Разделы презентаций


Понятие готовности к обучению в школе

Содержание

" Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понятие готовности к обучению в школе

Понятие готовности к обучению в школе

Слайд 2" Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать,

считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему

этому научиться»
Л.А. Венгер

Слайд 3План
Понятие подготовки детей к школе
Понятие «кризис 7-ми

лет»
Понятие готовности к обучению в школе
Характеристика психологической готовности к обучению

в школе
Адаптация и дезадаптация к обучению в школе
Понятие готовности родителей будущих первоклассников
План Понятие подготовки детей к школе Понятие «кризис 7-ми лет»Понятие готовности к обучению в школеХарактеристика психологической готовности

Слайд 41. Понятие подготовки детей к школе
Подготовка детей к школе

– это организация воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает

высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе.
Подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов.
Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу.
1. Понятие подготовки детей к школе Подготовка детей к школе – это организация воспитательной работы в детском

Слайд 5Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали маленький философ.
Но только

он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И

с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»…
С.Я. Маршак
Он взрослых изводил вопросом «Почему?».Его прозвали маленький философ. Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы

Слайд 62.Суть кризиса 7 лет (6-8лет)
ведущая деятельность дошкольника – игра

– меняется на ведущую деятельность младшего школьника – учение;

появляется осознание ребенком своей новой социальной позиции – позиции школьника;
формируется осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, в связи с чем возникает новое отношение к себе в виде самооценки и самолюбия;
ребенок начинает принимать систему
требований, связанную со школьной жизнью,
ограничения и установки, регламентирующие
его поведение;
утрачивается детская непосредственность.
2.Суть кризиса 7 лет (6-8лет) ведущая деятельность дошкольника – игра – меняется на ведущую деятельность младшего школьника

Слайд 7Внешние признаки проявления кризиса 7 лет:
Искусственная натянутость поведения, кривляние,

манерность, склонность к капризам;
Возникновение паузы между обращением к ребенку

и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
Эмоциональные реакции на критические ситуации, возникающие в школе и дома;
Непослушание в обычных делах и обязанностях;
Оспаривание ребенком необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
Демонстративная «взрослость»;
Обостренное внимание к своему
внешнему виду,
чтобы не выглядеть «как маленький».
Внешние признаки проявления кризиса 7 лет: Искусственная натянутость поведения, кривляние, манерность, склонность к капризам; Возникновение паузы между

Слайд 82. Характеристика  готовности к обучению в школе
Готовность к обучению

в школе - интегративная характеристика психического развития детей, которая формируется

к концу дошкольного возраста и включает компоненты, способствующие успешной адаптации ребенка к условиям и требованиям школы.
 
 
2. Характеристика  готовности к обучению в школе Готовность к обучению в школе - интегративная характеристика психического развития

Слайд 9Готовность к школе определяется
как многогранное развитие личности ребенка и

рассматривается в 2-х компонентах :
Общая:

Специальная:
Физиологическая - развитие речи;
Физическая - подготовка к грамоте;
Психологическая: - формирование начал
мотивационная; математики;
эмоционально-волевая; - подготовка к письму;
интеллектуальная; - формирование представлений
социальная об окружающем мире и т.п.

Готовность к школе определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в 2-х компонентах : Общая:

Слайд 10Подходы к понятию готовности
педагогический
2. психологический

Педагогический подход основан сформированности умений и навыков, необходимых

для обучения в школе
Подходы к понятию готовности педагогический   2. психологический   Педагогический подход основан сформированности умений и

Слайд 11 2. Психологический подход
Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым

требованиям современной школы (определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к

принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения);
развитие мотивационной сферы;
Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности


2. Психологический подход Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы (определенный

Слайд 12 Педагогическая (специальная) готовность детей к школе
Специальная готовность-наличие у

ребенка знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в

первом классе по основным предметам (математике, чтению, письму и т.д.)


Педагогическая (специальная) готовность детей к школе Специальная готовность-наличие у ребенка знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешность овладения содержанием

Слайд 13 физическая готовность и ее показатели:
хорошее состояние здоровья ребенка;
нормальное физическое

и нервно-психическое развитие;
закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма;
правильное

функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем;
успешное овладение всеми видами
основных движений;
развитая мелкая моторика руки.

физическая готовность и ее показатели: хорошее состояние здоровья ребенка; нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная

Слайд 14физиологическая готовность
т.е. функциональная зрелость, созревание различных систем организма, необходимых

для усвоения знаний. К 7-ми годам завершается формирование коры головного

мозга, возникают «волны ожидания» информации, повышается выносливость и трудоспособность, происходит окостенение хрящей рук и т.п.

физиологическая готовность т.е. функциональная зрелость, созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. К 7-ми годам завершается

Слайд 163. Психологическая готовность
Психологическая готовность - целостное становление психики

ребенка, которое обеспечивает успешное принятие системы требований, предъявляемых школой и

учителем, а также успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями (Я. Коломинский, Е. Панько)
Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

3. Психологическая готовность  Психологическая готовность - целостное становление психики ребенка, которое обеспечивает успешное принятие системы требований,

Слайд 17 Основные составляющие психологической готовности к школе:
Мотивационная;
Эмоционально-волевая
Интеллектуальная;
Социальная (готовность к взаимодействию и

общению с учителем и одноклассниками)

Основные составляющие психологической готовности к школе:Мотивационная;Эмоционально-волеваяИнтеллектуальная;Социальная (готовность к взаимодействию и общению

Слайд 18Мотивационная готовность
Мотивационная - проявляется в стремлении ребенка к обучению,

желании стать школьником, достаточно высоком уровне познавательной деятельности и мыслительных

операций, овладении ребенком элементами учебной деятельности, определенным уровнем социального развития
Показатели:
Наличие у ребенка желания идти в школу и учиться;
Сформированность позиции будущего школьника;

Мотивационная готовность Мотивационная - проявляется в стремлении ребенка к обучению, желании стать школьником, достаточно высоком уровне познавательной

Слайд 19Эмоционально-волевая готовность
Эмоционально-волевая готовность (морально-волевая)- умение регулировать свое поведение в разнообразных

ситуациях при общении и общей учебной деятельности
 
Показатели:
Самостоятельность;
Умение сосредоточиться
Способность к волевому

усилию;
Умение адекватно себя оценивать;
Организованность и дисциплинированность
 

Эмоционально-волевая готовностьЭмоционально-волевая готовность (морально-волевая)- умение регулировать свое поведение в разнообразных ситуациях при общении и общей учебной деятельности Показатели:Самостоятельность;Умение

Слайд 20Эмоционально- Волевая готовность к обучению в школе
(внутренние усилия, необходимые

для выполнения определенной деятельности, постановка цели, плана действий, принятие

решений, усилия для преодоления трудностей, оценка результата своих действий) . При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).
Эмоционально- Волевая готовность к обучению в школе (внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности, постановка  цели,

Слайд 21 Эмоционально-волевая готовность также подразумевает :
способность сдерживать свои импульсивные действия;
сосредотачиваться

на задании;
слушать речь учителя.

Эмоционально-волевая готовность также подразумевает :способность сдерживать свои импульсивные действия; сосредотачиваться на

Слайд 22Умственная (интеллектуальная) готовность
проявляется в общем уровне умственного развития ребенка,

а также в уровне овладения умениями и навыками, которые помогут

ему изучать те или иные предметы в школе 
Показатели (по Е. В. Проскуре):
Общая осведомленность ребенка об окружающем мире, элементы мировоззрения;
Уровень развития познавательной деятельности и отдельных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания);
Наличие предпосылок для формирования учебных умений и общей учебной деятельности

Умственная (интеллектуальная) готовность проявляется в общем уровне умственного развития ребенка, а также в уровне овладения умениями и

Слайд 23Интеллектуальная готовность
Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний,

объем «умственного инструментария», и его словарный запас.
Также, ребенок должен

иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.
Интеллектуальная готовность Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас.

Слайд 24интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает:
дифференциальное восприятие (отличие фигуры

и фона);
концентрация внимания;
аналитическое мышление (осознание связи между явлениями,

возможность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям;
овладение на слух разговорной речью;
способность к пониманию и использованию символов;
развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации;
уровень разговорной речи ребенка ( правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса)
интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает:дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона); концентрация внимания; аналитическое мышление (осознание

Слайд 25Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы

получаем – внутреннюю позицию школьника.
Ребенок с несформированной позицией школьника

проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с

Слайд 26Социальная (готовность к общению и совместной деятельности)
готовность, в основе

которой лежит смена ведущих видов деятельности, переход от игровой к

учебной деятельности.
Характеризуется принятием позиции учителя и умением слушать товарища, согласовывать совместные с классом действия, адекватной самооценкой и т.д.

Социальная (готовность к общению и совместной деятельности) готовность, в основе которой лежит смена ведущих видов деятельности, переход

Слайд 27Социально-психологическая (личностная) готовность ребенка
Она предполагает формирование и приятие новой социальной

роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе,

к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.
Социально-психологическая (личностная) готовность ребенкаОна предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном

Слайд 28 Понятие «Школьная зрелость»
уровень морфологического и функционального развития,

который обеспечивает выполнение ребенком требований систематического школьного обучения.
 
 

Понятие «Школьная зрелость» уровень морфологического и функционального развития, который обеспечивает выполнение ребенком требований систематического школьного обучения.  

Слайд 31Понятие адаптация и дезадаптация к обучению в школе
Адаптация- приспособление
Школьная

адаптация - приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым

отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Школьной дезадаптацией называют неприспособленность ребенка к условиям обучения и нахождения в школе
Понятие адаптация и дезадаптация к обучению в школе Адаптация- приспособлениеШкольная адаптация - приспособление ребенка к новой системе

Слайд 32Сроки адаптации
Период адаптации ребенка к школе может длиться от

2-3 недель ( легкая) до полугода( средняя) и года( тяжелая)

, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Сроки адаптации Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель ( легкая) до полугода( средняя)

Слайд 33 Адаптация
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в

процессе обучения в школе:
это поступление в первый класс,
переход

из начальной школы в среднюю (5кл)
и переход из средней в старшую (10кл).

Адаптация Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в

Слайд 34Компоненты школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация проявляется в 3 компонентах:
Когнитивный

компонент школьной дезадаптации- неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим

способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков.

Компоненты школьной дезадаптации Школьная дезадаптация проявляется в 3 компонентах: Когнитивный компонент школьной дезадаптации- неуспешность ребенка в обучении

Слайд 35Компоненты школьной дезадаптации
Эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации постоянные

нарушения эмоционально-личностного отношения отдельным предметам и обучению в целом, к

учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком формы отклонения

Компоненты школьной дезадаптации Эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения отдельным предметам и обучению в

Слайд 36Компоненты школьной дезадаптации
Поведенческий компонент школьной дезадаптации- систематически повторяющиеся нарушения поведения

в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные

реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение оппозиционным, опозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма
Компоненты школьной дезадаптацииПоведенческий компонент школьной дезадаптации- систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде.

Слайд 37Готовность родителей к обучению в школе
Основные проблемы, которые

волнуют родителей:
1) проблемы, связанные с выбором школы, учителя; 2)

недостаточная осведомленность об организации процесса обучения ребенка в школе; 3) недостаточная осведомленность о критериях готовности ребенка к школьному обучению; 4) затруднения в определении своей роли в предшкольной и школьной жизни ребенка; 5) реальные или мнимые особенности ребенка и их влияние на установление отношений в новом коллективе.
Готовность родителей к обучению в школе Основные проблемы, которые волнуют родителей:  1) проблемы, связанные с выбором

Слайд 38Рекомендации родителям
1. Необходимо разъяснять ребенку (и не жалеть на

это время) причины основных требований (почему надо делать что-то именно

так, а не иначе).
2. Очень важно тактично и ненавязчиво напоминать ребенку о необходимости выполнить поручение, данное учителем или родителем.
3. Необходимо постоянно выражать уверенность в способности ребенка справиться с конкретными заданиями, поручениями, требованиями.
4. Родительская поддержка должна осуществляться в любых, даже мелких деталях подготовки и организации учебной деятельности в домашних условиях, особенно, если ребенок в этом нуждается (сбор портфеля, выполнение домашнего задания).
5. В аналогичных ситуациях необходимо прививать ребенку и самостоятельность, предоставлять возможность и создавать условия для осуществления новых форм самостоятельной деятельности.
Рекомендации родителям 1. Необходимо разъяснять ребенку (и не жалеть на это время) причины основных требований (почему надо

Слайд 39Рекомендации родителям
6. Родителям нельзя демонстрировать собственные страхи и опасения

по отношению к школьной жизни и учителям, что аналогичным образом

отражается на личности ребенка.
7. Нельзя открыто осуждать и негодовать по поводу несовершенства учителя, его методов работы, школьной программы (как правило, это лишь субъективная оценка родителей) во избежание внушения такой же позиции своему ребенку, что может осложнить школьное или личное общение учителя с ним.
8. Нельзя ожидать от ребенка только очень высоких достижений и проявлять недовольство тем, что он с чем-то не справляется, что-то не умеет.
9. Не позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка затрагивала его личность («Ты не умеешь писать, ты бестолковый и т.д.»), что понижает его мотивацию учения и уверенность в себе. Очень важна также эмоциональная окраска высказывания.

Рекомендации родителям 6. Родителям нельзя демонстрировать собственные страхи и опасения по отношению к школьной жизни и учителям,

Слайд 40Рекомендации родителям
10.Нельзя «оставлять» ребенка в трудной ситуации наедине с

самим собой, рассчитывая, что он самостоятельно с ней справится, однако

нельзя поддаваться и другой крайности – перехватывание инициативы, навязчивость и давление со стороны родителей в любой (даже незначительной) ситуации.
11.Недопустимо сравнивать ребенка, его действия и поступки с проявлениями других детей, что травмирует его и одновременно формирует негативизм и зависть. Если допускать сравнения, то только со своими собственными на предыдущем этапе


Рекомендации родителям 10.Нельзя «оставлять» ребенка в трудной ситуации наедине с самим собой, рассчитывая, что он самостоятельно с

Слайд 41Советы родителям
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном

этапе овладения учебными навыками.
Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха.

В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


Советы родителям Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном этапе овладения учебными навыками.Поддерживайте первоклассника в его

Слайд 42Советы родителям
Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Рассказывайте ребенку

о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
Узнайте у воспитателя заранее, насколько ребенок «зрел» или «не зрел». Если ребенок зрел, все равно психологически готовьте его к школе, ко всем трудностям, которые его ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Советы родителям Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его

Слайд 43
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика