Разделы презентаций


Психолингвистика как учебная дисциплина

Содержание

Психолингвистика как наука Модуль 1 Методологические и теоретические вопросы психолингвистики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психолингвистика как учебная дисциплина
способность к рациональному выбору и реализации

коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам

с ОВЗ (ПК-1);
способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
способности к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1)




Психолингвистика  как учебная дисциплина  способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного

Слайд 2 Психолингвистика как наука
Модуль 1 Методологические и теоретические вопросы психолингвистики

Психолингвистика  как наука    Модуль 1 Методологические и теоретические вопросы психолингвистики

Слайд 3Информационные источники:
Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А.

Леонтьев. – М. : Смысл, 2007. – С. 3–54.
Глухов, В.

П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – С. 7–154; 193–263.
http://www.csa.ru/DistanceLearning.html – Материалы по дистанционному обучению психолингвистике




Информационные источники:Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2007. –

Слайд 41. Обоснование самостоятельного пути развития науки : концептуальные основы психолингвистики


2. Объект и предмет психолингвистики.
3. Цель и задачи психолингвистики
4.

Связи психолингвистики с другими науками

План

1. Обоснование самостоятельного пути развития науки : концептуальные основы психолингвистики 2. Объект и предмет психолингвистики.3. Цель и

Слайд 5Обоснование самостоятельного пути развития науки
Н. Пронко
статья 1946 г. «Язык

и психолингвистика»







Лингвистика







Психология






Обоснование самостоятельного пути развития наукиН. Пронко статья 1946 г. «Язык и психолингвистика» ЛингвистикаПсихология

Слайд 6Обоснование самостоятельного пути развития науки
Лингвистика (языкознание, языковедение)
– наука

о естественном человеческом языке вообще, о всех языках мира как

индивидуальных его представителях, об общих законах строения и функционирования человеческого языка

Психология
– наука о психическом отражении действительности (как свойстве высокоорганизованной материи) в процессе деятельности человека;
– наука о порождении, функционировании и строении психического отражения, как опосредующем жизнь индивидов
(А. Н. Леонтьев)

Обоснование самостоятельного пути развития наукиЛингвистика (языкознание, языковедение)  – наука о естественном человеческом языке вообще, о всех

Слайд 7Обоснование самостоятельного пути развития науки
В основе психолингвистики лежат интегрированные

научные знания психологии и лингвистики о психическом отражении действительности в

процессе языковой деятельности человека

область знания на стыке психологии и лингвистики,
отчасти психология, отчасти лингвистика – своего рода «гибрид»

неточное представление о системе наук вообще и об их взаимоотношениях в частности

Мама + Папа = Я

Обоснование самостоятельного пути развития науки В основе психолингвистики лежат интегрированные научные знания психологии и лингвистики о психическом

Слайд 8Обоснование самостоятельного пути развития науки
Мама + Папа = Я

Обоснование самостоятельного пути развития наукиМама + Папа = Я

Слайд 9Обоснование самостоятельного пути развития науки
Интеграция двух объектов в реальном

мире не может быть сведена к геометрическому наложению. Это процесс

появления третьего объекта – абсолютно нового, хотя и имеющего черты первого и второго объектов

Сфера психологии – труды таких психологов, как
Лев Семенович Выготский,
Алексей Николаевич Леонтьев,
Сергей Леонидович Рубинштейн,
Николай Иванович Жинкин

Среда филологии –
Александр Афанасьевич Потебня,
Василий Алексеевич Богородицкий,
Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Фердинанд де Соссюр,
Лев Владимирович Щерба

Психолингвистика встала на самостоятельный путь развития

Приобрела определенную организацию – организацию научной системы

Обоснование самостоятельного пути развития науки Интеграция двух объектов в реальном мире не может быть сведена к геометрическому

Слайд 10Обоснование самостоятельного пути развития науки
Научная дисциплина приобретает статус системы,

в том случае …

Обоснование самостоятельного пути развития науки Научная дисциплина приобретает статус системы, в том случае …

Слайд 11Обоснование самостоятельного пути развития науки
Научная дисциплина приобретает статус системы,

только в том случае, если ее компоненты образуют не просто

совокупность элементов, а такую целостность, которая может быть непротиворечиво проанализирована как минимум на трех уровня ее организации: концептуальном, инвариативном (субстратном) и структурном

Обоснование самостоятельного пути развития науки Научная дисциплина приобретает статус системы, только в том случае, если ее компоненты

Слайд 12Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень
организации дисциплины

предполагает рассмотрение тех учений, тех научных воззрений, которые были положены

в ее основу

Стержнем концептуальной основы психолингвистики как научной дисциплины является совокупность и диалектическое единство философских, физиологических, психологических, лингвистических знаний о психике, деятельности, коммуникации, языке, процессе познания объективного мира и личности человека

Обоснование самостоятельного пути развития наукиКонцептуальный уровень  организации дисциплины предполагает рассмотрение тех учений, тех научных воззрений, которые

Слайд 13Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень

Философская концепция

отечественной психолингвистики –

постулаты
материалистической философии

Обоснование самостоятельного пути развития наукиКонцептуальный уровень  Философская концепция отечественной психолингвистики – постулаты материалистической философии

Слайд 14Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень

Естественно-научные основы


(анатомо-физиологические, психофизиологические, нейропсихологические, собственно психологические) –


учение о закономерностях формирования безусловных и условных рефлексах и их связях – работы Ивана Михайловича Сеченова (о рефлекторной природе сознательной и бессознательной деятельности) и исследования Ивана Петровича Павлова (о природе условного рефлекса);
учение о высшей нервной деятельности – исследования И. П. Павлова и его последователей;
учение об организации двигательных актов Николая Александровича Бернштейна;



Обоснование самостоятельного пути развития наукиКонцептуальный уровень  Естественно-научные основы   (анатомо-физиологические, психофизиологические,    нейропсихологические,

Слайд 15Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень

Естественно-научные основы


учение о развитии и формировании функциональных систем – работы

Петра Кузьмича Анохина (учение о системогенезе);
учение о системной динамической локализации высших психических функций – исследования Александра Романовича Лурии (учение о структурно-функциональном строении мозга)
учение о развитии и формировании высших психический функций в аспекте деятельностного подхода – исследования Льва Семеновича Выготского и его научных адептов (учение о природе высших психических функций, учение об интериоризации высших психических функций);
психологическая концепция деятельности – работы Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна;
теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина



Обоснование самостоятельного пути развития наукиКонцептуальный уровень  Естественно-научные основы учение о развитии и формировании функциональных систем –

Слайд 16Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень

Лингвистические истоки

научные воззрения Вильгельма фон Гумбольдта (идея речевой деятельности, понимание языка

как связующего звена между социумом – «общественностью» – и человеком);
научные концепции Александра Афанасьевича Потебни (теория происхождения и развития языка как общественного явления, концепции взаимоотношений языка и мышления, языка и нации, разработка основ семасеологии);
научные доктрины Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (учение о языковой системе, учение о синхронии и диахронии языка, идея о необходимости разграничения языка и речи, учение о фонеме, концепция речевой патологии);
теории Фердинанда де Соссюра (разработка социологического направления в языкознании, концепция онтологии языка как семиотической системы, теория языка как системы-структуры, введение понятия «языковой способности», концепция «лингвистического знака»);
концепции Льва Владимировича Щербы (концепция языковой деятельности, введение понятия «психофизиологической речевой организации индивида», учение о трояком аспекте языковых явлений, идея о языковой рефлексии, положения о методах исследования языка, в том числе и об эксперименте в языкознании)


Обоснование самостоятельного пути развития наукиКонцептуальный уровень  Лингвистические истоки научные воззрения Вильгельма фон Гумбольдта (идея речевой деятельности,

Слайд 17Обоснование самостоятельного пути развития науки
Концептуальный уровень

Концептуальные положения

позволяют определить,

во-первых, общую стратегию научного исследования психолингвистики;

во-вторых, совокупность базисных /

инвариативных понятий научной дисциплины

Инвариативный уровень характеризует основные признаки научной системы, в первую очередь определяет ее понятийно-категориальный аппарат, и обусловливает выбор ведущих принципов познания.

Структурный уровень дефинирует взаимоотношения составляющих систему компонентов

.
Обоснование самостоятельного пути развития наукиКонцептуальный уровень  Концептуальные положения позволяют определить,во-первых, общую стратегию научного исследования психолингвистики;во-вторых, совокупность

Слайд 18Объект и предмет психолингвистики
Инвариативный уровень

Объект









Предмет








Объект и предмет психолингвистикиИнвариативный уровень  ОбъектПредмет

Слайд 19Объект и предмет психолингвистики
Объективная реальность, совокупность конкретных событий или ситуаций

в той или иной ее области

«Фрейм» – фиксированная система

параметров, описывающих то или иное событие

«Деятельностный фрейм» – исследуемые события характеризуются по параметрам того или иного акта деятельности и его компонентов







Объект







Объект и предмет психолингвистикиОбъективная реальность, совокупность конкретных событий или ситуаций в той или иной ее области «Фрейм»

Слайд 20Объект и предмет психолингвистики
Процесс научной абстракции






Моделирование различных абстрактных объектов





Предмет научного

познания





в речевых событиях важна

для лингвиста – система средств

выражения коммуникативной интенции,
для психолога – процесс отражения действительности в речи,
для медика-патолога – возможные отклонения от нормального течения этого процесса





Объект и предмет психолингвистикиПроцесс научной абстракцииМоделирование различных абстрактных объектовПредмет научного познанияв речевых событиях важна  для лингвиста

Слайд 21Объект и предмет психолингвистики
На протяжении недолгой истории развития психолингвистики, по

сравнению с иными науками, разные исследователи дали ее предмету определенное

множество дефиниций. Каждый из них развивал положения той научной школы, к которой принадлежал, и этом соответствии ставил перед собой задачи научного поиска. «Молодость» психолингвистики обусловила и тот факт, что даже одним исследователем ее предмет определялся неоднозначно







Предмет психолингвистики







Объект и предмет психолингвистикиНа протяжении недолгой истории развития психолингвистики, по сравнению с иными науками, разные исследователи дали

Слайд 22Объект и предмет психолингвистики

Основатель отечественной психолингвистики

языковед, доктор филологических (1968)

и психологических (1975) наук. Ректор Института языков и культур имени

Л. Н. Толстого (Москва). Труды по психолингвистике, проблемам речевой деятельности, историографии российского языкознания, языковой нормы, папуасских языков, по методике преподавания иностранных языков.
С 1997 руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100»






Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004)

Объект и предмет психолингвистикиОснователь отечественной психолингвистики языковед, доктор филологических (1968) и психологических (1975) наук. Ректор Института языков

Слайд 23Объект и предмет психолингвистики
Соотношение личности
со структурой и функциями речевой

деятельности, с одной стороны,
и языком как главной «образующей» образа

мира человека, с другой






Предмет психолингвистики







Данное определение предмета психолингвистики детерминировано современным пониманием рече-языковой действительности, ее главных составляющих







Объект и предмет психолингвистикиСоотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как

Слайд 24Объект и предмет психолингвистики
Личность

«Человек»
«Индивид»
«Субъект деятельности» «Индивидуальность»
«Личность»






Объект и предмет психолингвистикиЛичность«Человек»«Индивид» «Субъект деятельности» «Индивидуальность» «Личность»

Слайд 25Объект и предмет психолингвистики
Личность
– продукт общественно-исторического развития, с одной

стороны, и деятель общественного развития – с другой (и, как

следствие, достигший вершины психического отражения – имеющий сознание)
– системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде







Объект и предмет психолингвистикиЛичность – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с

Слайд 26Объект и предмет психолингвистики
Личность








Я








Объект и предмет психолингвистикиЛичностьЯ

Слайд 27Объект и предмет психолингвистики
Языковая система – не просто система кодовых

знаков, одна из семиотических систем, а система специфических ориентиров, необходимая

для деятельности человека в окружающем его предметно-социальном мире: «образ мира» личности




Объект и предмет психолингвистикиЯзыковая система – не просто система кодовых знаков, одна из семиотических систем, а система

Слайд 28Объект и предмет психолингвистики
Языковая способность – это устойчивое свойство личности,

позволяющее осуществлять психическое отражение объективной реальности языковыми средствами и формирующееся

в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития в социуме



Объект и предмет психолингвистикиЯзыковая способность – это устойчивое свойство личности, позволяющее осуществлять психическое отражение объективной реальности языковыми

Слайд 29Объект и предмет психолингвистики
Речевая деятельность
– не просто как процесс кодирования

и декодирования заранее данного «содержания», а как процесс в котором

это «содержание» формируется
– сложный многоуровневый иерархически организованный процесс, опосредующий психическое отражение объективной действительности средствами языковых знаков и
обеспечивающий успешность деятельности общения


триединый комплекс –
мысле-рече-языковой деятельность человека
Homo sapiens – homo loquens





Объект и предмет психолингвистикиРечевая деятельность– не просто как процесс кодирования и декодирования заранее данного «содержания», а как

Слайд 30Цель и задачи психолингвистики
Цель –

создание моделей мысле-рече-языковой деятельности человека




Цель и задачи психолингвистикиЦель – создание моделей мысле-рече-языковой деятельности человека

Слайд 31Цель и задачи психолингвистики
Создание моделей разноаспектных явлений развития, формирования и

функционирования мысле-рече-языковой деятельности личности позволит теоретически осмыслить и решить ряд

практических задач, стоящих перед человечеством



речевое воспитание детей нормально и аномально развивающихся
обучение родному и иностранному языкам
решение общих и частных вопросов логопедии
решение проблем речевого воздействия



решение проблем информатики





Цель и задачи психолингвистикиСоздание моделей разноаспектных явлений развития, формирования и функционирования мысле-рече-языковой деятельности личности позволит теоретически осмыслить

Слайд 32Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика, благодаря своему предмету, занимает свое,

специфическое, место в общей системе наук о человеке
Психолингвистика и философия


общее понимание законов объективного мира определяет и подходы к закономерностям развития, формирования и функционирования мысле-рече-языковой деятельности личности
Связи психолингвистики с другими наукамиПсихолингвистика, благодаря своему предмету, занимает свое, специфическое, место в общей системе наук о

Слайд 33Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика и система психологических наук –


психическое отражение реальности личностью базируется на мысле-рече-языковой деятельности: речь индивида

– форма существования сознания для другого (С. Л. Рубинштейн)

Само понятие мысле-рече-языковой деятельности восходит к трактовке структуры и признаков деятельности человека в целом. Мысле-рече-языковая деятельность рассматривается как частный случай деятельности человека вообще и подчиняющийся ее общим законам, хотя и имеющий качественные особенности

Теоретический аспект
Практический аспект

Связи психолингвистики с другими наукамиПсихолингвистика и система психологических наук – психическое отражение реальности личностью базируется на мысле-рече-языковой

Слайд 34Связи психолингвистики с другими науками
Теоретический аспект

общая психология (преставления

о высших психических функциях, о личности, о деятельности),
когнитивная

психология (представления о процессе познания, о когнитивной способности),
социальная психология (представления об обществе, о социальном взаимодействии, о законах развития социума),
психология общения (представления о процессе коммуникации и его участниках),
возрастная психология (представления об онтогенезе психики, об общих и частных законах развития),
этнопсихология (представления о национальной специфике)
Связи психолингвистики с другими наукамиТеоретический аспект общая психология (преставления о высших психических функциях, о личности, о деятельности),

Слайд 35Связи психолингвистики с другими науками
Практический аспект

педагогическая психология,

патопсихология,
медицинская психология,
нейропсихология,
специальная психология,

инженерная психология,
космическая психология,
военная психология,
психология труда и эргономика,
судебная и юридическая психология,
политическая психология,
психология массовой коммуникации

Связи психолингвистики с другими наукамиПрактический аспект педагогическая психология, патопсихология, медицинская психология, нейропсихология, специальная психология, инженерная психология, космическая

Слайд 36Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика и система лингвистических наук –


понимание многозначности языковой системы и особенностей ее функционирования в системе

деятельности человека

Теоретический аспект
Связи с общим / теоретическим языкознанием основываются на представлениях о языковой системе, ее элементах, структуре, функциях

Практический аспект
связи с такими прикладными дисциплинами, как:
социолингвистика,
этнолингвистика,
интерлингвистика,
паралингвистика,
компьютерная лингвистика

Связи психолингвистики с другими наукамиПсихолингвистика и система лингвистических наук – понимание многозначности языковой системы и особенностей ее

Слайд 37Связи психолингвистики с другими науками
Психолингвистика
и система наук медицинского цикла


понимание анатомо-физиологических/морфо-функциональных основ деятельности речевого аппарата
Наиболее тесные, взаимовыгодные, связи

с такими дисциплинами, как:






Связи психолингвистики с другими наукамиПсихолингвистика и система наук медицинского цикла – понимание анатомо-физиологических/морфо-функциональных основ деятельности речевого аппаратаНаиболее

Слайд 38

Выводы


Слайд 39Выводы
Психолингвистика не является гибридом психологии и лингвистики, это самостоятельная научная

дисциплина, имеющая организацию научной системы
Концептуальная основа психолингвистики – диалектическое единство

философских, естественно-научных, лингвистических знаний о психике, деятельности, коммуникации, языке, процессе познания объективного мира и личности человека
Психолингвистика благодаря своему предмету занимает свое, специфическое место в системе наук о человеке
Задачи психолингвистики детерминируют структуру научной дисциплины
ВыводыПсихолингвистика не является гибридом психологии и лингвистики, это самостоятельная научная дисциплина, имеющая организацию научной системыКонцептуальная основа психолингвистики

Слайд 40

Вопросы и

задания

Слайд 41 1. На основании

анализа специальной литературы составить схемы: а) «Строение речевого аппарата»; б) «Мозговая

организация речи как высшей психической функции» (учение о системной динамической локализации высших психических функций – исследования А. Р. Лурии (учение о структурно-функциональном строении мозга))
1. На основании анализа специальной

Слайд 42 2.

Выписать из лингвистического словаря термины, характеризующие язык как структуру и

систему.





3. Подобрать литературу, составить библиографию, развернутый план ответа по теме «Психолингвистика в системе наук о человеке: связи с такой психологической дисциплиной, как …». На конкретных примерах доказать взаимосвязь данных наук.


Слайд 43Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика