Слайд 12. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению
естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению
культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.
Слайд 23. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей
в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы
будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Проблема познаваемости мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 35. «Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры.
Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты.
Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____(Д), а также управление совместной ____(Е) людей».
1) целостность 2) система 3) общество 4) социальные блага
5) сфера 6) производство 7) культура 8) социальные институты
9) деятельность
6. Революция и реформа являются
1) социальными институтами
2) формами общественных преобразований
3) элементами общества как системы 4) видами социальных связей
Слайд 47. Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?
1)
наличие общественных отношений
2) самоорганизация и саморазвитие
3) наличие социальных институтов
4) поддержание
связи с природой
8. Власть, парламент, политические партии, избирательные системы относятся к сфере общественной жизни
экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной
9. Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности
2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему
4) способна развиваться независимо от человека
Слайд 6понятие культуры
формы и разновидности
Слайд 7определенияI
Марк Порций Катон Старший
(234-149) – древнеримский политик
и писатель
В трактате
«De agri cultura» (140 г. до н. э.) впервые было
использовано понятие культуры как:
возделывание, обрабатывание, уход
Первое упоминание культуры как «возделывание
почвы».
Слайд 8определенияII
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775-1854) – немецкий философ
Но в качестве
философского понятия окончательно вошло в употребление только в XVIII -
нач. XIX века и обозначало эволюцию человека, языка, искусства, государственного устройства, научного знания. Культура противопоставлялась природе.
«Над первой природой, должна быть как бы воздвигнута вторая, и высшая, в которой господствует закон природы, но совсем иной, чем в зримой природе, а именно закон, необходимый для свободы»
«Система трансцедентального идеализма» (1800)
Слайд 9определенияIII
Технологическое понимание – совокупность всех достижений в
материальной и духовной
жизни общества.
Деятельностное – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни
творческая деятельность.
Ценностное – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Материальная культура – связана с производством и освоением предметов материального мира, с изменением физической природы человека. (здания, опыт, умения и навыки)
Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль.
Слайд 10функцииI
Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране и эпохе
Оценочная
– осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная – формирования системы норм
и требований к индивидам во всех сферах областях жизни. (нормы морали, права)
Информативная – передача опыта, знаний и ценностей последующим поколениям.
Коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Слайд 11функцииI
Элитарная культура – создаётся привилегированной частью общества либо по её
заказу профессиональными творцами.
Народная – создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной
подготовки (мифы, легенды эпоса, сказки, песни, танцы)
Массовая – ситуация современного культурного производства и потребления, для массового зрителя (поп-культура, эстрадная музыка, кинематограф, телевидения и т. д.)
Субкультура (от лат. sub - под)– часть общей культуры, присущей одной социальной группе.
Контркультура (от лат. contra - против) – оппозиция в господствующей в обществе культуре (битники, панки, левые радикалы, андеграунд)
Слайд 14образование
значимость для жизни
общества
Слайд 15определенияI
Образование – один из способов становления личности путём
образования, путём
получения людьми знаний через систему социальных институтов: семья, школа, СМИ…
Цель
образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации.
Основной путь – самообразование.
Слайд 16функцииI
Экономическая – формирование социальной структуры общества, где люди способны осваивать
научные технические новшества и использовать из в профессиональной деятельности.
Социализация –
социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества.
Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида и развития творческих способностей.
Слайд 17тенденцииI
Демократизация системы образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, образование
стало доступным для широких слоёв населения.
Рост продолжительности образования – современное
общество всё чаще нуждается в высококвалифицированных специалистах.
Гуманизация образования – внимание школы и педагогов к личности учащихся, к его интересам, запросам, индивидуальным запросам.
Гуманитаризация образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе.
Компьютеризация процесса образования – использование новых технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
Слайд 18заданияI
1. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием
1) техника 2) общество
3) экономика 4) культура
2. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий
круг знатоков, называется
элитарной 2) народной 3) массовой 4) национальной
3. Элитарная культура в отличие от массовой
1) ориентирована на получение коммерческой выгоды
2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира
3) имеет развлекательный характер
4) создается квалифицированными мастерами
Слайд 19заданияII
4. Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким?
1) уровень
технического развития общества
2) совокупность всех достижений человечества
3) степень воспитанности человека
4)
все жанры искусства
5. Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта».
О каком явлении говорится в высказывании?
1) традиции в культуре
2) культурном поиске
3) диалоге культур
4) культурной изоляции
Слайд 20заданияIII
6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
высокая содержательная сложность
демократизм
ориентация на узкий
круг ценителей
широкая рекламная кампания
соответствие изысканным вкусам
безграничное самовыражение автора
Слайд 21заданияIV
7. Найдите в приведенном списке черты народной культуры.
1) авторство
часто не определено 2) носит коммерческий характер 3) не требует
специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культур
5) рассчитана на узкий круг ценителей.
8. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
Слайд 22заданияV
9. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите
цифры, под которыми они указаны.
премьера фильма ужасов
фестиваль рекламных роликов
переиздание детектива-бестселлер
выставка
художников-авангардистов
областной смотр фольклорных коллективов
открытие международного конкурса пианистов
Слайд 23заданияVI
10. Художественное произведение автора N стало предметом разбора в литературном
журнале. Выберите из приведённого ниже списка характеристики, свидетельствующие о том,
что это художественное произведение относится к элитарной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведение сложно по своему содержанию.
2) Произведение создано известным писателем.
3) Произведение требует знакомства с современными философскими концепциями.
4) Художественные приёмы, используемые автором, вызывают непонимание многих читателей.
5) Среди читателей произведения люди разных возрастов и уровней образования.
6) Произведение создавалось с расчётом на коммерческий успех.
Слайд 24заданияVII
11. Художник K. coздал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя
их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели,
бумаги, газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) удовлетворяет сиюминутные запросы людей
2) трудна для понимания неподготовленного человека
3) имеет широкую аудиторию
4) не обладает художественной ценностью
5) имеет ограниченный круг почитателей
6) обладает меньшей художественной ценностью
Слайд 27заданияX
16. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые
три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
17. Доходы
печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Слайд 28заданияXI
18. Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке
художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и
отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным».
Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.
Слайд 29заданияXII
19. Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее.
На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями
глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры.
20. Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и насмешки. После смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является одной из самых дорогих, была куплена на аукционе «Кристи» в Лондоне за 22 млн 500 тыс. фунтов стерлингов. К какой культуре можно отнести творчество Ван Гога? Используя текст, назовите два признака этой культуры. Перечислите два признака этой культуры, не упомянутые в тексте.