Слайд 1Психологическая гостиная «Летний досуг»
Занятие 5
«Развиваем речь»
Слайд 2Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются дидактические игры и упражнения, направленные на
развитие речи.
Развитие речи в детском возрасте сопряжено с развитием мышления.
Без первого не возможно полноценное развитие второго.
В зависимости от возможностей ребенка они могут быть усложнены или упрощены. Для одного занятия будет достаточно 10-15 минут времени и 2-3 упражнения.
При необходимости Вы можете написать по электронной почте psy_lab@mail.ru
Или позвонить по номеру 89003507269 для составления индивидуальной подборки заданий для Вашего ребенка.
С уважением,
ваш педагог-психолог МАДОУ д/с №78
Ксения Юрьевна
Слайд 3Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Игра может строиться с мячом,
который поочередно передается:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен
ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Слайд 4«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному,
обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход:
родитель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
Слайд 5«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход:
ведущий, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок,
бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
Слайд 6«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах,
развивать способность к обобщению.
Ход: ведущий, бросая мяч ребёнку, называет четыре
слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Слайд 7«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний
имён существительных.
Ход: родитель бросает мяч детям, называя имена существительные в
единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
Слайд 8«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей
животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч
ребёнку, родитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Слайд 9«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход:
родительбросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один»,
а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Слайд 10«Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий
поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто
его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
Слайд 11«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Вы
можете поочередно с ребенком задавать вопросы кто как разговаривает, изображая
после лай, мычание, шипение и пр.
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает