Слайд 1Псхологическое консультирование по телефону
Петров Павел Валерьевич, психолог Отделения по развитию
форм работы с семьёй и детьми
Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия
"Карельский ресурсный центр развития социальных технологий“
Слайд 2Особенности дистантного консультирования
Контакт неполный, опосредоваый. Т.е. либо полное отсутствие какого-то
(чаще — визуального) канала, либо искажение информации
Как следствие:
Представление о
психологе искажается и/или самостоятельно дополняется клиентом
Отсутствие каких-то (в основном — зрительного) каналов информации повышает значение оставшихся.
Варианты:
Переписка
Телефонное консультирование
Видеосвязь
Телефонное консультирование — как самый распространённый вариант
Слайд 3Плюсы телефонного консультирования
Доступность для получателей услуг (удобное место, время)
Удобство в
организации рабочего места
Повышается конфиденциальность (проще сохранить в тайне даже сам
факт обращения к психологу)
Могут обращаться клиенты, не склонные (не способные) выходить из дома
Меньше каналов обмена информацией – проще контролировать оставшиеся (в плане проявлений невербалики)
Проще делать пометки, исползовать дополнтельные источники информации
Слайд 4Организация работы
Заранее оборудовать рабочее место:
комфорт
тишина
покой
наличие всего необходимого (например, питьевой
воды)
Заранее оговорить канал связи, его оплату
Отключить лишние каналы связи
(часто это видео)
Использование гарнитуры (свободные руки)
Возможность делать пометки, использовать доп. источники информации
Комментируем те действия, которые могут быть слышны, но не видны клиенту
Обязательно проговариваем собственные чувства (компенсируем отсутствие доступа к визуальной невербалике)
Слайд 5Используемые техники (середина 90-х)*
* Экстренное психологическое консультирование по телефону. Материалы
спецкурса / сост. Усатова Н.А. - М., 1999
Слайд 6Клиент-центрированная психотерапия
Человек способен сам найти необходимые ему решения
Помощь заключается в
создании подходящих условий
Основные условия — Триада Роджерса:
Эмпатия
Безусловное принятие
Конгруэнтность
Дополнительные условия:
Реальный психологический
контакт
Дефицит конгруэнтности у клиента
Способность клиента (хотя бы минимальная) воспринимать проявления триады Роджерса. Может быть снижена, например, за счёт психотических проявлений, серьёзного снижения интеллекта, воздействия психоактивных веществ.
Слайд 7Триада Роджерса на уровне поведения
Эмпатия
Безусловное
принятие
Конгруэнт-
ность
Навыки слушанья
Психологическая
поддержка
Я-высказывание
Уверенный отказ
Слайд 8Навыки слушанья
Цель – сформировать у клиента представление о том, что
то, что он говорит, значимо для слушателя
Виды:
Пассивное – минимальные проявления
со стороны слушающего. Минимальные поддерживающие знаки: “да”, “угу”, “м-м”. Боле длительные знаки поддержки: “я Вас слышу”, “я с Вами”
Активное слушанье – отражение содержания. Повторы (“эхо”), парафразы, повторение последней (части) фразы собеседника, развитие мысли, резюмирование.
Эмпатическое слушанье – оражение чувств собеседника. Предположения и/или вопросы относительно чувств: “Сейчас мне показалось, что я услышал <название эмоци>”, “Тут я б, навеное почувствовал <название чувства>, а что чувствовали Вы?”
Слайд 9Навыки слушанья – что НЕ делаем
Чтобы начать слушать, надо перестать
говорить – говорим меньше клиента. Не перебиваем, не меняем тему
разговора.
Не даём советы – совет предполагает превосходство советчика. Цель – не решить “проблему” клиента, а создать условия, в которых он сам её решит. “Правильных решений может быть много (не менее 3-х).
Не анализируем, не ставим диагнозы – это часто вызывает сопротивление, даже если анализ “правильный”. Вопрос “почему” уводит от реальности “здесь и сейчас”.
Не пытаемся убедить клиента, не “подводим” его к “правильной” мысли через систему собственных вопросов. Причины – те же (сопротивление). помним, что “правильных” решений – всегда несколько.
Не поучаем, не оцениваем, не говорим, как “надо” или “было бы надо” поступить. Даже если клиент примет это, вероятно возникновение чувства вины.
Слайд 10Навыки слушанья - упражнения
Слушанье в “нулевой” позиции (Дж. Энрайт). Цель
– осознать собственную коммуникативную активность (прежде всего – невербальную)
К “нулевой”
позиции добавляем минимальные поддерживающие знаки: “да”, “угу”, “м-м”.
“Трёхтактная” схема высказывания (выслушать-повторить-ответить). В парах: двое выбирают какую-нибудь острую тему (за/против курения, абортов, разводов и т.п.). По очереди обмениваются аргументами, при этом сначала надо повторить аргумент оппонента. Если в тройках – третий следит за соблюдением этого правила.
Слайд 11Психологическая поддержка
Поиск плюсов и ресурсов в самой “проблеме”. Безусловное принятие
– то, что помогает находить это.
Нет ничего, что было бы
хорошо или плохо само по себе. Есть вещи, которые:
в одних ситуациях полезны (помогают добиться желаемого)
в других ситуациях вредны (препятствуют достижению эелаемого)
в третьих ситуациях – индиферентны (никак не влияют на достижение желаемого)
Слайд 12Психологическая поддержка – что НЕ делаем
Не выходим за пределы “проблемной”
ситуации (временные, пространственные): “В будущем это поможет тебе...”, “А зато
потом ты сможешь...” Вместо этого подчёркиваем плюсы самой ситуации: “И вот тогда ты научился...”
Не выносим мораль: “Это послужит тебе уроком”
Не предлагаем решения (а вы не пробовали <...>)
Слайд 13Психологическая поддержка – упражнения
“Меня все не лбят за то, что…”
- “Всё равно ты молодец, потому что… А вот меня
все не любят за то, что...” - В парах по очереди.
В парах: один рассказывает (реальный или вымышленный) случай. в котором был неуспешен, второй – как можно больше плюсов в случившемся.
Слайд 14Я-высказывание
Факты (когда я вижу, слышу...)
Чувства (я чувствую...)
Объяснения (потому что я...)
Желания,
намерения (и я хотел бы… я собираюсь… я буду...)
Слайд 15Уверенный отказ
Демонстрируем понимание потребности собеседника (я понимаю, что ты хотел
бы...)
Демонстрируем собственную потребность, мешающую согласиться (и в то же время
я...)
Демонстрируем готовность пойти на компромисс (предлагаем иные варианты)
Слайд 16Этапы консультирования
Знакомство, установление контакта
Изучение “проблемы”
Варианты решения
Итоги, завершение беседы
Слайд 17Знакомство, установление контакта
Обязательно представиться, сказать, кто вы и откуда
Заранее определиться
с обстоятельствами обуславливающими вашу возможную анонимность
Если работаете под псевдонимом, хорошо
его запомните или запишите
Спросить клиента, как его зовут (как его можно называть)
Если клиент знаком ранее, убедитесь, что это именно он/она
“Я Вас слушаю”
Темп, ритм, тембр (громкость) – от клиента. Терпеливо относиться к паузам, медленному темпу (обычно переносится хуже, чем быстрый)
Слайд 18Изучение “проблемы”
Изучение – исключительно вместе с клиентом. Иногда даже вслед
за клиентом (свобода от понимания – Дж. Энрайт).
Крайне осторожно с
вопросами. можно заключить контракт на задавание вопросов: “можно ли мне у Вас спросить...”
Лучше задавать открытые вопросы (такие, на которые нельзя ответить “да” или “нет”).
Если интонация в конце вопроса будет понижаться, то вопрос “превратится” в предположение.
Слайд 19Варианты решения
Вариантов должно быть не менее трёх
Ресурсы (Кто, что может
помочь реализовать намеченное?)
Решения в виде шагов – проще воспринимается, т.к.
небольшие шаги не так пугают
В случае, если клиент чрезмерно настойчиво требует совета, можно предложить ему выбрать из нескольких (многих, 5-7, не менее). Заранее договоиться о том. что клиент не обязан реализовывать понравившийся совет
Слайд 20Завершение беседы
Выход на итог, обобщение:
“Мы с Вами пришли к выводу...”;
“Мы
решили...”
Позитивное чувство от разговора:
“Я надеюсь, что помог Вам”;
“Мне кажется, Вам
стало лучше”;
“Я слышу, голос у Вас повеселел”;
“Хорошо, что мы с Вами поговорили об этом”
Выход на ближайшие намерения:
“Вы хотели бы обсудить что-то еще?”;
“Есть ли у Вас еще что-то, что мы не рассмотрели”;
“Можем ли мы завершить нашу беседу?”
Слайд 21Список литературы
Пезешкиан Носсрат Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт /
Пер. с англ., нем. – М., 1993
Практика телефонного консультирования /
Ред.-сост. А.Н. Моховиков. - М., 2005
Скавинская Е.Н. Алгоритмы психологического консультирования в формате телефона доверия : учеб. пособие. – Томск, 2012
Экстренное психологическое консультирование по телефону. Материалы спецкурса / сост. Усатова Н.А. - М., 1999
Энрайт Джон “Позиция слушателя-терапевта” // Вестник РАТЭПП. — 1993, № 1-2. — С. 40-78
Слайд 22Контакты
Зав. отделением: Самойликова Е.Н.
тел:8-964-318-82 -10
Специалист: Озерская Е.О.,
Психолог:
Целищева О.А,
тел:67-13-52
Специалист: Никонова А.А.
тел: 67-13-53
Психолог: Петров П.В.,
тел: 8 -906-208-53-89
Психологи детского телефона доверия
8-800-2000-122