Слайд 1ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЕКЦИЯ
ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
КАФЕДРА
ТИМФК
Доцент, к.п.н. Махинова М.В.
2020г
Слайд 2ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. Социальные и биологические характеристики трудовой деятельности человека
2. Краткая характеристика
основных форм трудовой деятельности
3. Динамика умственной работоспособности студентов как основа
в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
4. Физическое воспитание как часть учебно-воспитательного процесса в вузе
5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
Слайд 3Термины и определения
Психофизиологическая характеристика труда – сопряженная характеристика изменения состояния
психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной
трудовой деятельности
Слайд 4Термины и определения
Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную
деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит
от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов организма
Слайд 5Термины и определения
Утомление – временное объективное снижение работоспособности под влиянием
длительного воздействия нагрузки на организм человека.
Слайд 6Термины и определения
Переутомление – накопление утомления по причинам нерационального режима
труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления
Слайд 7Термины и определения
Усталость – комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния
утомления
Слайд 8Термины и определения
Рекреация – отдых, необходимый для восстановления сил организма
после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при заняятиях
физическими упражнениями, спортом и в других случаях
Слайд 9Термины и определения
Релаксация – состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие
снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.д.
Слайд 10Термины и определения
Самочувствие – субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и
психологического комфорта или дискомфорта
Слайд 112 вопрос лекции
Краткая характеристика основных форм трудовой деятельности
Слайд 12Виды труда
1 группа – физический труд
(преобладает мышечная деятельность)
2 группа –
умственный труд
(преобладает умственная и творческая деятельность)
Слайд 13Виды труда
Труд, со значительной мышечной активностью
Механизированные виды труда
Автоматизированные и
полуавтоматизированные виды труда
Групповые (конвейерные) работы
Труд с дистанционным управлением
Интеллектуальный труд
Слайд 14Умственный труд
1. Операторский труд (операторы-наблюдатели, технологи и др)
2. Управленческий труд
(руководители учреждений, учителя, преподаватели)
3. Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы,
артисты, художники, архитекторы, кострукторы)
4. Труд медицинских работников
5. Труд учащихся и студентов
Слайд 153 вопрос лекции
Суточная динамика работоспособности зависит от:
Экзогенных факторов (изменение компонентов
внешней среды – атмосферное давление, солнечная радиация, температура, влажность и
др.);
Эндогенных факторов (ритм дыхания и ЧСС, кровяное давление продолжительность сна, умственная и физическая активность)
Слайд 17Особенности динамики работоспособности у студентов
В течение дня
После сна - период
«врабатывания» – от 20 до 40 мин, далее состояние «рабочей
установки». Продуктивность приближается к оптимальной. Ближе к обеду, она начинает несколько снижаться и во 2-й половине дня снова слегка улучшается.
Слайд 18В течение одной недели:
Обычно в понедельник, в начале учебной недели,
умственная работоспособность несколько понижена. Вторник – среда – четверг являются
днями наиболее высокой работоспособности. В пятницу и субботу она снижается.
Слайд 19В течение одного учебного года
Период вхождения в продуктивную учебную деятельность
длится до 3-4 недель, после чего 2-2,5 месяца хорошая работоспособность
стабилизирована. С началом зачетной сессии интеллектуальная активность начинает снижаться. В период зимних каникул приходит к исходному уровню. Во втором полугодии период «врабатывания» не превышает полторы-две недели. Далее, работоспособность несколько увеличивается
Слайд 21Рекомендации
по оптимизации физической и интеллектуальной работоспособности студентов
После сна - гигиеническая
гимнастика;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Рекреативная физическая культура;
Понедельник – средне-умеренные по нагрузке занятия
физической культурой
Суббота – увеличить объем физических нагрузок
Слайд 224 вопрос лекции
В соответствии с учебным планом физическое воспитание студентов
включается в учебное расписание в качестве обязательного минимума на период
обучения объемом 408 часов. Плюс к этому по решению Ученого Совета вуза может быть добавлено на факультативный курс от 1 до3 часов в неделю. В течение 4-х лет обучения студенты занимаются ФК по 4 часа в неделю.
Слайд 23Организационно-методические основы физического воспитания студентов
1. Учебные и самостоятельные занятия в
первой половине каждого семестра должны содержать до 75% упражений, развивающих
скоростные и скоростно-силовые способности, а также скоростную выносливость. Интенсивность нагрузок у физически хорошо подготовленных студентов может доходить поЧСС до 160-170 ударов в минуту
Слайд 24Во второй половине каждого семестра примерно 70% применяемых средств –
для развития силы, общей и силовой выносливости. Интенсивность в этот
период снижается (ЧСС до 150 уд/мин).
Слайд 252. Если занятия ФК запланированы первой парой, целесообразно использовать нагрузки
малой интенсивности (ЧСС – 110-130 уд/мин) либо не выше средней
(ЧСС в 130-150уд/мин). Оптимальная моторная плотность – 50-60%.
Цель занятий – сокращение периода врабатывания, оптимизация работоспособности на 3-4 паре
Слайд 263. При 2-хразовых занятиях в неделю наиболее высокая умственная работоспособность
наблюдается при средней интенсивности занятий с интервалом между ними в
2-3 дня.
4. Различные виды спорта неодинаково влияют на умственную работоспособность. Игровые виды и единоборства – снижают
5. В период сессии самостоятельно упражняться не более двух раз в неделю со сниженной интенсивностью