Слайд 1Психологические основы организации обучения в начальных классах.
Учебная деятельность младших школьников
Слайд 2План
1. Деятельностный подход
2. Что такое деятельность?
3. Основы деятельностной педагогики
4.
Учебная деятельность
Слайд 3Стандарт(ФГОС): ориентация на результаты образования
- умение принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность,
осуществлять
контроль и оценку,
взаимодействовать в учебном процессе
Слайд 4Деятельностный подход - средство достижения результатов
Слайд 6Деятельностный подход в образовании – это детоцентризм
Слайд 8«Деятельность – активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели;
…
- это совокупность действий, объединенных единой целью»
(Дубровина Ир. Вл.
и др. Психология)
Слайд 9«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной
и социальной действительности, окружающей человека»
(Давыдов В.В. Теория развивающего обучения)
Слайд 10Главные отличия деятельности человека от активности животных
Слайд 11Главные отличия деятельности от поведения
Поведение спонтанно и хаотично
! Всегда !
Слайд 12Основные характеристики деятельности
Слайд 13Компоненты
Внешние
Внутренние
Регуляция
Управление
Слайд 15Основные виды деятельности человека
Слайд 16 Ведущая деятельность
– в наибольшей степени способствует развитию психики и
личности на данном возрастном этапе;
- обусловливает главнейшие изменения в психических
процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития
Слайд 17Основы деятельностной педагогики
Слайд 21Учебная деятельность – деятельность, основная цель и результат которой заключается
не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником
самого себя как субъекта учения.
(Д.Б.Эльконин)
Деятельность – преобразование. Учебная деятельность - преобразование учебного материала. Если это деятельность, то что вы преобразовывали? Преобразование – это ломка, открытие чего-то совершенно нового. (В.В.Давыдов)
Слайд 22Сущность субъектности
Способность
человека
Слайд 23Предметное содержание учебной деятельности
Свойства
УД
Слайд 25Основные характеристики учебной деятельности(УД):
Слайд 26Психологическое строение индивидуальной деятельности (общепсихологическая теория деятельности (Леонтьев А.Н.)
Слайд 27Общая структура учебной деятельности
(по А.Н.Леонтьеву)
Слайд 28В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин выдвинул общую
гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии
ребёнка
В структуру УД входят:
Слайд 29В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
Слайд 30По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:
актуализация наличного
теоретико-познавательного интереса;
определение конечной учебной цели - мотивы;
предварительное определение
системы промежуточных целей и способов их достижения;
выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
действия контроля;
действия оценки
Слайд 31По А.У. Варданян,
Г.А. Варданян:
учебные задачи и действия, направленные
на их разрешение;
характер эмоциональной окрашенности УД;
цель УД;
средства
(методы, способы) осуществления УД;
результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий
Слайд 33Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления
УД школьника.
Полноценное управление процессом учения всегда предполагает:
отработку у школьника
каждого компонента УД;
взаимосвязь компонентов УД;
постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
Слайд 34Формирование учебной деятельности
процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов
этой деятельности ученику для самостоятельного осуществления
(исследования по формированию учебной
мотивации А.К.Марковой, умственных действий П.Я.Гальперина, учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и Г.А.Цукерман)
Слайд 35Становление и формирование УД проходят несколько этапов, каждому из которых
соответствуют определённые ступени образования.
При переходе от этапа к этапу
видоизменяются её основные характеристики:
конкретное содержание;
формы организации взаимодействия между её участниками;
особенности их общения;
характер психологических новообразований.
Слайд 36Задание
Терминологический словарь (активность, действие, деятельность, субъект деятельности, объект деятельности,
потребность, учебная деятельность, учебная задача, учебная операция, учебное действие ,
учебный мотив ).
Сопоставить различные подходы к определению структуры учебной деятельности, выбрать один и запомнить.
Подготовить краткий конспект (схему) «Основные теории учения».
Схему «Структура деятельности» преобразовать в схему «Структура учебной деятельности». (Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 49.)
Слайд 37Основной характеристикой деятельности является
предметность:
она (деятельность) подчиняется свойствам, явлениям и
отношениям независимого от нее объективного мира
Деятельность человека всегда общественна
Слайд 38Трактовки понятия
«учебная деятельность»
Слайд 39Уровневый анализ
учебной
деят-ти
и развития личности
Слайд 40Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
Учащийся как субъект познания
должен быть способен:
овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу;
воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания;
осуществить восхождение от абстрактного к конкретному.
Эталонная УД
Как познавательная
Теоретический тип
- специальное построения учебного предмета;
- особая организация УД
формирование у учащихся теоретического мышления
Слайд 41Как способность воспроизвести: содержание, путь, метод теоретического (научного) познания
Субъектность ученика
Образовательный процесс
как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство
как развитие
познавательных способностей, основных психических новообразований
Слайд 42Особенности учебной деятельности
(согласно Д.Б. Эльконину):
Учебная деятельность
есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения
в самом ученике. Это деятельность по самоизменению.
Учебная деятельность является:
Слайд 44Принципы построения обучения в деятельностном подходе
Предмет усвоения - общие способы
действия (способы решения класса задач).
Освоение общего способа не может
быть его сообщением – информацией о нем.
Оно выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
Работа школьников - поиск и проба средств решения задачи.
Конкретизируется применительно к частным случаям
Общий способ действия
Начинается освоение учебного предмета
Слайд 45Что позволяет достичь деятельностный подход?
Уйти от репродуктивного способа обучения и
перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является
наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.
Перейти на другой тип отношений между субъектами ОП. Этот тип отношений можно назвать кооперационным.
Слайд 46Учебная задача – ключевое понятие теории УД
Учебная задача – это
задача, решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Она включает
в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения.
Учебная задача возникает при обнаружении разрыва в практическом действии, который может быть преодолен поиском нового способа.
Учебная задача отличается тем, что она направлена на получение особого результата – самоизменения субъекта учебной деятельности.
Учебная задача характеризуется тем, что найденный способ является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.
Слайд 47Взаимодействие учитель-ученик
Любая поисково-исследовательская деятельность по своей природе предполагает столкновение различных
точек зрения, мнений, т.е. является диалогичной
Учебный диалог нередко подменяется либо
так называемой эвристической беседой, представляющей один из классических вариантов иллюстративно-объяснительного метода, либо прямым объяснением нового материала учителем.
В том и в другом случае учебная деятельность человека либо существенно деформируется, либо вообще оказывается невозможной.
Слайд 48Принципы развивающего обучения
Принцип “восхождения от абстрактного к конкретному”. Введение в
учебный предмет начинается с освоения учащимися наиболее общего принципа построения
этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.
Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме.
Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для ученика внутренней логикой содержания обучения.
Принцип действия. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников