Слайд 1Психологическая служба в дошкольном образовательном учреждении
Лектор –
профессор Баранов
Александр
Аркадьевич
Слайд 2Законодательно-нормативная база деятельности психолога образования
Закон РФ «Об образовании» (2012 года)
Конвенция
о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована
Верховным Советом СССР 13.06.90.
Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616.
Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995г. № 7/1 “О состоянии и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации”
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”
Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (от 20.07.2000).
Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”
Слайд 3Роль и место психолога в педагогическом процессе ДОУ
Слайд 4Психологическое сопровождение в ДОУ опирается на следующие основные принципы:
Принцип конфиденциальности.
Принцип
компетентности.
Принцип ответственности.
Принцип этической и юридической правомочности.
Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
Принцип благополучия
клиента.
Принцип профессиональной кооперации.
Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.
(Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии Образования России от 26-27 мая 2003 г.)
Слайд 5тттбб
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья
детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание
своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи (основные)
- Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно–развивающих программ.
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана.
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации.
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
- Повышение психолого–педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Слайд 6Основные виды деятельности (функции) психолога ДОУ
Слайд 7Организационные вопросы деятельности психолога
Каждый психолог системы образования имеет двойное подчинение.
По административной линии психолог подчиняется заведующему детским садом. Профессиональное управление
осуществляется через психологический центр населенного пункта (методическое объединение).
Для работы психолога создается кабинет, который должен быть размещен в отдельном помещении и оснащен соответствующим оборудованием и методическим материалом. (Желательны специальные комнаты психологической разгрузки, комнаты , имеющие своеобразные зоны для индивидуальной работы с детьми, зоны отдыха, игровые и т.д.).
График и план работы согласуется с администрацией ДОУ.
Психолог дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, родителями и другими специалистами ДОУ.
Слайд 8КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ КОНСУЛЬТАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
И ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ИХ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
И ПЕДАГОГАМ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ, А ТАКЖЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛИБИТАЦИИ И АДАПТАЦИИ
Слайд 9(примерный)
Понедельник 8.00 - 16.00
Вторник 11.00 – 18.30
Среда - 8.00 - 16.00
Четверг –
11.00 – 18.30
Пятница - 8.00 – 15.30
Консультации для родителей:
Вторник – 16.30 -
18.30
Четверг – 16.30 - 18.30
ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Слайд 10Основные целевые группы психологического сопровождения
Слайд 11С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С
ДЕТЬМИ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
И
СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Индивидуальная и групповая диагностика уровня развития детей (по
наблюдениям, запросу педагогов и родителей) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
Слайд 12
Коррекционно-развивающие занятия
с детьми
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ НАПРАВЛЕНЫ НА УСТРАНЕНИЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ПРОБЛЕМНОГО
УЧАСТКА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА И РЕШАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
РАЗВИТИЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФУНКЦИИ (ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВНИМАНИЕ;
АДАПТАЦИЯ К ДОУ;
ОБЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, ВЗРОСЛЫМИ)
Слайд 13Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических
проблем
воспитанников:
Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
Психологическое
просвещение
Слайд 14И
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Индивидуальная работа имеет широкий спектр возможностей для
формирования и коррекции определённых сторон личности ребёнка. Данная форма работы
имеет положительный эффект и даёт ребёнку возможность почувствовать себя признанным, неповторимым, что в сою очередь гарантирует более успешное общение в социуме
Слайд 15СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В РЕШЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ:
Консультирование по проблемам
развития
Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
Психологическое
просвещение по вопросам воспитания и развития детей
Слайд 16Упрощенное представление основных НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ:
Детское индивидуальное
психологическое консультирование;
Психологическая коррекция детских личностных нарушений,
таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей
Слайд 17Психологическое сопровождение учебного процесса
«Школьная психологическая служба»
Слайд 18Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для
развития личности учащихся и их успешного обучения
Слайд 19«Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве
спутника или провожающего.
«Толковом словаре русского языка»
(под редакцией Д.
Ушакова)
Слайд 201. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики
его психического развития в процессе школьного обучения.
2. Создание
социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения.
3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
4. Мониторинговые исследования развития УУД, готовности к ГИА и ЕГЭ, профориентационной деятельности личностных особенностей учащися.
Слайд 21Первый раз – в первый класс
…нагружать все больше нас…
Слайд 22Подростковый
возраст - время
подумать…
Слайд 23Центр психолого-педагогической и медико- социальной помощи
Педагог-психолог
Социальный
педагог
Педагог-дефектолог
Мед. работник
Слайд 24ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Создание оптимальных условий обучения и развития каждого ребенка
Психологическое
сопровождение всех участников образовательного процесса
Формирование ценности здоровья (физического, психического, социального)
у подрастающего поколения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
МЛАДШАЯ ШКОЛА
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
СТАРШАЯ ШКОЛА
ПЕДАГОГИ
РОДИТЕЛИ
Диагностика
Мониторинг
Развитие
Коррекция
Консультирование
Просвещение
Профилактика
ЦЕЛИ
Слайд 25
«Развивающие часы с учащимися 1 и 4 -х »
«Тропинка к
своему Я»
Цель: «Формирование навыков общения в коллективе»
Задачи: 1.Развивать навыки межличностного
общения.
2.Формировать умение общаться в больших и малых группах.
3.Помочь осознать себя, как члена коллектива.
4.Учить детей избегать конфликтов при межличностном взаимодействии.
Слайд 26
Факультативные занятия с учащимися 7 классов»
«Тропинка к своему Я»
Цель: Самопознание.
Задачи:
2.Развитие умения отстаивать собственную точку зрения, умение говорить «нет»
3.Помочь
познать себя, как субъекта общения.
4.Научить конструктивным способам взаимодействия.
Слайд 27«Она охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ее
и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ
понимания бытия человека».
(Е. Финка «Основные феномены человеческого бытия»).
Слайд 28
Занятия с учащимися 9-11 классов
Цель: Психологическая подготовка к ГИА и
ЕГЭ
Задачи:
1. Научить ребенка методам саморегуляции в стрессовой ситуации
2.
Научить методам повышения интеллектуальной активности, применяя определенные упражнения
3. Обратить внимание учащегося на особенности питания в процессе подготовки к экзаменам
4. Организация работы с родителями через групповые и индивидуальные консультации
Слайд 29
Занятия с учащимися 8-9 классов
Цель: Самоопределение в выборе профессии
В 9-х
классах - элективный крс «Я и моя профессия»
Задачи:
1. Выявить
профессиональные интересны и способности учащихся
2. Знакомство с современным миром профессий.
3. Освещение ошибок в выборе профессии.
Программа дополнена тренинговыми упражнениями, видеофильмами о различных профессиях.
Слайд 30Психологическое просвещение
Классные часы и тематические занятия для учащихся
Слайд 31Основная литература по курсу
Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М., 2014
Абрамова
Г.С. Введение в практическую психологию. М., 2012
Алексеева Е. Е. Психологические
проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – 2 издание. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
Амоношвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 2013.
Битянова М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. М., 2014.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 2011.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2007.
Овчарова Р.В. Психолого-педагогическая служба: опыт организации. М., 2014.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии, - М.,1995.
Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования, М.: Педагогическое общество России , Серия: Психология развития 2001г.
Широкова Г.А., Практикум для детского психолога, «Феникс», Р-на Дону, 2006.