Разделы презентаций


ПСИХОДИАГНОСТИКА

Содержание

Рекомендуемая литератураТеоретические основы Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2010.Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2006.Носс И. И. Психодиагностика. М.: Юрайт. 2013.Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005Психометрика:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПСИХОДИАГНОСТИКА
Преподаватель
к.психол.н., доцент
Кристина Игоревна Ананьева

ПСИХОДИАГНОСТИКАПреподаватель	к.психол.н., доцентКристина Игоревна Ананьева

Слайд 2Рекомендуемая литература
Теоретические основы

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для ВУЗов. СПб:

Питер, 2010.
Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2006.
Носс

И. И. Психодиагностика. М.: Юрайт. 2013.
Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005

Психометрика: Введение / Р.Майкл Фер. Верн Р. Бакарак; пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попова // под ред. Н.А. Батурин, Е.В. Эйдмана. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010.
Готтсданкер Р.Основы психологического эксперимента; пер.с англ. М.: Академия, 2005
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994.
Рекомендуемая литератураТеоретические основы Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2010.Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.

Слайд 3Рекомендуемая литература
Основы практической деятельности

Анастази А., Урбини С. Психологическое тестирование. СПб.:

Питер, 2009.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностики. СПб.: Питер,

2003.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и психологическая диагностика. Практическое руководство. - М., 2001.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 2000.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.


Рекомендуемая литератураОсновы практической деятельностиАнастази А., Урбини С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2009.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по

Слайд 4Рекомендуемая литература
Основы практической деятельности

Практикум по возрастной психологии / Под ред.

Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.
Практикум по дифференциальной психодиагностике

профессиональной пригодности // Под ред. Бодрова В.А. М.: Пер Сэ, 2003.
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах 2006.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.
Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. Ростов н/Д: Феникс, 2006

Рекомендуемая литератураОсновы практической деятельностиПрактикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.Практикум

Слайд 5Термин психодиагностика
…появился впервые в 1921 г. в работе швейцарского психолога

и психиатра Германа Роршаха «Психодиагностика».

Термин психодиагностика…появился впервые в 1921 г. в работе швейцарского психолога и психиатра Германа Роршаха «Психодиагностика».

Слайд 6ПСИХОДИАГНОСТИКА
это процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или

группы людей как причин определенных параметров деятельности или психического состояния

обследуемого с точки зрения соответствия норме, задаваемой в рамках той или иной концепции.

ПСИХОДИАГНОСТИКАэто процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин определенных параметров деятельности

Слайд 7РАСПОЗНАВАНИЕ
≠ ИССЛЕДОВАНИЕ

это особый вид научно-практической деятельности, предполагающий воздействие и оказание

помощи обследуемому.

РАСПОЗНАВАНИЕ≠ ИССЛЕДОВАНИЕэто особый вид научно-практической деятельности, предполагающий воздействие и оказание помощи обследуемому.

Слайд 8Экспериментальная
психология


Дифференциальная
психология
Математическая
психология

Психодиагностика
Место психодиагностики в структуре психологического знания

ЭкспериментальнаяпсихологияДифференциальнаяпсихологияМатематическая психологияПсиходиагностикаМесто психодиагностики в структуре психологического знания

Слайд 9Место психодиагностики в структуре психологического знания
Д.Б. Эльконин 
(1904-1984)
К.К. Платонов

(1906 - 1984)

Место психодиагностики в структуре психологического знания Д.Б. Эльконин (1904-1984) К.К. Платонов (1906 - 1984)

Слайд 10
Психометрический подход ориентируется на причинноследственные связи между категориями (свойствами) и

признаками.

Психодиагностика – это наука о конструировании методов измерения, классификации и

ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Психометрический подход ориентируется на причинноследственные связи между категориями (свойствами) и признаками.Психодиагностика – это наука о конструировании методов

Слайд 11Каузальный подход ориентируется на причинно-следственные связи между категориями (свойствами) и

характеристиками запроса.

Психодиагностика – это наука о решении диагностических задач, о

постановке диагноза, о диагностическом мышлении психолога, о выборе ограниченного количества из множества гипотез о психологических причинах определенного состояния объекта психодиагностики, о взаимодействии диагноста с обследуемым.

КАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Каузальный подход ориентируется на причинно-следственные связи между категориями (свойствами) и характеристиками запроса.Психодиагностика – это наука о решении

Слайд 12Характеризует:
ситуативность, проявляющаяся в повышенном внимании к текущим обстоятельствам и конкретной

ситуации жизнедеятельности клиента;
многоаспектность, связанная с использованием многообразных источников информации о

клиенте, с акцентом на биографические данные, индивидуальную динамику и историю психического развития;
идеографичность, выражающаяся в повышенном внимании к уникальным, свойственным только данному человеку характеристикам, для которых отсутствуют готовые шаблонные схемы фиксации и интерпретации данных;

КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Характеризует:ситуативность, проявляющаяся в повышенном внимании к текущим обстоятельствам и конкретной ситуации жизнедеятельности клиента;многоаспектность, связанная с использованием многообразных

Слайд 13Характеризует:
индивидуализация, представляющая собой неформализованный, нестандартизированный, приспособленный к особенностям обследуемого способ

получения и анализа эмпирической информации;
интерактивность, предполагающая взаимодействие психолога и обследуемого

в форме индивидуализированной беседы, нестандартизированных клинических проб;
интуитивность, означающая, что основная нагрузка при получении, анализе и интерпретации информации ложится не на стандартизированные процедуры, а на профессиональную, экспертную интуицию диагноста.

КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Характеризует:индивидуализация, представляющая собой неформализованный, нестандартизированный, приспособленный к особенностям обследуемого способ получения и анализа эмпирической информации;интерактивность, предполагающая взаимодействие

Слайд 14Признание различия психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины.

Психометрический

и каузальный подходы предполагают, что опора на научные основания повышает

эффективность диагностической деятельности.

Общим для клинического и каузального подходов являются ситуативность и интерактивность.

СХОДСТВА ПОДХОДОВ

Признание различия психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины. Психометрический и каузальный подходы предполагают, что опора на

Слайд 15РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КАУЗАЛЬНЫЙ
ПОДХОД
Реализуется при отборе и ориентации.

На научной основе

может осуществляться лишь оценка состояния элементов объекта психодиагностики.


Единственное средство -

психодиагностические методики.

Реализуется при консультировании.

На научной основе можно изучать причинно-следственные связи объекта психодиагностики, оптимальные стратегии диагностического мышления практического психолога, закономерности общения психолога-диагноста с клиентом

Средства деятельности не только диагностические методики, но и специфические описания объекта психодиагностики.

РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОДКАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОДРеализуется при отборе и ориентации.На научной основе может осуществляться лишь оценка состояния элементов объекта

Слайд 16РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ
КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КАУЗАЛЬНЫЙ
ПОДХОД
При постановке диагноза акцент ставится на биографических

сведениях, индивидуальной динамике и истории психического развития.
клинический подход не

ставит вопрос о разработке специальных средств диагностической деятельности практического психолога, связанных с описанием объекта диагностики и диагностического процесса
В предельном случае клинический подход превращается в искусство.

Каузальный подход исходит из того, что при распознавании психических особенностей клиента не менее важную роль, чем анамнестические данные, играет информация, получаемая психологом с помощью специальных средств диагностической деятельности.

Каузальный подход остается мягким научным подходом.

РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВКЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДКАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОДПри постановке диагноза акцент ставится на биографических сведениях, индивидуальной динамике и истории психического развития.

Слайд 17РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ
КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КАУЗАЛЬНЫЙ
ПОДХОД
В клиническом подходе, как и психометрическом, чаще

всего характеризуются различные способы получения информации о связях между категориями

и признаками, т. е. способы получения информации о «связях проявления»

В каузальном подходе чаще всего характеризуются различные способы получения информации о связях между категориями и запросом, т.е. о связях эффективности (действия).

Относительно индивидуализации можно сказать, что каузальный подход в равной мере опирается как на применяемые к различным людям, так и на приспособленные к особенностям данного клиента способы получения и анализа эмпирической информации.

РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВКЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДКАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОДВ клиническом подходе, как и психометрическом, чаще всего характеризуются различные способы получения информации о

Слайд 18ДОСТОИНСТВА
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КАУЗАЛЬНЫЙ
ПОДХОД
эффективен при отборе и ориентации,
успехи в разработке

большого количества психодиагностических методик,
повышает эффективность диагностической деятельности психолога за

счет повышения точности диагноза,
позволяет осуществить подготовку специалистов в области психодиагностики (разработчиков тестов).

эффективен при консультировании,
Позволяет осуществить подготовку психологов к диагностической деятельности как специалистов массовой профессии.
открывает возможность использовать мощные резервы развития психодиагностики, разработать широкую программу научно-исследовательской и научно-практической работы в области психодиагностики

ДОСТОИНСТВАПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОДКАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОДэффективен при отборе и ориентации, успехи в разработке большого количества психодиагностических методик, повышает эффективность диагностической

Слайд 19НЕДОСТАТКИ
Отождествляет психодиагностику с одним из ее компонентов - техническим, выдавая

тем самым часть за целое.
В психометрическом подходе гипотезы выдвигаются

на интуитивной основе.
Пытается закрепить термин «психодиагностика» лишь за измерительной процедурой (психометрия, тестология).
При консультировании эффективность психометрического подхода значительно ниже, чем каузального.
Опирается на тезис об уникальности психодиагностики, ее неповторимой специфике, который приводит к изоляции психодиагностики от влияния других наук (медицинской, технической) и от данных общепсихологических исследований диагностической деятельности.



Недостаточная разработанность,
Отсутствие в ряде областей психодиагностической практики научно обоснованных типологий диагностических задач.
Небольшое количество исследований, направленных на изучение эффективности диагностической деятельности практического психолога.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КАУЗАЛЬНЫЙ
ПОДХОД

НЕДОСТАТКИОтождествляет психодиагностику с одним из ее компонентов - техническим, выдавая тем самым часть за целое. В психометрическом

Слайд 20ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Психодиагностика – совокупность методов и средств для измерения психических

состояний и свойств, … процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей

человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.п.
Задачи психодиагностики:
Выбор и непосредственное применение диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или установления различий в психологической организации разных групп людей.
Расширение сфер практического использования имеющихся и создаваемых психодиагностических средств.
Недостаток:
Сужение диагностического мышления до решения прагматического вопроса о том, какую методику использовать в том или ином случае.


Классификация С.Т. Посоховой

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОДПсиходиагностика – совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, … процесс выявления и

Слайд 21КОНСТРУИРУЮЩИЙ ПОДХОД

Психодиагностика – самостоятельная научная дисциплина, предназначение которой разработка методов

выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека.
Задачи:

психодиагностики:
Конструирование новых психодиагностических средств и модификация имеющихся.
Разработка методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования
Создание методических приемов выявления и измерения интегральных психических образований, таких как психическое здоровье, психическое развитие, адаптивность, индивидуальность.
Недостаток:
Ориентация на методики оставляет без внимания содержание изучаемых феноменов

Классификация С.Т. Посоховой

КОНСТРУИРУЮЩИЙ ПОДХОДПсиходиагностика – самостоятельная научная дисциплина, предназначение которой разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических

Слайд 22ГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Психодиагностика – один из способов психологического познания. Здесь акцент

ставиться на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого

человека.
Задачи психодиагностики:
определение общих закономерностей становления и развития психических образований;
установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности;
распознавание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека;
соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее статистическими нормами

Классификация С.Т. Посоховой

ГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДПсиходиагностика – один из способов психологического познания. Здесь акцент ставиться на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости

Слайд 23ГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Недостатки
Определение общих закономерностей становления и развития психических образований составляет

предмет общей психологии и психологии развития, а не психодиагностики.
Неверным является

положение о том, что установление индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т.е. психического в человеке вообще.
Соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния обследуемого не обязательно проводится с выборкой стандартизации, что характерно для статистических норм.
Выделяемые автором при выявлении индивидуальных особенностей человека подходы к распознаванию - номотетический и идеографический - не являются двумя самостоятельными подходами, двумя вариантами распознавания. Они образуют особенность распознавания как специфического вида познавательной деятельности.

Классификация С.Т. Посоховой

ГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДНедостаткиОпределение общих закономерностей становления и развития психических образований составляет предмет общей психологии и психологии развития, а

Слайд 24ПОМОГАЮЩИЙ ПОДХОД

Ряд психодиагностических процедур содержит в себе специфический терапевтический потенциал.
Задачи

психодиагностики:
«Психодиагностическое консультирование - обязательный, завершающий этап любой работы психолога-диагноста, предполагающий

доведение до сведения обследуемого результатов тестирования и рекомендаций... консультирование позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своего Я, разрешить свои внутренние конфликты, найти подходящие способы самореализации»
Недостаток:
Функция процесса или результата психодиагностики не может образовывать особый подход к психодиагностике

Классификация С.Т. Посоховой

ПОМОГАЮЩИЙ ПОДХОДРяд психодиагностических процедур содержит в себе специфический терапевтический потенциал.Задачи психодиагностики:«Психодиагностическое консультирование - обязательный, завершающий этап любой

Слайд 25ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Психодиагностика - особая область практики, профессиональная деятельность психолога по

выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающая

решению жизненных проблем.
Недостаток:
Только апелляция к практике не может составить основу для самостоятельного подхода к психодиагностике. Отсюда практикоориентированный подход не является новым подходом, связанным с особым пониманием психодиагностики как научной дисциплины.

Классификация С.Т. Посоховой

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДПсиходиагностика - особая область практики, профессиональная деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей,

Слайд 26ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Обобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики

и рассматривает ее в виде самостоятельной научной дисциплины, занимающейся теоретическими

и практическими проблемами постановки психологического диагноза...
С позиций интегрального направления, психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, что позволяет ей играть важную роль в системе психологических знаний.
В настоящее время психологическая диагностика связывает воедино теоретическую и практическую психологию

Классификация С.Т. Посоховой

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОДОбобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики и рассматривает ее в виде самостоятельной научной

Слайд 27Гностический, помогающий, практикоориентированный, с одной стороны, и интегральный подходы, с

другой стороны, соотносятся между собой как практическая деятельность и ее

научные основания.
Они не образуют четыре различных подхода к пониманию психодиагностики как научной дисциплины, а отражают отдельные стороны уже известного подхода к психодиагностике как науки о решении диагностических задач или постановке психологического диагноза.
Конструирующий и инструментальный подходы также не являются различными подходами. В их основе лежит понимание психодиагностики как науки о разработке диагностических методик.

Классификация С.Т. Посоховой

Гностический, помогающий, практикоориентированный, с одной стороны, и интегральный подходы, с другой стороны, соотносятся между собой как практическая

Слайд 28Номотетический и идеографический подходы
Номотетический (от лат. - образец) подход -

измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.
Идеографический (от греч. -

образ, идея) подход - распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание
Номотетический и идеографический подходыНомотетический (от лат. - образец) подход - измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.Идеографический

Слайд 29Номотетический и идеографический подходы

Номотетический и идеографический подходы

Слайд 30ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Представляют задаваемые требованиями практики или обусловленные необходимостью адаптации

к окружающей среде феноменологические переменные.

Состояние объекта может быть нормальным или

отклоняющимся

УРОВЕНЬ ПРИЧИННЫХ ОСНОВАНИЙ
Представляют психические явления, выступающие в функции регуляции деятельности или психического состояния.



Принимают разные значения, изменяются количественно и качественно.

ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬПредставляют задаваемые требованиями практики или обусловленные необходимостью адаптации к окружающей среде феноменологические переменные.Состояние объекта может

Слайд 31Предмет психодиагностики - психическое,
включенное в 3 отношения:
Интроиндевидуальное
отношение:

Предмет психодиагностики - психическое,включенное в 3 отношения:Интроиндевидуальное отношение:

Слайд 32Предмет психодиагностики - психическое,
включенное в 3 отношения:
Интроиндевидуальное
отношение:
Интериндивидуальное
отношение

Предмет психодиагностики - психическое,включенное в 3 отношения:Интроиндевидуальное отношение:Интериндивидуальное отношение

Слайд 33Предмет психодиагностики - психическое,
включенное в 3 отношения:
Интроиндевидуальное
отношение:
Интериндивидуальное
отношение
Субъект-объектное
отношение

Предмет психодиагностики - психическое,включенное в 3 отношения:Интроиндевидуальное отношение:Интериндивидуальное отношениеСубъект-объектное отношение

Слайд 34ЗАДАЧИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Определение общих закономерностей становления и развития психических образований;
Установление связи

между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности;
Распознавание индивидуальных

особенностей в общих проявлениях психики человека;
Соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными раннее статистическими нормами.
ЗАДАЧИ ПСИХОДИАГНОСТИКИОпределение общих закономерностей становления и развития психических образований;Установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием

Слайд 35Структурные компоненты психодиагностики:

Структурные компоненты психодиагностики:

Слайд 36Основные виды психодиагностической деятельности
Профессиональная
Психолого-педагогическая
Экспертиза
Медико-психологическая

Основные виды психодиагностической деятельности ПрофессиональнаяПсихолого-педагогическаяЭкспертизаМедико-психологическая

Слайд 37ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Психодиагностическая ситуация – совокупность не изменяющихся, на притяжении установления

психодиагностического диагноза, общих диагностических и организованных условий осуществления психодиагностической деятельности.

Типология

психодиагностических ситуаций:

Ситуация клиента

Ситуация экспертизы

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯПсиходиагностическая ситуация – совокупность не изменяющихся, на притяжении установления психодиагностического диагноза, общих диагностических и организованных условий

Слайд 38Типология психодиагностических ситуаций:
Использование данных
Ответственность за использование данных
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

СИТУАЦИЯ

Типология психодиагностических ситуаций: Использование данных Ответственность за использование данных ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Слайд 39Типология психодиагностических ситуаций:
Наличие или отсутствие социального контроля
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Типология психодиагностических ситуаций: Наличие или отсутствие социального контроля ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Слайд 40ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Практическая психодиагностическая задача – совокупность сведений о состоянии

обследуемого при указании его желательного состояния принимаемого за норму и

поставленной цели установить диагноз в случае реального или предполагаемого отклонения состояния от нормы.

Структура практической диагностической задачи:







ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Практическая психодиагностическая задача – совокупность сведений о состоянии обследуемого при указании его желательного состояния принимаемого

Слайд 41СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях.

Для этого необходима постановка цели исследования, а также знания о

том свойстве, которое наблюдается.
Создание психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования.
Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.)

С точки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют следующие преимущества:
представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени;
данные, полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют дать количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;
позволяют прогнозировать поведение человека.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧДлительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановка цели исследования, а

Слайд 42МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Принципы моделирования ПЗ:
Причинность;
Фактическая правильность диагноза;
Избыточность данных.
Этапы моделирования:
Построение

типологии психодиагностических задач;
Описание диагностических случаев из практики с поставленным диагнозом;


Проведение избыточного обследования.
Разработка комплексной программы:









Служит для разработки критериев квалификации психолога.


МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ Принципы моделирования ПЗ:Причинность;Фактическая правильность диагноза;Избыточность данных.Этапы моделирования:Построение типологии психодиагностических задач;Описание диагностических случаев из практики

Слайд 43Типичные ошибки при решении диагностических задач
На этапе феноменологии и анамнеза

такими ошибками являются:

неадекватность;
избыточность данных в резюме по феноменологии;
неполнота данных в

резюме по феноменологии.

Для этапа выдвижение гипотез типичными ошибками являются:

отсутствие формулировки диагностических гипотез ;
их неадекватность;
неоперациональность;
недостаточное количество выдвинутых гипотез.

Типичные ошибки при решении диагностических задачНа этапе феноменологии и анамнеза такими ошибками являются:неадекватность;избыточность данных в резюме по

Слайд 44Типичные ошибки при решении диагностических задач
Для этапа проверки гипотез характерны:



проверка не всех гипотез;
несоответствие методики проверяемой гипотезе;
использование избыточного количества методик.

Для

этапа диагностического заключение типичными ошибками являются:

отсутствие формулировки заключения;
его неадекватность;
игнорирование противоречивой информации в ранее сформулированном диагностическом заключении.

Типичные ошибки при решении диагностических задачДля этапа проверки гипотез характерны: проверка не всех гипотез;несоответствие методики проверяемой гипотезе;использование

Слайд 45СРЕДСТВА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метод
– путь, способ познания или достижения

цели,
которая является последовательностью
предстоящих операций.
Методы оценки состояния
элементов объекта

психодиагностики

Практический метод
психодиагностики

Метод научной
психодиагностики

СРЕДСТВА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Метод – путь, способ познания или достижения цели, которая является последовательностью предстоящих операций.Методы оценки

Слайд 46Можно выделить пять уровней:
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень

метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
4. Уровень организации исследования.
5. Уровень методологического

подхода.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

Можно выделить пять уровней:1. Уровень методики.2. Уровень методического приема.3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).4. Уровень организации

Слайд 47ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Схема Й. Шванцера и И.В. Дубровиной
Схема Л.Ф. Бурлачука
Схема Ю.З.

Гильбуха
Обобщенная схема описания психодиагностического процесса
Схема описания диагностического случая из практики


Общая схема описания психодиагностического процесса:
1. Определяется состояние объекта психодиагностики
на феноменологическом уровне;
2. Выдвижение гипотезы о психологических переменных
(причинах) отклонений в поведении или состоянии;
3. Проверка гипотезы;
4. Построение общей формулы заключения;
5. Индивидуализированный психологический диагноз
6. Прогнозирование состояние обследуемого и
рекомендации психологической помощи;
7. Наблюдение за клиентом с целью уточнения диагноза.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСССхема Й. Шванцера и И.В. ДубровинойСхема Л.Ф. БурлачукаСхема Ю.З. ГильбухаОбобщенная схема описания психодиагностического процессаСхема описания диагностического

Слайд 48Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
Формулировка проблемы на основании изучения

всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об

индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
Проведение тестирования; анализ полученных данных.
Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Задавать правильные вопросы - это самая главная предпосылка всякой диагностики Й. Шванцара

Задавать правильные вопросы - это самая главная предпосылка всякой диагностики
Й. Шванцаре

Этапы психодиагностического процесса по Й. ШванцареФормулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские

Слайд 49Этапы психодиагностического процесса по Корманну

Этапы психодиагностического процесса по Корманну

Слайд 50Схема психодиагностического процесса по Каминскому
В практике психодиагностики известны противоположные подходы:
Подход

"по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде

всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.
Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.
Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.
Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.
Схема психодиагностического процесса по КаминскомуВ практике психодиагностики известны противоположные подходы:Подход

Слайд 51Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика