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? — вдруг услышала я голос паренька.— (11)Не заметила... не

Слайд 4Пояснение.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: Сначала

мальчик произвёл на автора впечатление начитанного человека, который интересуется и

классикой, и современной литературой.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень начитанный; длинный список произведений; книгочей.
Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний.
Пояснение.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) ответ на вопрос, например: Сначала мальчик произвёл на автора впечатление начитанного человека,

Слайд 5Сколько олимпийских видов спорта вошли в программу зимних Олимпийских игр

2014? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых

слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
(1) Проведение Олимпийских игр — почётная и ответственная миссия. (2) В 2014 году честь принимать спортивные соревнования наивысшего уровня выпала России.
(3) Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в семь олимпийских видов спорта, входили в программу зимних Олимпийских игр 2014. (4) Сюда вошли три коньковых вида, шесть лыжных видов, два вида бобслея, а также четыре отдельных вида спорта.
(5) Игры в Сочи вошли в историю как самые-самые по ряду показателей.
(6) Самым большим олимпийским объектом в Сочи стал главный олимпийский стадион «Фишт», который вмещает сорок тысяч зрителей.
(7) Эстафета Олимпийского огня стала самой протяженной и самой продолжительной за всю историю проведения таких соревнований. (8) Она преодолела за сто двадцать три дня шестьдесят пять тысяч километров пути по всей России.
(9) Общая сумма затрат на организацию соревнований делает мероприятие самым дорогим в истории проведения Олимпийских Игр.
(10) Для зимних Олимпийских игр в Сочи было изготовлено рекордное количество наград за всю историю зимних соревнований, а именно 1300 медалей. (11) На их изготовление ушло около 3 кг золота, 2 т серебра и 700 кг бронзы. (12) Кроме того, награды этих Олимпийских игр стали и самыми большими в истории, так как имеют диаметр десять сантиметров, а толщину — один сантиметр.
(13) Сочи стал одним из самых теплых городов, принимающих Зимнюю Олимпиаду.

Сколько олимпийских видов спорта вошли в программу зимних Олимпийских игр 2014? Запишите ответ. Выпишите из текста не

Слайд 6Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в

семь олимпийских видов спорта, входили в программу зимних Олимпийских игр

2014.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: семь видов, три коньковых вида, шесть лыжных видов, два вида бобслея, четыре отдельных вида спорта.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в семь олимпийских видов спорта, входили в программу

Слайд 7Почему Михайловское производит на автора текста особое впечатление? Запишите ответ.

Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые

подтверждают Ваш ответ. (1) Телега въехала в вековой сосновый лес. (2) В траве, на обочине дороги что-то белело. (3) Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. (4) На ней была надпись чёрной краской. (5) Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр Маленца и Петровского — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники пушкинские строфы.
(6) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.
(7) Я вспоминаю леса, озёра и небо. (8)Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времён. (9)Здешняя природа не тронута никем.
(10) Её очень берегут. (11) Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. (12) Столбы сразу же разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.
 

Почему Михайловское производит на автора текста особое впечатление? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых

Слайд 8Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: В Михайловском всё напоминает о великом

русском поэте А. С. Пушкине, поэтому оно производит на автора столь трепетное

впечатление.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: внезапной лирической силой, пушкинское очарование, строфы всюду.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: В Михайловском всё напоминает о великом русском поэте А. С. Пушкине, поэтому оно производит на

Слайд 9Как собаке удалось спасти хозяина от гибели? Запишите ответ. Выпишите

из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают

Ваш ответ. (1) Исполинские горы крепко запрятали нас от мира... (2) Иду осторожно. (3) Жмусь к стене. (4) Висну над сильно скошенным карнизом. (5) В самом узком месте опасность слишком близка.
(6) Кучум (собака) идёт легко, ни разу не натянул поводок.
(7) И вдруг... (8)Выступ отламывается, вместе с ним падает вниз головою Трофим. (9)Бросаюсь на помощь. (10) Ловлю его за ногу, но удержать почти на весу не хватает сил. (11) Под ногами тает опора, и мы оба начинаем сползать к краю отвесного карниза... (12) Но в последний момент, когда нас уже готова была поглотить пропасть, меня что-то сильно потянуло назад, и этого оказалось достаточно, чтобы восстановить равновесие, Трофим успевает схватиться рукою за выступ.
(13) Расклиниваю ноги, прижимаюсь спиной к скале. (14) Трофим всё ещё виснет над провалом. (15)Только теперь вспоминаю про Кучума, привязанного своркой к моему поясу. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум! (18) Это он спас нас от гибели. (19)Удивительно, как не лопнул ремешок, соединяющий наши жизни!..
(20)Наконец-то мне удаётся оттащить Трофима от опасного места. (21)…Сразу трудно разобраться в том, что мы пережили за какую-нибудь минуту, а то и меньше.
 

Как собаке удалось спасти хозяина от гибели? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов

Слайд 10Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: Собака всеми силами уперлась в камень

и, натянув поводок, позволила хозяину сохранить равновесие.
Ответ может быть дан

в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: упершись лапами, скрючив спину, от натуги, соединявший жизни ремешок.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: Собака всеми силами уперлась в камень и, натянув поводок, позволила хозяину сохранить равновесие.Ответ

Слайд 11За каким занятием рассказчик застал медведицу? Запишите ответ. Выпишите из

текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш

ответ.
(1)Однажды у меня была встреча с семьёй медведей. (2)Как-то летом среди дня я плыл на небольшой лодочке вниз по течению реки. (3)За одним из крутых поворотов я неожиданно увидел на песчаном берегу медведицу с тремя совсем маленькими медвежатами. (4)Лодка двигалась бесшумно, поэтому удалось застать зверей врасплох.
(5)Медведица, держа одного из медвежат лапой за голову и погружая в воду, купала его. (6)Два других малыша смирно сидели тут же на берегу, у самой воды, наблюдая за купанием, в ожидании очереди получить ванну…
(7)Медведица вскоре заметила меня, зарычала, приглашая медвежат, и пошла в кусты. (8) После этого два медвежонка побежали за матерью, а третий не послушался матери и остался на берегу, рассматривая меня. (9)Мать грозно зарычала, призывая отставшего, но это не помогло; медвежонок только оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте. (10)Медведица, рявкая, возвратилась на берег и ударила лапой любопытного детеныша. (11)Тот жалобно заскулил и проворно побежал от воды впереди медведицы. (12)Все звери скрылись в кустах.

За каким занятием рассказчик застал медведицу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний),

Слайд 12Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: рассказчик застал медведицу за купанием медвежат.
Ответ

может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные

из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: погружая в воду, наблюдая за купанием, получить ванну.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: рассказчик застал медведицу за купанием медвежат.Ответ может быть дан в иной, близкой по

Слайд 13Почему многие рыбы спят тревожно и чутко? Запишите ответ. Выпишите

из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают

Ваш ответ.
(1) Человек, которого мучит бессонница, обычно жалуется: «Я всю ночь не сомкнул глаз». (2) А рыбы всю жизнь не смыкают глаз. (3) Как же они спят?
(4) В Баренцевом море исследователи, опускавшиеся на разные глубины в гидростате «Север-I», видели неподвижных спавших рыб. (5) Другие учёные узнали, что у морских рыб, например, режим дня очень строгий — на сон не больше часа в сутки.
(6) Но есть и среди рыб свои сони и лежебоки. (7) Основательно устраиваются на ночь некоторые прибрежные тропические рыбки: подыскивают себе подходящую пещеру и «заваливаются» там набок. (8)Попугаи (ярко окрашенные рыбки, живущие у коралловых рифов) не забывают и про «ночную рубашку». (9)Уютно устроившись под камнем или кораллом, они выпускают прозрачную клейкую жидкость и окутывают ею себя. (10) Проснулся — рубашку прочь!
(11) Но большинству рыб не до сладких сновидений. (12) Спят тревожно и чутко. (13)И в дремоте одолевают их всякие рыбьи заботы: не уплыл бы из-под носа лакомый кусочек, не оказаться бы самому в пасти у зубастого соседа.

Почему многие рыбы спят тревожно и чутко? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов

Слайд 14Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: многие рыбы спят тревожно, потому что

боятся угодить в пасть к хищнику или остаться голодными.
Ответ может

быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: спят чутко, одолевают заботы, не уплыл бы из-под носа, не оказаться в пасти, у зубастого соседа.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: многие рыбы спят тревожно, потому что боятся угодить в пасть к хищнику или

Слайд 15Почему ствол берёзы даже на солнце остаётся прохладным? Запишите ответ.

Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые

подтверждают Ваш ответ.
(1) В нашем лесу растёт чудо-дерево — берёза! (2) Я знаю: даже те, кто любит это дерево, не очень поверят мне. (3) Что в нём чудесного? (4) Красивое — да, спору нет. (5) А вот насчёт чуда…
(6) Берёза — единственное в мире дерево с белой корой. (7) Вот оно, чудо первое! (8) Объясняется это тем, что в коре берёзы есть особое вещество — бетулин.
(9) Для чего берёзе бетулин? (10) Почему её кора белая? (11) Тут мы познакомимся с чудом вторым.
(12)Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь, что даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. (13) Ведь бетулин окрашивает кору в белый цвет, а белый цвет отражает солнечные лучи. (14)Вот и остаётся ствол берёзы прохладным…
(15)А разве не чудо — берёза с тёмно-вишнёвой, тёмно-коричневой или даже чёрной корой? (16)К тому же древесина у этой берёзы по прочности не уступает многим металлам. (17) Она так и называется — железная…
(18)В мире существует более 100 видов берёзы. (19)В нашей стране «проживает» около 50 из них.

Почему ствол берёзы даже на солнце остаётся прохладным? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых

Слайд 16Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: благодаря бетулину ствол берёзы белый, а

белый цвет отражает солнечные лучи. Вот почему ствол остаётся прохладным

даже на солнце.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: белый цвет, отражает лучи, дотронешься до ствола.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: благодаря бетулину ствол берёзы белый, а белый цвет отражает солнечные лучи. Вот почему

Слайд 17Почему старик только одного мальчика назвал сыном? Запишите ответ. Выпишите

из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают

Ваш ответ.
(1)Две женщины брали воду из колодца. (2)Подошла к ним третья. (3)И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
(4)Вот говорит одна женщина другой:
(5)— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
(6)— А мой поёт, как соловей. (7)Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
(8)А третья молчит.
(9)— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
(10)— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет.
(11)Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. (12)А старичок — за ними. (13)Идут женщины, останавливаются. (14)Болят руки, плещется вода, ломит спину.
(15)Вдруг навстречу три мальчика выбегают. (16)Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. (17)Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
(18)А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
(19)Спрашивают женщины старичка:
(20)— Ну что? Каковы наши сыновья?
(21)— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Почему старик только одного мальчика назвал сыном? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов

Слайд 18Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: только того мальчика, который бросился на

помощь своей маме, можно назвать настоящим сыном, потому что он

умеет заботиться о маме и отвечать заботой на её любовь.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: подбежал к матери, взял вёдра, потащил их.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: только того мальчика, который бросился на помощь своей маме, можно назвать настоящим сыном,

Слайд 19Почему свою маму мальчик тоже считает частичкой Родины? Запишите ответ.

Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые

подтверждают Ваш ответ.
(1)Это было летом, а может весной, это могло случиться в любое время года.
(2)Однажды рано утром ласковый лучик солнышка заглянул в окошко к маленькому мальчику и нежно дотронулся до его личика. (3)«Просыпайся, малыш, — прошептал лучик, — посмотри в окошко». (4)Легко вскочив с кроватки, мальчик подбежал к окошку. (5)Яркое солнце ослепило мальчика. (6)Он зажмурился. (7)Немного подождав, он все же распахнул свои реснички и увидел, а может, это ему показалось, что все растения, деревья, цветы радуются встрече с ним. (8)«Я должен сделать что-то очень хорошее», — подумал мальчик и побежал на улицу. (8)Солнышко вновь ослепило мальчика. (9)Небо было синее и, казалось, полностью охватывало землю с ее бархатной травкой, деревьями и цветами. (10)Пели птички и их голоса были созвучны со звуками природы: шелест листьев, журчанье ручейка. (11)Во всем этом было что-то волшебное.
(12)И вдруг мальчик явно услышал, что кто-то ласково сказал: «Это твоя Родина, малыш, цветы, поля, леса и озера — это твоя Родина, земля, на которой живут люди и ты, малыш, — это твоя Родина». (13)Мальчик обернулся, перед ним стояла мама. (14)«Мама! — воскликнул мальчик удивленно. (15) И нежно к ней прикоснувшись, прошептал: «Ты тоже частичка моей Родины».

Почему свою маму мальчик тоже считает частичкой Родины? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых

Слайд 20Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: мама первой рассказывает ребёнку о Родине,

о земле, о доме, которыми нужно дорожить, вот почему и

мама тоже ассоциируется у него с самым любимым и дорогим словом «Родина».
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: нежно прикоснувшись, частичка Родины, мама.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: мама первой рассказывает ребёнку о Родине, о земле, о доме, которыми нужно дорожить,

Слайд 21Почему роль искусства в сохранении исторической памяти очень велика? Запишите

ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний),

которые подтверждают Ваш ответ.
(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.
(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!
(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

Почему роль искусства в сохранении исторической памяти очень велика? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх

Слайд 22Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: в наше время, когда всё меньше

остаётся живых очевидцев событий Великой Отечественной войны, возрастает роль искусства

в сохранении исторической памяти, потому что через произведения искусства можно рассказать потомкам о подвиге народа в годы войны.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: опыт забудется, питает литературу и искусство, снято немало фильмов, созданы произведения литературы.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: в наше время, когда всё меньше остаётся живых очевидцев событий Великой Отечественной войны,

Слайд 23Почему космос — одна из самых обсуждаемых тем? Запишите ответ.

Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые

подтверждают Ваш ответ.
(1) Еще первобытные люди приковывали свои взгляды к ночному небу, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. (2)Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле.
(3) Космос — самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. (4) С одной стороны человечество уже много знает о нём, с другой — мы знаем мизерный процент от того, что на самом деле происходит во Вселенной.
(5) Как правило, интересные факты о космосе всегда находятся в центре внимания, привлекая к себе любознаек во всем мире. (6) Загадки и тайны Вселенной не оставляют равнодушным практически никого из нас. (7) Существуют ли внеземные цивилизации? (8)Сколько времени необходимо затратить, чтобы добраться до ближайшей галактики? (9)Почему сверкают звезды разными цветами? (10)Загадки Вселенной, теория большого взрыва, существование внеземного разума — все это представляет интерес не только для специалистов, исследующих космическое пространство. Космос продолжает манить нас своей непостижимостью.

Почему космос — одна из самых обсуждаемых тем? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых

Слайд 24Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: космос по-прежнему таит в себе множество

загадок, которые человек пытается разгадать, вот почему интерес к изучению

космоса не ослабевает.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: продолжает манить, манить непостижимостью, привлекает любознаек, представляет интерес.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: космос по-прежнему таит в себе множество загадок, которые человек пытается разгадать, вот почему

Слайд 25Что свидетельствует о том, что счёты на Руси используются с

давних пор? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх

ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. (1)Русский народ изобрёл идеальный прибор — счёты — для облегчения счисления по десятичной системе. (2)Эти счеты по справедливости называются русскими.
(3)Отметим, что западноевропейский быт не знает употребления счетов, и ловкость пользования ими у русских много раз вызывала удивление иностранцев.
(4)Многие обороты нашей речи свидетельствуют о том, что счеты русским народом употребляются с очень давних пор. (5)«Сбрасывать со счета», «прикидывать», «накидка», «скидка», «сводить счеты», «скостить» и много аналогичных выражений в народном языке появилось в результате пользования счетами в течение долгого времени.
(6)Чаще всего на счетах приходится считать деньги. (7)Широкое распространение русских десятичных счетов связано с тем, что в России раньше, чем в других странах, возникла десятичная денежная система: рубль равен десяти гривенникам, гривенник — десяти копейкам, червонец — десяти рублям (впрочем, в XVIII веке червонец не сразу равнялся десяти рублям).
(8)Русские счеты широко использовались при начальном обучении арифметике в качестве учебного пособия. (9)Благодаря известному французскому математику Ж. Понселе, который познакомился со счетами, будучи военнопленным офицером наполеоновской армии в Саратове, аналогичный прибор появился во французских школах, а затем и в некоторых других странах Европы.
(10)К русским счетам мы не должны относиться с пренебрежением, как примитивному счетному аппарату. (11)Этот прибор так долго и с такой честью служил русскому народу, что заслуживает нашей благодарности и уважения.

Что свидетельствует о том, что счёты на Руси используются с давних пор? Запишите ответ. Выпишите из текста

Слайд 26Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: многие обороты нашей речи свидетельствуют о

том, что счеты русским народом употребляются с очень давних пор.
Ответ

может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: «сбрасывать со счета», «прикидывать», «накидка», «скидка», «сводить счеты», «скостить», много выражений, в течение долгого времени.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: многие обороты нашей речи свидетельствуют о том, что счеты русским народом употребляются с

Слайд 27Символом чего на Руси считается матрёшка? Запишите ответ. Выпишите из

текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш

ответ.
(1)Матрешка — наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, символ русского народного искусства.
(2)Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, завезенного с острова Хонсю. (3) В фигурке этой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. (4)Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
(5)Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. (6)Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. (7)Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. (8)В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее «мать». (9)Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. (10)Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать красочно расписанную деревянную игрушку. (11)Но и по сей день матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
(12)Роспись матрешки вбирает в себя всё яркое, свежее, связанное с обновлением общества. (13)Матрёшка — это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.

Символом чего на Руси считается матрёшка? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний),

Слайд 28Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: издавна матрёшка на Руси ассоциировалась с

материнством и плодо-родием, поэтому и считалась их символом.
Ответ может быть

дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: матерью семейства, символом материнства, плодородия.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: издавна матрёшка на Руси ассоциировалась с материнством и плодо-родием, поэтому и считалась их

Слайд 29Почему строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием? Запишите

ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний),

которые подтверждают Ваш ответ. (1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал...
(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой!..»

Почему строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх

Слайд 30Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: строительство Волго-Донского судоходного канала было очень

важным событием, потому что этот канал соединил великие русские реки:

Волгу и Дон — и способствовал развитию судоходства.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: вековая мечта, о соединении великих рек, переправы с Волги на Дон.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием, потому что этот канал соединил

Слайд 31Почему Толстой старался сам выполнять повседневную работу? Запишите ответ. Выпишите

из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают

Ваш ответ.
(1) Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. (2)Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на это, аккуратно занимался гимнастикой. (3)Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. (4)Эта работа была нелегкой, зато полезной. (5)И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.
(6)После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. (7)Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.
(8)После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем,, что происходит в городе. (9)Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. (10)И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. (11)Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

Почему Толстой старался сам выполнять повседневную работу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов

Слайд 32Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: Толстой сам занимался повседневной работой, потому

что считал неправильным использование чужого труда.
Ответ может быть дан в

иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: разносил ли дрова, привозил воду, не пользуясь чужим трудом.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: Толстой сам занимался повседневной работой, потому что считал неправильным использование чужого труда.Ответ может

Слайд 33Какой факт свидетельствует о том, что старший сын медведицы сразу

понял, почему получил пощёчину от матери? Запишите ответ. Выпишите из

текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. (1) Маленькие медвежата очень забавны и игривы. (2)Жаль только, что редко удаётся видеть их.
(3)Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. (4)Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. (5)В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
(6) Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. (7)Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. (8)Он крался робко, а не шёл смело и прямо. (9)Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. (10)Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. (11)Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. (12)Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. (13)Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. (14)Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. (15)Тогда тот постарался поправить свою ошибку. (16)Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. (17)И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

Какой факт свидетельствует о том, что старший сын медведицы сразу понял, почему получил пощёчину от матери? Запишите

Слайд 34Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: о том, что старший сын медведицы

понял, почему получил пощёчину от матери, говорит тот факт, что

он сразу же вернулся за младшим бра-том на другой берег реки.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: сейчас же понял, за что побили, поплыл назад, перенёс через реку.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: о том, что старший сын медведицы понял, почему получил пощёчину от матери, говорит

Слайд 35Почему, на Ваш взгляд, именно в Нюрнберге, Борис Полевой вспомнил

об Алексее Маресьеве? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее

трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. (1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания, устал, и Полевой отложил разговор с ним на утро.
(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»
(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.
(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии, Полевой вспомнил Маресьева. (22)Благодаря таким героям и беззаветному мужеству всего народа был сокрушён фашизм. (23)И прямо там, в Нюрнберге, Борис Полевой достал свои тетрадки и начал писать об Алексее Маресьеве повесть. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке».

Почему, на Ваш взгляд, именно в Нюрнберге, Борис Полевой вспомнил об Алексее Маресьеве? Запишите ответ. Выпишите из

Слайд 36Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: В Нюрнберге судили фашизм, который принёс

столько горя и бед народам разных стран. Благодаря мужеству таких

людей, как Алексей Маресьев, удалось победить фашизм. Борис Полевой посчитал своим долгом рассказать о человеке, немало испытавшем, но нашедшем в себе силы бороться с фашистами.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: благодаря таким героям, беззаветному мужеству, преступников, развязавших войну, писать об Алексее Маресьеве.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: В Нюрнберге судили фашизм, который принёс столько горя и бед народам разных стран.

Слайд 37Почему словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией? Запишите ответ.

Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые

подтверждают Ваш ответ.
(1)На окраине Керчи, в микрорайоне Аджимушкай расположены каменоломни, в которых вплоть до начала XX века добывали камень-ракушечник. (2)Но, уже более 70 лет словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией. (3)Сегодня оно вызывает совершенно другие мысли, другие эмоции: боль, сострадание, мужество, бессмертие, память. (4)Не только керченская земля, но и керченское подземелье хранит воспоминание о тяжелых испытаниях Великой Отечественной войны.
(5)В мае 1942 г. при захвате Керчи яростно сопротивляющееся население и более 10 тысяч бойцов частей, прикрывавших отход основных сил, превратили катакомбы в крепость. (6)Спустились в каменоломни местные жители: женщины, дети, старики.
(7)Каждый день аджимушкайцы через каменные входы совершали дерзкие вылазки и сражались с врагом. (8)Здесь, на поверхности, шла ожесточенная борьба за наружные колодцы — единственный источник воды. (9)Когда все подступы к колодцам были перекрыты, бойцы вырыли колодец под землей. (10)Каждый патрон, каждое зернышко, каждая капля воды были здесь на вес золота.
Почему словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых

Слайд 38(11)Не сломило аджимушкайцев и применение удушающих газов. (12)Хотя потери защитников

были огромными, бойцы смогли построить газоубежища и продолжили борьбу с

врагом. (13)Несмотря на голод и жажду, взрывы и обвалы, советские воины более двух месяцев вели активные боевые действия. (14)Лишь к сентябрю, когда силы аджимушкайцев были на исходе, организованное сопротивление в подземной крепости прекратилось. (15)Из более чем 13 тысяч оборонявшихся в живых остались только 48 человек.
(16)История героической обороны Аджимушкайских катакомб еще не дописана. (17)Исследования приведут к открытию новых имен, новых подвигов. (18)Но подвиг известных и безымянных героев нашего народа в Великой Отечественной войне вечно будет жить в нашей памяти.
(11)Не сломило аджимушкайцев и применение удушающих газов. (12)Хотя потери защитников были огромными, бойцы смогли построить газоубежища и

Слайд 39Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: в годы Великой Отечественной войны в

каменоломнях оборону держали воины советской армии и жители города; мужественно

сражались герои, переносили все тяготы, выпавшие на их долю. Вот почему Аджимушкайские катакомбы стали символом подвига, бессмертия, памяти.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: боль, мужество, бессмертие, память, воспоминание о тяжелых испытаниях, героическая оборона.
Пояснение.1. Ответ на вопрос, например: в годы Великой Отечественной войны в каменоломнях оборону держали воины советской армии и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика