Слайд 1Психолингвистика
как учебная дисциплина
способность к рациональному выбору и реализации
коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам
с ОВЗ (ПК-1);
способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
способности к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1)
Слайд 2
Психолингвистика
как наука
Модуль 1 Методологические и теоретические вопросы психолингвистики
Слайд 3Информационные источники:
Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А.
Леонтьев. – М. : Смысл, 2007. – С. 3–54.
Глухов, В.
П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – С. 7–154; 193–263.
http://www.csa.ru/DistanceLearning.html – Материалы по дистанционному обучению психолингвистике
Слайд 41. Обоснование самостоятельного пути развития науки : концептуальные основы психолингвистики
2. Объект и предмет психолингвистики.
3. Цель и задачи психолингвистики
4.
Связи психолингвистики с другими науками
План
Слайд 5Обоснование самостоятельного пути развития науки
Н. Пронко
статья 1946 г. «Язык
и психолингвистика»
Лингвистика
Психология
Слайд 6Обоснование самостоятельного пути развития науки
Лингвистика (языкознание, языковедение)
– наука
о естественном человеческом языке вообще, о всех языках мира как
индивидуальных его представителях,
об общих законах строения и функционирования человеческого языка
Психология
– наука о психическом отражении действительности (как свойстве высокоорганизованной материи) в процессе деятельности человека;
– наука о порождении, функционировании и строении психического отражения, как опосредующем жизнь индивидов
(А. Н. Леонтьев)
Слайд 7Обоснование самостоятельного пути развития науки
В основе психолингвистики лежат интегрированные
научные знания психологии и лингвистики о психическом отражении действительности в
процессе языковой деятельности человека
область знания на стыке психологии и лингвистики,
отчасти психология, отчасти лингвистика – своего рода «гибрид»
неточное представление о системе наук вообще и об их взаимоотношениях в частности
Мама + Папа = Я
Слайд 8Обоснование самостоятельного пути развития науки
Мама + Папа = Я
Слайд 9Обоснование самостоятельного пути развития науки
Интеграция двух объектов в реальном
мире не может быть сведена к геометрическому наложению. Это процесс
появления третьего объекта – абсолютно нового, хотя и имеющего черты первого и второго объектов
Сфера психологии –
труды таких психологов, как
Лев Семенович Выготский,
Алексей Николаевич Леонтьев,
Сергей Леонидович Рубинштейн,
Николай Иванович Жинкин
Среда филологии –
Александр Афанасьевич Потебня,
Василий Алексеевич Богородицкий,
Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Фердинанд де Соссюр,
Лев Владимирович Щерба
Психолингвистика встала на самостоятельный путь развития
Приобрела определенную организацию – организацию научной системы
Слайд 10Обоснование самостоятельного пути развития науки
Научная дисциплина приобретает статус системы,
в том случае …
Слайд 11Обоснование самостоятельного пути развития науки
Научная дисциплина приобретает статус системы,
только в том случае, если ее компоненты образуют не просто
совокупность элементов, а такую целостность, которая может быть непротиворечиво проанализирована как минимум на трех уровня ее организации: концептуальном, инвариативном (субстратном) и структурном
Слайд 12Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
организации дисциплины
предполагает рассмотрение тех учений, тех научных воззрений, которые были положены
в ее основу
Стержнем концептуальной основы психолингвистики как научной дисциплины является совокупность и диалектическое единство философских, физиологических, психологических, лингвистических знаний о психике, деятельности, коммуникации, языке, процессе познания объективного мира и личности человека
Слайд 13Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Философская концепция
отечественной психолингвистики –
постулаты
материалистической философии
Слайд 14Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Естественно-научные основы
(анатомо-физиологические, психофизиологические,
нейропсихологические, собственно психологические) –
учение о закономерностях формирования безусловных и условных рефлексах и их связях – работы Ивана Михайловича Сеченова (о рефлекторной природе сознательной и бессознательной деятельности) и исследования Ивана Петровича Павлова (о природе условного рефлекса);
учение о высшей нервной деятельности – исследования И. П. Павлова и его последователей;
учение об организации двигательных актов Николая Александровича Бернштейна;
Слайд 15Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Естественно-научные основы
учение о развитии и формировании функциональных систем – работы
Петра Кузьмича Анохина (учение о системогенезе);
учение о системной динамической локализации высших психических функций – исследования Александра Романовича Лурии (учение о структурно-функциональном строении мозга)
учение о развитии и формировании высших психический функций в аспекте деятельностного подхода – исследования
Льва Семеновича Выготского и его научных адептов (учение о природе высших психических функций, учение об интериоризации высших психических функций);
психологическая концепция деятельности – работы Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна;
теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина
Слайд 16Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Лингвистические истоки
научные воззрения Вильгельма фон Гумбольдта (идея речевой деятельности, понимание языка
как связующего звена между социумом – «общественностью» – и человеком);
научные концепции Александра Афанасьевича Потебни (теория происхождения и развития языка как общественного явления, концепции взаимоотношений языка и мышления, языка и нации, разработка основ семасеологии);
научные доктрины Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (учение о языковой системе, учение о синхронии и диахронии языка, идея о необходимости разграничения языка и речи, учение о фонеме, концепция речевой патологии);
теории Фердинанда де Соссюра (разработка социологического направления в языкознании, концепция онтологии языка как семиотической системы, теория языка как системы-структуры, введение понятия «языковой способности», концепция «лингвистического знака»);
концепции Льва Владимировича Щербы (концепция языковой деятельности, введение понятия «психофизиологической речевой организации индивида», учение о трояком аспекте языковых явлений, идея о языковой рефлексии, положения о методах исследования языка, в том числе и об эксперименте в языкознании)
Слайд 17Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
Концептуальные положения
позволяют определить,
во-первых, общую стратегию научного исследования психолингвистики;
во-вторых, совокупность базисных /
инвариативных понятий научной дисциплины
Инвариативный уровень характеризует основные признаки научной системы, в первую очередь определяет ее понятийно-категориальный аппарат, и обусловливает выбор ведущих принципов познания.
Структурный уровень дефинирует взаимоотношения составляющих систему компонентов
.
Слайд 18Объект и предмет психолингвистики
Инвариативный уровень
Объект
Предмет
Слайд 19Объект и предмет психолингвистики
Объективная реальность, совокупность конкретных событий или ситуаций
в той или иной ее области
«Фрейм» – фиксированная система
параметров, описывающих то или иное событие
«Деятельностный фрейм» – исследуемые события характеризуются по параметрам того или иного акта деятельности и его компонентов
Объект
Слайд 20Объект и предмет психолингвистики
Процесс научной абстракции
Моделирование различных абстрактных объектов
Предмет научного
познания
в речевых событиях важна
для лингвиста – система средств
выражения коммуникативной интенции,
для психолога – процесс отражения действительности в речи,
для медика-патолога – возможные отклонения от нормального течения этого процесса
Слайд 21Объект и предмет психолингвистики
На протяжении недолгой истории развития психолингвистики, по
сравнению с иными науками, разные исследователи дали ее предмету определенное
множество дефиниций. Каждый из них развивал положения той научной школы, к которой принадлежал, и этом соответствии ставил перед собой задачи научного поиска. «Молодость» психолингвистики обусловила и тот факт, что даже одним исследователем ее предмет определялся неоднозначно
Предмет психолингвистики
Слайд 22Объект и предмет психолингвистики
Основатель отечественной психолингвистики
языковед, доктор филологических (1968)
и психологических (1975) наук. Ректор Института языков и культур имени
Л. Н. Толстого (Москва). Труды по психолингвистике, проблемам речевой деятельности, историографии российского языкознания, языковой нормы, папуасских языков, по методике преподавания иностранных языков.
С 1997 руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100»
Алексей Алексеевич Леонтьев
(1936-2004)
Слайд 23Объект и предмет психолингвистики
Соотношение личности
со структурой и функциями речевой
деятельности, с одной стороны,
и языком как главной «образующей» образа
мира человека, с другой
Предмет психолингвистики
Данное определение предмета психолингвистики детерминировано современным пониманием рече-языковой действительности, ее главных составляющих
Слайд 24Объект и предмет психолингвистики
Личность
«Человек»
«Индивид»
«Субъект деятельности» «Индивидуальность»
«Личность»
Слайд 25Объект и предмет психолингвистики
Личность
– продукт общественно-исторического развития, с одной
стороны, и деятель общественного развития – с другой (и, как
следствие, достигший вершины психического отражения – имеющий сознание)
– системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде
Слайд 26Объект и предмет психолингвистики
Личность
Я
Слайд 27Объект и предмет психолингвистики
Языковая система – не просто система кодовых
знаков, одна из семиотических систем, а система специфических ориентиров, необходимая
для деятельности человека в окружающем его предметно-социальном мире: «образ мира» личности
Слайд 28Объект и предмет психолингвистики
Языковая способность – это устойчивое свойство личности,
позволяющее осуществлять психическое отражение объективной реальности языковыми средствами и формирующееся
в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития в социуме
Слайд 29Объект и предмет психолингвистики
Речевая деятельность
– не просто как процесс кодирования
и декодирования заранее данного «содержания», а как процесс в котором
это «содержание» формируется
– сложный многоуровневый иерархически организованный процесс, опосредующий психическое отражение объективной действительности средствами языковых знаков и
обеспечивающий успешность деятельности общения
триединый комплекс –
мысле-рече-языковой деятельность человека
Homo sapiens – homo loquens
Слайд 30Цель и задачи психолингвистики
Цель –
создание моделей мысле-рече-языковой деятельности человека
Слайд 31Цель и задачи психолингвистики
Создание моделей разноаспектных явлений развития, формирования и
функционирования мысле-рече-языковой деятельности личности позволит теоретически осмыслить и решить ряд
практических задач, стоящих перед человечеством
речевое воспитание детей нормально и аномально развивающихся
обучение родному и иностранному языкам
решение общих и частных вопросов логопедии
решение проблем речевого воздействия
…
…
…
решение проблем информатики
Слайд 32Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика, благодаря своему предмету, занимает свое,
специфическое, место в общей системе наук о человеке
Психолингвистика и философия
–
общее понимание законов объективного мира определяет и подходы к закономерностям развития, формирования и функционирования мысле-рече-языковой деятельности личности
Слайд 33Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика и система психологических наук –
психическое отражение реальности личностью базируется на мысле-рече-языковой деятельности: речь индивида
– форма существования сознания для другого (С. Л. Рубинштейн)
Само понятие мысле-рече-языковой деятельности восходит к трактовке структуры и признаков деятельности человека в целом. Мысле-рече-языковая деятельность рассматривается как частный случай деятельности человека вообще и подчиняющийся ее общим законам, хотя и имеющий качественные особенности
Теоретический аспект
Практический аспект
Слайд 34Связи психолингвистики с другими науками
Теоретический аспект
общая психология (преставления
о высших психических функциях, о личности, о деятельности),
когнитивная
психология (представления о процессе познания, о когнитивной способности),
социальная психология (представления об обществе, о социальном взаимодействии, о законах развития социума),
психология общения (представления о процессе коммуникации и его участниках),
возрастная психология (представления об онтогенезе психики, об общих и частных законах развития),
этнопсихология (представления о национальной специфике)
Слайд 35Связи психолингвистики с другими науками
Практический аспект
педагогическая психология,
патопсихология,
медицинская психология,
нейропсихология,
специальная психология,
инженерная психология,
космическая психология,
военная психология,
психология труда и эргономика,
судебная и юридическая психология,
политическая психология,
психология массовой коммуникации
Слайд 36Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика и система лингвистических наук –
понимание многозначности языковой системы и особенностей ее функционирования в системе
деятельности человека
Теоретический аспект
Связи с общим / теоретическим языкознанием основываются на представлениях о языковой системе, ее элементах, структуре, функциях
Практический аспект
связи с такими прикладными дисциплинами, как:
социолингвистика,
этнолингвистика,
интерлингвистика,
паралингвистика,
компьютерная лингвистика
Слайд 37Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика
и система наук медицинского цикла
–
понимание анатомо-физиологических/морфо-функциональных основ деятельности речевого аппарата
Наиболее тесные, взаимовыгодные, связи
с такими дисциплинами, как:
…
…
…
…
…
Слайд 39Выводы
Психолингвистика не является гибридом психологии и лингвистики, это самостоятельная научная
дисциплина, имеющая организацию научной системы
Концептуальная основа психолингвистики – диалектическое единство
философских, естественно-научных, лингвистических знаний о психике, деятельности, коммуникации, языке, процессе познания объективного мира и личности человека
Психолингвистика благодаря своему предмету занимает свое, специфическое место в системе наук о человеке
Задачи психолингвистики детерминируют структуру научной дисциплины
анализа специальной литературы составить схемы:
а) «Строение речевого аппарата»;
б) «Мозговая
организация речи как высшей психической функции» (учение о системной динамической локализации высших психических функций – исследования А. Р. Лурии (учение о структурно-функциональном строении мозга))
Выписать из лингвистического словаря термины, характеризующие язык как структуру и
систему.
3. Подобрать литературу, составить библиографию, развернутый план ответа по теме «Психолингвистика в системе наук о человеке: связи с такой психологической дисциплиной, как …». На конкретных примерах доказать взаимосвязь данных наук.