Слайд 1Психологическая подготовка
к ЕГЭ
ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет
Факультет психологии
Кафедра
психологии и дефектологии
Слайд 2ЕГЭ – единый государственный экзамен
Итог
Проверка знаний
Стресс
Задачи:
Выработать конструктивное отношение к
экзамену,
Научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность
проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.
Слайд 3Причины волнения перед экзаменом?
1. Страх – «А ВДРУГ НЕ
СДАМ».
2. Недостаток подготовки
3. Волнение близких и окружающих.
Слайд 4Стресс – это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция
на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы
и т. п.).
Слайд 6Переименование
Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например,
предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события.
Можно попытаться
регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.
Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование».
Слайд 7Внутренний диалог
Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его
ход.
Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых
моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия.
Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать.
Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
Слайд 8Настроиться на успех и удачу!
Важным шагом к успеху на экзамене
является абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.
Слайд 9Память
Закон «Эффект края»
Заучивая материал, повторяйте его по 20 минут. Эффективно
повторение утром и перед сном. Чтобы перевести и закрепить информацию
в долговременной памяти постепенно увеличивайте период между повторениями.
Воспроизводите запоминаемый материал своими словами, близко к тексту. Если забыли – не спешите подглядывать! Память тренируется в процессе припоминания, а не чтения! Если не можете вспомнить нужную информацию в течение 2 минут – посмотрите в источник.
Слайд 10Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель
будущего продукта деятельности.
Иными словами, цель - это то, чего
мы стремимся достичь.
Слайд 11Репрезентативная система
V – визуал (зрение)
А – аудиал (слух)
К – кинестетик
(сенсорика)
Слайд 12ПРИЁМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Слайд 13Психологические способы выхода из стресса
Вода
Слайд 14
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с
тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а
для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.
Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны.
Слайд 16Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария
В стрессовой ситуации
у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное)
полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
Слайд 17Человек, прежде всего, существо биологическое (а уж потом – социальное),
соответственно тревожность проявляется в первую очередь на физиологическом уровне (потливость,
дрожь, диарея и т.п.).
Именно поэтому, говоря о средствах психологической поддержки, особое внимание стоит обратить на те, которые воздействуют на психофизиологическом уровне.
Слайд 18Это упражнение можно использовать при подготовке к экзаменам
Физическое упражнение,
влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный
шаг» и проводится следующим образом.
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно.
Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку.
Слайд 19Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот
правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха
можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.
Обязательное условие выполнения этого упражнения-двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Слайд 20Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена
Если нет возможности
сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно
применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.
Слайд 21Зевота – зарядка для мозга!
Зевота повышает эффективность работы ума.
Зевота пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу.
Когда вы зеваете,
ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в префронтальную кору мозга.
Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.
Слайд 22Как правильно зевать?
Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями
сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих
местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.
Слайд 24
Успокаивающее дыхание – выдох в два раза длиннее вдоха.
Мобилизующее
дыхание – вдох в два раза длиннее выдоха.
В случае
сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут
Слайд 25САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН
В ушной раковине происходит «скопление главных линий»,
при помощи которых наружное ухо связано с другими органами. Древние
египтяне и греки считали, что ушная раковина связана с мозговыми образованиями и внутренними органами.
Помассируйте области мочек уха в течение 2-3 минут
Слайд 26Медикаментозные средства
Валерьяна
Пустырник
Глицин
Слайд 27ВАЖНО:
Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку
организма, а не знаний.
Слайд 28Во время экзамена!
Сосредоточьтесь, потратьте время на оценку каждого вопроса, распределите
силы и время, выполнив следующие действия:
Если есть возможность выбора,
прочтите по очереди каждый вопрос.
Без суеты, спокойно
–определите «хорошие» вопросы и отметьте (карандашом) их двумя «галочками»;
–решите, на какие вопросы вы можете попытаться ответить (это вопросы, по которым вы знаете, хотя бы часть ответа), и отметьте их «галочкой»;
–«плохие» вопросы отметьте «крестиком»
Слайд 29Начинайте отвечать с «хороших» вопросов, т.е. с тех, в ответах
которых вы уверены.
Спокойно относитесь к тому, что вокруг уже
все пишут ответы! Обдуманным выбором и обоснованной стратегией работы на экзамене вы обеспечиваете себе большее число баллов.
Слайд 30
Осознанное дыхание: сядьте удобно, расслабьтесь, спину держите прямо. Делайте неглубокий
вдох, выдох; затем второй глубже, выдох; и третий - полной
грудью, после чего выдыхайте медленно, чтобы выдох по времени был равен трем вдохам. Выполняйте не менее 3-х минут.
Слайд 31
При сильных отрицательных эмоциях подышите уступами: 3-4 коротких выдоха подряд,
потом столько же коротких вдохов (заменяет смех). Благодаря этому разбивается
поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе. простой способ – расслабление рук. Положите руки на колени или на стол и закройте глаза.
Мышечная релаксация: наиболее простой способ – расслабление рук. Примите удобное положение, положите руки на колени или на стол, закройте глаза. Сосредоточьте внимание на руках: ощутите тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.
Слайд 32Спасибо за внимание!
Ни пуха, ни пера!!!