Слайд 1Психологическая характеристика эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрасте
Слайд 2Понятие нарушения развития в психологии
Слайд 3Нарушение развития (– любое нарушение развития, возникающее в младенческом или
детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций.
Нарушения развития
делятся на всеобъемлющие , при которых ребенок отстает в развитии по многим показателям (например, при аутизме), и специфические , при которых отставание наблюдается по какому-либо одному показателю (как, например, при дислексии) .
Слайд 4Нарушение одной сферы (личности, психики) всегда оказывает негативное действие на
другие сферы.
Нарушения проявляются в поведении (что можно обнаружить наблюдением).
Исключение – кризисные периоды в жизни ребенка и подростка, когда видимые нарушения не всегда свидетельствуют о нарушениях развития.
Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации – сужение круга людей, отвержение в группе.
Психические нарушения – барьер на пути воспитательского воздействия.
Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям .
Основная сфера проявления и появления нарушений – мотивационно-эмоциональная и как следствие – волевая сфера.
Закономерности в возникновении и развитии нарушений развития ребенка:
Слайд 5
Классификация нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника, предложенная
И. О.
Карелиной.
Виды и особенности проявления эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрасте
Слайд 6расстройства настроения;
расстройства поведения;
нарушения психомоторики
Три группы нарушений в
развитии эмоциональной сферы дошкольника:
Слайд 7Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка,
находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию,
нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Расстройства настроения с усилением эмоциональности
Слайд 8Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей
пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном возрасте в классическом виде обычно
атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.
Слайд 9Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности.
Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Слайд 10Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с
резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного,
пассивного.
Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.
Расстройства настроения с понижением эмоциональности
Слайд 11Паратимия или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание
одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности.
Эмоциональная тупость
и паратимии характерны для детей, страдающих шизофренией.
Слайд 12Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной
лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до
конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Расстройства поведения
Слайд 13Нормативно-инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется
в основном как норма поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный
ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.
Слайд 14Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать
дисциплину.
Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками,
непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.
Слайд 15Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как
в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в
гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия.
Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих.
Слайд 16Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания
взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной
форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Слайд 17Целенаправленно-враждебная агрессия – это вид детской агрессивности, где желание нанести
вред другому – самоцель. Агрессивные действия детей, приносящие боль и
унижение сверстникам, не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих, а подразумевают получение удовольствия от причинения другому вреда. Дети используют в основном прямую физическую агрессию, при этом действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, чувства раскаяния совершенно отсутствуют.
Слайд 18амимию – отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях
центральной или периферической нервной системы;
гипомимию – легкое понижение выразительности
мимики;
маловыразительную пантомимику.
Нарушения психомоторики