Слайд 1Психика рыб
Мустафина Алина
Группа № 391
Слайд 2План:
Рассмотреть строение мозга рыбы;
Рассмотреть органы чувств у рыб;
Рассмотреть основные типы
поведения у рыб;
Рассмотреть обучение рыб (Обучение методом проб и ошибок)
Слайд 3У всех классов позвоночных животных мозг состоит из 5 отделов
(передний, промежуточный, средний, задний и продолговатый), но степень их развития
неодинакова у животных разных классов.
Слайд 4У рыб головной мозг более дифференцирован по сравнению с круглоротыми.
Объем переднего мозга увеличен, особенно у двоякодышащих рыб, но передний
мозг еще не разделен на полушария и функционально служит высшим обонятельным центром.
В промежуточном мозге, с которым связан эпифиз и гипофиз, расположен гипоталамус, являющийся центром эндокринной системы.
Наиболее развитым у рыб является средний мозг. Хорошо выражены в нем зрительные доли. В области среднего мозга имеется изгиб. Кроме того средний мозг является анализирующим центром.
Мозжечок, входящий в состав заднего мозга, развит хорошо в связи со сложностью движения у рыб. Он представляет собой центр координации движения, его размер варьирует в зависимости от активности движения разных видов рыб.
Продолговатый мозг обеспечивает связь высших отделов головной мозга со спинным и содержит центры дыхания и кровообращения.
1 – носовая капсула. 2 – обонятельные нервы. 3 – обонятельные доли. 4 – передний мозг. 5 – средний мозг. 6 – мозжечок. 7 – продолговатый мозг. 8 – спинной мозг. 9 – ромбовидная ямка.
Слайд 5У рыб существуют разные формы заботы о потомстве – от
полного ее отсутствия, как, например, у рыбы-луны, откладывающей миллионы икринок
непосредственно в толщу океанской воды, до выводковых сумок морского конька.
У рыб появляется групповой образ жизни. В их сообществах отмечаются достаточно согласованные взаимодействия между особями. Поведение рыб характеризуется рядом особенностей, к числу которых прежде всего следует отнести их стремление передвигаться группами.
Слайд 6Органы чувств у рыб
Боковая линия — чувствительный орган у рыб, воспринимающий движение
и вибрации окружающей воды. Используется для ориентации, а также для
охоты.
Зрение. Оптические свойства воды не позволяют животному видеть далеко. Хрусталик у рыб не может менять форму и приспосабливать зрение к расстоянию. Острота его зависит от прозрачности воды. Зрение цветное.
Слух. Хорошо различают тона и полутона. Звуки, возникающие в водной среде слышат лучше, чем в воздушной.
Органы обоняния и вкуса. Орган обоняния слабее всего развит у дневных хищных рыб (щука, жерех, окунь), сильнее — у ночных и сумеречных рыб (угорь, сом, карп, линь). Рыбы способны различать сладкое, кислое, горькое и соленое.
Слайд 7Основные типы поведения у рыб
Важная черта строения тела рыб, накладывающая
отпечаток на все их поведение, - отсутствие цепких хватательных конечностей,
в связи с чем инструментальное поведение играет весьма ограниченную роль в их жизни. Наконец, рыбы, подобно птицам, перемешаются в пространстве в трех измерениях.
Слайд 8Взаимопритяжение
Эта черта поведения определяется тем, что рыбы предпочитают более крупные
косяки, состоящие из особей своего вида, либо похожих на себя
по размеру и внешнему виду, здоровых рыб, и родственников. Именно этим обусловлено формирование гигантских косяков, в которых все рыбы движутся в одном направлении. Известно, что рыбы в группе всегда распределены равномерно, как будто для того, чтобы строго уравновесить зрительные раздражения с обеих сторон животного или чтобы все члены стаи были видны под определенным углом. Стайное поведения развивается инстинктивно, а не путём подражания старшим рыбам
Слайд 9Территория и приверженность к определенному месту
Территория у рыб делится на
участок, в котором происходит размножение (рыбы защищают его очень активно),
и более обширную территорию, в пределах которой они обычно плавают (при ее защите они проявляют меньшую агрессивность).
Границы этой территории, как правило, очень четкие и запоминаются в основном с помощью зрительных ориентиров, хотя рыбы с плохим зрением, вероятно, пользуются для запоминания другими средствами.
Слайд 10Восприятие и обучение
1) Ученые легко обучили гольянов (Phoxinus loevis) узнавать
различные фигуры (круги, квадраты, треугольники, кресты) и различать одинаковые фигуры
разных размеров. Колюшки, которые научились отличать квадрат от треугольника, сохраняют правильную реакцию даже при повороте фигур на 30 градусов. При повороте на 45 градусов различение затрудняется, а при дальнейшем увеличении угла поворота становится невозможным.
2) Рыбы способны очень тонко различать также относительные размеры двух фигур. Экспериментаторам удалось обучить золотых рыбок различать круги, диаметры которых различаются на 3 мм.
3) У рыб возможен перенос навыков различения с одного глаза на другой. Исследователи обучали бычка Bathygobius, один глаз которого был закрыт, выбирать самую маленькую, самую высокую и наименее интенсивно окрашенную из двух карт. Когда первый глаз открыли, а "обученный" закрыли, то оказалось, что у отдельных животных, хотя и не у всех, навыки различения сохранились.
Слайд 11У рыб без особых трудностей вырабатываются условные рефлексы на большое
число разнообразных раздражителей. Это было показано многими исследователями. В частности,
ученые изучали условные реакции на температуру, соленость, цвет, звуки, механические, электрические и химические раздражители у разных видов рыб.
Слайд 12Обучение рыб методом проб и ошибок, несомненно, может осуществляться у
многих рыб. Ученые, например, обучали рыб плыть к пище при
виде ярко освещенного диска. Затем им удалось объединить с этим зрительным раздражителем химический и перейти к выработке рефлекса второго порядка, используя хим.раздражитель как первичный, а зрительный раздражитель - как подкрепление. Удалось обучить макропода при появлении белого треугольника проходить через одно определенное отверстие из восьми.
Обучение методом проб и ошибок
Слайд 13Ритмы активности. Известно, что по крайней мере в некоторых случаях
существует, по-видимому, 24-часовой ритм. Научить рыбу кормиться в определенное время
очень трудно вопреки распространенному мнению. Свет, видимо, оказывает большое влияние на ритмическую активность, которая, вероятно, имеет не врожденный, а приобретенный характер.
Слайд 14Во время эксперимента аквариум разделили перегородкой, которая позволяет чувствовать запахи,
свободный проход оставался у боковой стенки. Так рыба была с
одной стороны перегородки, а с другой противоположной стороны помещали пищу. Первым делом рыба плыла к запаху пищи и натыкалась на перегородку. После чего она меняла траекторию движения и совершала попытки до тех пор, пока случайным образом не находила правильную дорогу. После перегородку убирали. Но поведение рыбы оставалось прежним. Она плыла к пище по окружному пути, хотя сейчас ничего не препятствовало прямому движению к пище. Интерпретировать полученные результаты можно так: дорога к пище для сомиков является частью пищи, ее устойчивым свойством, устоявшимся во время проведения опыта.
Слайд 15«Общий курс физиологии человека и животных» (под редакцией профессора А.
Д. Ноздрачева, книга первая).
Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. С. 230.
Филиппова Г.
Г. Зоопсихология и сравнительная психология.
http://fatpoint.ru/21povedenie/
https://studfile.net/preview/6442666/page:4/
Список используемой литературы: