Слайд 1Психологические особенности детей с НОДА
Токаева Т.Э.к.п.н., доцент кафедры специальной дошкольной
педагогики и психологии
Слайд 2Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в трудах М.В.Ипполитовой, Э.С.Калижнюк,
Н.В.Симоновой, И.И.Мамайчук, И.Ю.Левченко и др.
Большой вклад в изучение таких
детей и разработку методов их реабилитации внесли также клиницисты К.А.Семенова, Е.М.Мастюкова.
Слайд 3Понятие ДЦП
целая группа различных по клиническим проявлениям синдромов.
Возникают эти
синдромы, характеризующиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения,
из-за недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза.
Выделить какую-либо одну причину болезни в большинстве случаев невозможно: как правило, и во время беременности, и при родах отмечается сочетание целого комплекса неблагоприятных факторов.
ДЦП принято считать заболеванием
полиэтиологическим.
Слайд 4Распространненость в популяции
Чаще всего дети с ДЦП рождаются от матерей
в возрасте от 19 до 30 лет.
На их долю
приходится 60,8% случаев. 29,2% детей с ДЦП рождаются от матерей в возрасте 30-39 лет.
В 3,1% случаев ДЦП наблюдается у детей, рожденных женщинами старше 40 лет, и в 6,9% случаев у детей, рожденных совсем молодыми женщинами, младше 18 лет.
Непонятно, почему детский церебральный паралич более опасен для мальчиков: в сравнении с девочками у мальчиков это заболевание встречается в 1,3 раза чаще и протекает гораздо тяжелее.
Слайд 5В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются
следующие виды НОДА:
Заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.
Врожденная патология ОДА
- врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей.
Приобретенные заболевания и повреждения ОДА - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).
Слайд 6Дети с неврологическим характером двигательных расстройств – НОДА обусловлены органическим
поражением двигательных отделов ЦНС. Большинство детей с двигательной патологией в
образовательных учреждениях – дети с ДЦП (89%). Так как двигательные расстройства при ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и эмоционально-личностной сферы, наряду с психолого-педагогической и логопедической коррекцией основная часть детей данной категории нуждается также в лечебной и социальной помощи.
Дети с ортопедическим характером двигательных расстройств – поражение ОДА не неврологического характера. Обычно не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно- пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима. Речевые нарушения требуют логопедической помощи.
Слайд 7Успехи медицины в области акушерства, неонатологии, детской неврологии привели к
значительному снижению смертности новорожденных и, одновременно, к повышению частоты неврологических
нарушений у детей, среди которых ДЦП занимает первое место.
Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8 на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития.
При всех усилиях, направленных на медико-психолого-педагогическую реабилитацию этих детей, к пубертатному возрасту среди них регистрируется большое количество инвалидов.
Слайд 8Причины ДЦП
Поражения мозга, вызывающие церебральный паралич, возникают преимущественно в период
внутриутробного развития плода и в дальнейшем усугубляются интранатальной патологией.
Лидирующие
позиции среди причин внутриутробных церебральных нарушений прочно удерживают хронические экстрагенитальные заболевания будущей матери — гипертензия, пороки сердца, анемия, ожирение, сахарный диабет и т. п.: они имеют место в 40% случаев.
У каждого десятого ребенка с ДЦП причиной развития патологии становится прием лекарств во время беременности. Определенный — но не столь значительный вклад — вносят и другие факторы перинатального риска: алкоголизм родителей, стрессы, психологический дискомфорт и физические травмы во время беременности.
Слайд 9Долгое время основной причиной ДЦП считалась родовая асфиксия, пока при
изучении анамнеза детей, перенесших асфиксию, не выяснилось, что многие из
них имели чрезвычайно неблагоприятный фон внутриутробного развития, отягощенный факторами риска хронической гипоксии. А это, на взгляд исследователей, означает, что доминирующее значение в патологии плода и новорожденного имеет не столько родовая асфиксия, сколько предшествующее внутриутробное изменение структур мозга под влиянием многочисленных неблагоприятных факторов.
Слайд 10Роль генетики
Одни рассматривают церебральный паралич как заболевание с наследственной предрасположенностью
с чрезвычайно низкой степенью генетического риска (2-3%).
Другие же роль
генетического компонента отрицают, считая, что диагнозом ДЦП нередко прикрывается незнание иных, генетически детерминированных болезней.
Тем более, что клинические проявления некоторых наследственных заболеваний — Х-сцепленной хромосомной гидроцефалии, Дофа-зависимой дистонии, хромосомных аберраций типа синдрома Патау и частичной трисомии по 18-й хромосоме — нередко протекают в форме синдрома церебрального паралича.
Слайд 12По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных
навыков дети разделяются на 3 группы
В 1 группу входят дети
с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во 2 группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
3 группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Слайд 13Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних
конечностей
(нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность
актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики).
Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске; у большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления — костыли, трости и т.д.; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств.
Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками.
Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.
Слайд 14Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в
связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и
речевого развития.
Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
Слайд 15Нарушения двигательной сферы:
удерживает вертикальное положение (сидя, стоя);
- передвигается (в коляске,
с костылями, с опорой на трость, самостоятельно в пределах помещения,
самостоятельно на значительные расстояния);
- ведущая рука (правая, левая);
- развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена);
- участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция отсутствует; выполняет поддерживающую роль; принимает участие в выполнении простых двигательных актов; принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).
Слайд 16 Уровень развития навыков самообслуживания:
навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание
волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет);
- самообслуживание в одевании
и раздевании:
а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);
б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью);
- самообслуживание при приеме пищи (сам не ест; сам ест твердую пищу — хлеб, пряник; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).
Слайд 173. Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора
вверх, ограничение полей зрения).
4. Нарушения слуха (степени снижения слуха).
Данные о
нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.
5. Степень разборчивости речи:
- из-за грубых нарушений звукопроизношения непонятна окружающим;
- понятна только близким людям;
- разборчивость речи несколько снижена;
- дефекты звукопроизношения не мешают пониманию речи ребенка.
Слайд 18Ранняя диагностика нарушений развития у детей с ДЦП
Слайд 19У детей с ДЦП могут быть нарушены различные «линии развития»:
двигательное развитие
психическое развитие
речевое развитие
социальное развитие.
Это крайне неоднородная
группа.
Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.
Слайд 20Двигательное развитие
Общая моторика
Функциональные возможности
кистей и пальцев рук
Артикуляционная
моторика
Слайд 21Двигательное развитие
У всех детей с ДЦП наблюдаются двигательные нарушения, проявляющиеся
в различной степени.
У большинства детей с ДЦП нарушены
двигательные функции кистей и пальцев рук.
Слайд 22Психическое развитие
Познавательная
деятельность
Эмоционально-
волевая сфера
Личностные
особенности
Слайд 23Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность,
истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый
объем памяти.
Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности.
Слайд 24Нарушение сенсорных функций
Сенсорное восприятие включает развитие зрительного, слухового, тактильного и
кинестетического восприятия (восприятия движений). Сенсорное восприятие имеет большое значение для
становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.
Слайд 25У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности пространственного анализа и
синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений.
Без
организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов
Слайд 26Сравнительные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников с
церебральным параличом показали, что в основе нарушений восприятия и отображения
фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга.
Степень тяжести двигательного дефекта не всегда является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей
Слайд 27Тактильное восприятие
У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена
тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у
таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Слайд 28Слуховое восприятие
При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеет
место нарушение деятельности слухового анализатора
Так, может отмечаться снижение слуха,
что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов
Слайд 29Слуховое восприятие
Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность
на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
Ребенок, который не
слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму.
Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова как коза-коса, дом-том и т.д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.
Слайд 32Восприятие
(зрительное, слуховое,
тактильное,
кинестетическое)
Запас знаний
об окружающем
Уровень
развития
деятельности
Мышление
(наглядно-действенное,
наглядно-образное,
абстрактно-логическое)
Внимание
Память
Понимание
обращенной
речи
Познавательное развитие
Слайд 33
Нарушения пространственного анализа и синтеза
У детей с нарушенной фиксацией взора,
с недостаточным прослеживанием предмета и ограничением поля зрения могут наблюдаться
нарушения внимания и трудности сосредоточения на выполнении задания, а также выраженные пространственные нарушения.
Особенно дети затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Необходимые знания для формирования пространственных понятий о «левом» и «правом» развиваются на основе сохранного восприятия схемы тела.
У детей с ДЦП часто отмечаются нарушения схемы тела, особенно они бывают выражены при поражении левых конечностей. Ребенок с трудом воспринимает, запоминает части своего тела, долго путается в определении направления.
Слайд 34На начальных этапах обучения в школе выясняется, как правило, что
и другие пространственные представления, такие, как «вверху», «внизу», «слева», «справа»,
«сзади», детьми не усвоены.
Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков.
У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании.
Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б-д, т-ш, з-е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании
Слайд 35Несформированность пространственного анализа и синтеза особенно проявляется при овладении детьми
навыками самообслуживания, а также при чтении, письме и на уроках
физической культуры. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из частей.
Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать ее правую и левую сторону, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы.
Степень указанных затруднений значительно усиливается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью ЗМК.
В подобных случаях такие дети с опозданием овладевают многими умениями и навыками самообслуживания: шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, застилать постель и т.д. Они длительное время затрудняются в различении и в соотнесении правого и левого ботинка, в определении правого и левого рукава пиджака, платья, при надевании фартука не могут различить верх и низ.
Слайд 37ЗМК
важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок
прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов.
Техника
и плавность чтения формируется на этой основе.
Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.
Слайд 38Несформированность ЗМК
может проявляться не только при чтении и письме, но
и овладении навыками самообслуживания и другими трудовыми и учебными умениями.
Так, например, на уроках труда таким ученикам очень трудно правильно расположить материал, произвести его разметку, расположить выкройку.
Особую сложность для них представляют раскрой и выточка отдельных деталей изделия.
Слайд 39Несформированность ЗМК
замедляется процесс формирования навыков самообслуживания.
Невозможность проследить глазами за
действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к
недостаточной организации произвольного двигательного акта на уроках физкультуры: дети не могут удержать цель, затрудняются выполнять броски и ловлю мяча, овладевать умениями и навыками в других спортивных играх.
Слайд 40Развитие познавательной сферы
сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Дети с ДЦП знают многих явлений окружающего предметного мира и
социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:
§ вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
§ затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.
Слайд 41Развитие познавательной сферы
Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений
познавательной деятельности при ДЦП.
Чаще всего страдают отдельные корковые функции т.
е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений
Слайд 42Познавательное развитие
Дети с ДЦП – крайне разнородная группа по
состоянию интеллекта.
Нормальный или близкий к нормальному интеллект
Задержка психического развития
органического генеза
Умственная отсталость различной степени выраженности
Нарушение познавательного развития жестко не связано с тяжестью поражения двигательной сферы и лишь частично соответствует тяжести двигательной патологии.
Уровень познавательного развития в целом выше уровня речевого развития.
Слайд 43Познавательная деятельность.
Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций
Выраженность астенических проявлений
Сниженный
запас знаний и представлений об окружающем (вынужденная изоляция, ограничение контактов
с другими людьми; затруднения в познании окружающего в процессе практической деятельности, связанные с двигательными и сенсорными расстройствами)
Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства)
Слайд 44Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать
геометрические фигуры, рисовать, писать.
Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза,
всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений) .
У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности.
У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других — наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического
Слайд 45Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений —
замедленность, истощаемость психических процессов.
Отмечаются трудности переключения на другие виды
деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов
Слайд 46Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро
нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.
Наиболее отчетливо он проявляется
в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках.
При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.
Слайд 47По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют крайне разнородную группу:
одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других
наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость.
Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.
Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.
Слайд 48Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической
сферы в первые годы жизни ребенка с двигательными нарушениями.
Тяжелые
нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка.
Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжелой двигательной патологией
Слайд 49Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания.
При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной
недостаточности пространственного гнозиса и праксиса.
Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление
Слайд 50У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в
трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения
состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков.
Важно подчеркнуть, что отдельные локальные нарушения высших корковых функций — пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) — могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако, несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.
Слайд 51У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные
нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено,
так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку
Слайд 52Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У
большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга
интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции
Слайд 53Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного
гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и
слуха
Слайд 55Социальное развитие
Социальное развитие детей с ДЦП нарушено и качественно
своеобразно. Оно отличается большой неравномерностью, т.е. наблюдается значительный разброс показателей
социального развития.
В целом уровень социально-эмоционального развития близок к уровню познавательного развития, в то время как степень сформированности навыков самообслуживания ниже показателей тяжести нарушений общей моторики и функций рук.
Слайд 56Социальное развитие
Социальное развитие детей с ДЦП нарушено и качественно
своеобразно. Оно отличается большой неравномерностью, т.е. наблюдается значительный разброс показателей
социального развития.
В целом уровень социально-эмоционального развития близок к уровню познавательного развития, в то время как степень сформированности навыков самообслуживания ниже показателей тяжести нарушений общей моторики и функций рук.
Слайд 57Расстройства эмоционально-волевой сферы
Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность
Заторможенность, застенчивость, робость
Колебания
настроения
Плаксивость, капризность, раздражительность
Реакция протеста, агрессия
Полное безразличие, равнодушие, безучастное отношение к
окружающим
Благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию
Слайд 58Нарушения формирования личности
Осознание собственной неполноценности
Пониженная мотивация к деятельности
Страхи, связанные с
передвижением и общением
Стремление к ограничению социальных контактов
Отсутствие уверенности в себе,
самостоятельности, повышенная внушаемость
Наивность суждений
Иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности
Робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы
Обидчивость, впечатлительность, замкнутость
Слайд 59Нарушения формирования личности
Осознание собственной неполноценности
Пониженная мотивация к деятельности
Страхи, связанные с
передвижением и общением
Стремление к ограничению социальных контактов
Отсутствие уверенности в себе,
самостоятельности, повышенная внушаемость
Наивность суждений
Иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности
Робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы
Обидчивость, впечатлительность, замкнутость
Слайд 60Личность ребенка с ДЦП
Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное,
изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Достаточное интеллектуальное
развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.
Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Слайд 61При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом,
недостаточной критичностью.
В этих случаях менее выражены состояния с чувством
неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.
По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.
Слайд 62Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить
те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познавательной
деятельности (тяжесть двигательного поражения, патологию артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха) , и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.
Слайд 63Речевое развитие
Импрессивная речь
(понимание обращенной
речи)
Экспрессивная речь
(собственная речь)
Программа речи
(уровень речевого развития)
Моторная
реализация
речи
Слайд 64Речевое развитие
У 94% детей - задержка доречевого и раннего
речевого развития. Речевая активность детей низкая.
Задержка и нарушение формирования
всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
У всех детей с ДЦП – дизартрические (речедвигательные) расстройства.
Степень выраженности речедвигательных расстройств коррелирует с тяжестью нарушений функций рук.
Слайд 65Речедвигательные расстройства
Два варианта нарушений тонуса мышц артикуляционного аппарата: I вариант
– однотипный характер нарушений мышечного тонуса (у одних детей –
по типу спастичности, у других – по типу гипотонии, у третьих – по типу дистонии); II вариант – смешанный, вариативный характер нарушений мышечного тонуса артикуляционного аппарата, например, сочетание спастичности в одних группах мышц и гипотонии – в других.
Слайд 66Речедвигательные расстройства
Различные проявления речедвигательных расстройств: нарушения акта приема пищи (сосания,
откусывания от куска, жевания, глотания), гиперсаливация, оральные синкинезии, повышение глоточного
рефлекса, нарушения дыхания (учащенное, неглубокое, аритмичное), силы (тихий, слабый, истощаемый) и тембра (глухой, назализованный, прерывистый, сдавленный, напряженный, хриплый) голоса, нарушения просодики. Могут быть непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы, тремор).
Слайд 67Анализ экспериментальных данных показывает, что часть детей с ДЦП имеют
равномерное отставание по всем линиям развития (31%), остальные – неравномерное
развитие (69%).
При этом проявления дисгармоничного развития оказываются чрезвычайно разнообразными.
Слайд 69Спастическая диплегия
Интеллект: приближение к норме; ЗПР; легкая у/о
Слайд 74Гемипаретическая форма ДЦП
Интеллект: от легкой ЗПР до тяжелого интеллектуального нарушения
Слайд 77Атонически-астатическая форма ДЦП
Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести
(часто-тяжелая степень умственного
недоразвития)
– Нарушено формирование навыков чтения и письма
– Малоинициативны; страх падения
(при поражении мозжечка)
– Некритичность к своему дефекту, расторможенность, агрессивность (при поражении лобных отделов мозга)
Слайд 79Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
раннее выявление нарушений и максимально
раннее начало комплексного сопровождения ребенка с учетом особенностей психофизического развития;
регламентация
деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
особая организация образовательной среды, характеризующаяся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
Слайд 80Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
использование специальных методов, приемов и
средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
адресная помощь по коррекции двигательных, познавательных, речевых и социально-личностных нарушений;
предоставление услуг тьютора;
Слайд 81Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
индивидуализация образовательного процесса с учетом
структуры нарушения и вариативности проявлений;
максимальное расширение образовательного пространства – выход
за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей.
Слайд 82Диапазон различий в возможностях освоения академического образования детьми с НОДА
очень велик:
Часть детей (с «чисто» ортопедической патологией и
некоторые дети с ДЦП) могут освоить программу общеобразовательной школы.
Существенная часть детей с двигательной церебральной патологией с ЗПР (дети с ДЦП и некоторые дети с ортопедической патологией) нуждаются в коррекционно-педагогической работе и специальных условиях образования; они могут успешно обучаться в специальной (коррекционной) школе VI вида.
Дети с легкой умственной отсталостью обучаются по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Для детей с умеренной умственной отсталостью возможно обучение по индивидуальной программе в условиях реабилитационного центра системы образования или на дому.
Слайд 831 группа. Двигательные нарушения различного этиопатогенеза
(дети передвигаются самостоятельно или
с ортопедическими средствами). Нормальное психическое развитие и разборчивая речь.
Нередко
отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость. Личностная незрелость: наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах жизни.
Дети успешно м.б. интегрированы в массовую школу при создании необходимой среды, адекватной их особенностям.
2 группа. Дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигаются при помощи ортопедических средств или лишены возможности самостоятельного передвижения. Замедленный темп психического развития, нейросенсорные нарушения ограничения манипулятивной деятельности и дизартрические расстройства разной степени выраженности. Благопритная динамика умственного развития; легко используют помощь взрослого при обучении, достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии; возможно их инклюзивное обучение в массовой школе.
Специально приспособленная среда для них не может быть единственным условием. Дети нуждаются в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом и учителем-дефектологом.
Слайд 843 группа. Двигательные нарушения разной степени выраженности. Легкая и средняя
степень интеллектуальной недостаточности, осложненная нейросенсорными и дизартрическими нарушениями, системным недоразвитием
речи. На первом плане – нарушения ВПФ – абстрактно-логического мышления и гностических, функций. Низким познавательный интерес, недостаточная критичность, безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. Возможность обучения этих детей в массовой школе невелика, в специальном образовательном учреждении подготовить их к самостоятельной жизни значительно легче (специальная целенаправленная коррекционно-развивающая работа).
4 группа. Тяжелые двигательные нарушения неврологического генеза (полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании). Их общение затруднено в связи с несформированностью языковых средств и речедвигательных функций. Степень умственной отсталости различна. Дети с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации.
При более выраженных интеллектуальных нарушениях возможности формирования общения и самообслуживания крайне ограниченны. Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка (с тяжёлыми и множественными нарушениями) на основе индивидуально разработанных программ.
Слайд 85Успешное инклюзивное обучение детей с НОДА в общеобразовательной организации:
организация
доступной среды
организация специальной помощи
Обязательное условие - систематическая специальная психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;
работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;
поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Слайд 86Успешное инклюзивное обучение в общеобразовательной среде – дети первой и
второй групп с НОДА.
Два варианта адаптированных программ.
Результат освоения: итоговые достижения
обучающихся с НОДА в целом соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников, определяемым действующим ФГОС.
Первый вариант адаптированной программы адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Этот вариант максимально приближен к стандарту обучения детей с нормальным развитием.
В структуре адаптированной образовательной программы - 8 образовательных областей.
Содержание каждой образовательной области направлено на освоение
«академического» компонента и компонента жизненной компетенции.
Слайд 87Структура АОП для детей с НОДА соответствует основной цели их
образования – включения в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие.
Функция
«академического» компонента – оснащение ребенка знаниями и умениями в большей степени для их применения в будущем. При разработке АК должен использоваться принцип разумного превышения актуальных возможностей ребенка. Обучение должно организовываться в зоне ближайшего развития и «вести» его за собой.
АК для детей с НОДА в каждой области не изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников, но усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях.
Слайд 88Обязательные направления Программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС для
обучающихся с НОДА:
поддержка в освоении основной образовательной Программы;
развитие
адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Слайд 89Второй вариант адаптированной программы предназначен для второй группы детей с
НОДА. Эти учащиеся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки на основе индивидуального учебного плана. Обязательна организация специальных условий обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей.
Среда и рабочее место приспосабливаются к конкретному ребёнку.
Обязательны направления коррекционной помощи для детей с НОДА, осваивающих второй вариант адаптированной программы. Эти направления образуют структуру Программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
специальная поддержка освоения основной образовательной программы, включающая коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и речевой деятельности детей с НОДА.
Слайд 90Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше
внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, поэтому наполняемость класса, где
обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше.
В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида ), контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
Различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Слайд 91Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше
внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, поэтому наполняемость класса, где
обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше.
В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида ), контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
Различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Слайд 92Требования к результатам освоения адаптированных образовательных программ – это описание
планируемых результатов образования.
Должно даваться только в единстве всех компонентов образования.
Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребёнка с ОВЗ, ни качества его образования.
Локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, не должно рассматриваться как показатель их неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования.
Введение специальной и подробной шкалы оценок необходимо для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.
Слайд 93Специальные (коррекционные) школы-интернаты VI вида:
Для детей с легкой и средней
тяжестью двигательной патологии
Для школьников с тяжелой двигательной патологией
Слайд 94Формы обучения в общеобразовательной организации детей с двигательной патологией:
Интеграция
в обычных классах при массовых общеобразовательных школах
Инклюзивная форма по адаптированной
программе
Надомное обучение при массовой школе
Дистантная форма обучения
Слайд 95Психолого-педагогические реабилитационные центры
Слайд 96Специальные образовательные условия для детей с НОДА
Необходимо создание адаптивной среды,
позволяющей обеспечить полноценное развитие, социальную адаптацию и личностную реализацию.
В
образовательной организации общего типа должны быть созданы специальные материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации, их пребывания, обучения и воспитания (пандусы, съезды на тротуарах, лифты, поручни, специальные санузлы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Слайд 97Специальное оборудование:
средства передвижения: инвалидные коляски (комнатные, прогулочные, функциональные,
спортивные), многофункциональные кресла-коляски, подъемники для пересаживания, ходунки и ходилки, костыли,
крабы, трости
средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания);
подбор мебели (парты, регулируемые в соответствии с ростом)
специальные технические средства для оптимизации процесса письма (увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, утяжеленные ручки, специальные магниты для прикрепления тетради к парте)
Слайд 98 Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной
работы: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений
Ребенок с
двигательной патологией должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах
Соблюдение индивидуального ортопедического режима (правила посадки и передвижения ребенка, рефлекс-запрещающие позиции и позы для нормализации мышечного тонуса, физкультпаузы)
Слайд 99Использование компьютерных и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
с включением специального оборудования: специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш,
со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), правильное расположение компьютера.
Слайд 100Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные
программы.
Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается школой самостоятельно
на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.
Слайд 101В коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по
коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует
определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений: - преимущественно двигательных;
- преимущественно речевых;
- сочетание двигательных и речевых,
недостатков общего психического развития.
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа должна строиться дифференцированно.
В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:
логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);
индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.
Слайд 102 Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей
с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей
и задачами, стоящими перед педагогом.
Используются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.
Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков).
Педагог выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. Состав групп должен быть подвижным.
Слайд 103 Образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, для того, чтобы
оказывать обучающимся необходимую помощь.
Должна быть организация системы взаимодействия и
поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, ПМПС-центра, окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, СКОУ VI вида, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций.
Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 104 Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат
специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников.
Установление тесного
контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательной организации.
Слайд 105Система комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом -
специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие
ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.
Слайд 106Компоненты коррекционно-развивающей среды
Слайд 107Компоненты процесса коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП
Слайд 108Коррекционно-развивающая педагогическая работа должна носить комплексный характер на основе системного
подхода.
Одновременная стимуляция всех «линий» развития:
социальное развитие
познавательное развитие
речевое
развитие
двигательное развитие
Слайд 109Основные направления коррекционно-развивающей работы
I. Социальное развитие детей: развитие различных
форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить
эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.
Слайд 110II. Познавательное развитие: формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса
к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия);
формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.
Слайд 111III. Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). Учитываются этапы речевого
развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3
слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Формируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).
Слайд 112IV. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений: развитие функциональных
возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации; стимуляция общей двигательной
активности.
Слайд 113Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
Слайд 114Коррекция речедвигательных расстройств: уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционного аппарата
(спастического пареза, гиперкинезов, атаксии); развитие дыхания, голоса, просодики и коррекция
их нарушений.
Слайд 115Использование современных образовательных технологий, в т.ч. широких реабилитационных возможностей полифункционального
оборудования «сенсорной комнаты» (светлой – мягкой игровой и темной).
Слайд 116Комплексный междисциплинарный подход
Слайд 117Центры трудовой подготовки и учебно-производственные комбинаты.
Цель: профессиональная ориентация, социальная
адаптация и реабилитация подростков с НОДА.
Возраст: от 15 до
20 лет.
Учет степени выраженности двигательных и психических нарушений, индивидуальных возможностей, интересов и способностей.
Слайд 118Высшее образование подростков-инвалидов:
Интегрированное обучение в обычных ВУЗах.
Специальные группы в
обычных ВУЗах (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск).
Специализированные ВУЗы-интернаты для инвалидов с НОДА
(Московский институт-интернат Л.А.Саркисяна).
Слайд 119Катамнестический анализ развития детей ЭГ после завершения коррекционно-развивающей программы и
в дальнейшем в течение 15 лет подтвердил устойчивость положительных результатов
в развитии детей.
В возрасте 15 лет 57% детей с ДЦП по уровню психического развития соответствовали возрастной норме или максимально приблизились к ней. Они учились в массовой общеобразовательной школе или специальной (коррекционной) школе VI вида.
27% детей имели задержку психического развития и обучались в специальной (коррекционной) школе VI вида, в классах КРО и на дому.
13% детей имели легкую умственную отсталость и обучались в специальных (коррекционных) школах VI и VIII вида или находились на надомном обучении.
Только три ребенка в силу тяжести интеллектуальных и двигательных нарушений не обучались.
В настоящее время 19 человек из ЭГ успешно обучаются в различных ВУЗах г. Москвы.
Слайд 123Особенности личности
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с
диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:
биологическими особенностями, связанными с
характером заболевания;
социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.
Слайд 124
Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить
максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают
семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь "изнутри" - глазами больного ребенка - и есть лучший способ ее понять.
Слайд 127.
, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны,
существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения
и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера.
Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия
Слайд 129Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе
ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые
значительно отличаются от условий развития нормального ребенка
Слайд 130Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по
типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость
эмоционально-волевой сферы личности ребенка.
Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной
Слайд 131Личность ребенка с ДЦП
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения:
в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия,
они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости".
Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте.
Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой.
Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью
Слайд 132Личность ребенка с ДЦП
эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.
повышенная возбудимость.
Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной
агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Слайд 133Личность ребенка с ДЦП
пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость.
Любая ситуация выбора
ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность.
Такие
дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.
Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.).
Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.
Слайд 134Личность ребенка с ДЦП
качеств, характерных для обоих типов развития.
В
частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать
расстройства сна.
Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.
Слайд 135Личность ребенка с ДЦП
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью.
Отчасти, это
можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на
фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие.
Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении.
Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.
Слайд 136Личность ребенка с ДЦП
Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность,
характерная практически для всех детей с ДЦП.
В процессе коррекционной
и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.
Слайд 137волевая активность ребенка
Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает
у него затруднения.
Психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает
существенный отпечаток на поведение ребенка.
Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу
Слайд 138Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка
внешние, к которым относятся условия
и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
и внутренние, такие,
как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни
Слайд 139Личность ребенка с ДЦП
Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП,
напрямую связана с особенностями воспитания.
Очень часто в семье с
больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким
Слайд 140Личность ребенка с ДЦП
В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет
чрезмерно беспокоен и тревожен.
Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение
близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им.
Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств
Слайд 141Личность ребенка с ДЦП
Или еще одна картина: несчастная мать, которая,
заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится
заложницей болезни.
Она выглядит уставшей и несчастной.
Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы.
У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.
Слайд 142Личность ребенка с ДЦП
Все это приводит к тому, что ребенок
растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким.
Он
смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности.
Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него.
Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным.
А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.
Слайд 143Личность ребенка с ДЦП
Важность воспитательной позиции родителей по отношению к
детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди
них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей.
В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка.
Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого.
Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку.
Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже
Слайд 144Личность ребенка с ДЦП
Нельзя упускать из виду и отношение к
болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом
влияет обстановка в семье.
Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения
Слайд 145Личность ребенка с ДЦП
На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
ребенок
замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
ребенок
становится агрессивным, легко идет на конфликт.
Слайд 146Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому
дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот
непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.
Слайд 147Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с
ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но
в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.
Слайд 148Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его
режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от
чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора
Слайд 149Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к
миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по
отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
Слайд 150Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он
утомлен - стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут -
не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.
Слайд 151Экспериментально-психологические исследования выявляют преобладание в мотивационной сфере ребенка с ЦП
мотива подчинения взрослому, что оказывает тормозящее влияние на формирование собственных
активных личностных установок. Проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении здоровья (90% из них отнесли себя к здоровым ), что, по-видимому является защитным механизмом, амортизирующим чувство собственной неполноценности
Слайд 152При ДЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить
к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую
органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие.
Слайд 153К ним относятся:
1) переживание недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания
окружающих;
2) явления госпитализма, т.к. больные часто находятся в больницах
и санаториях длительный период;
3) разлука с матерью или неполная семья (отцы в 25% случаев оставляют семьи);
4) психический травматизм в связи с лечебными процедурами(операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое излечение и необходимостью длительной реабилитации;
5) затруднения в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезов, пространственных нарушений;
6) сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения, слуха;
7) неправильное воспитание по типу гиперопеки (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости).
Слайд 154В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные
реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном
и агрессивно-защитном.
Слайд 155Некоторые исследователи для решения этой проблемы используют концепцию Юнга об
экстра-интравертированных личностях.
Детям со спастической диплегией более свойственны интравертированные черты
характера: пугливость, склонность к различным страхам, любовь к повышенному вниманию, которое гарантирует безопасность.
Для детей с гиперкинезами характерны экстравертированные черты: общительность, легкая возбудимость, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость.
Слайд 156Некоторые исследователи для решения этой проблемы используют концепцию Юнга об
экстра-интравертированных личностях. Детям со спастической диплегией более свойственны интравертированные черты
характера: пугливость, склонность к различным страхам, любовь к повышенному вниманию, которое гарантирует безопасность. Для детей с гиперкинезами характерны экстравертированные черты: общительность, легкая возбудимость, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость.
Слайд 157Клинически психогенное патологическое формирование личности по дефицитарному типу проявляется несколькими
вариантами. Наиболее часто встречающийся (как при ДЦП, так и у
детей с заболеваниями зрения, слуха) астено-невротический вариант проявляется робостью, застенчивостью, чрезмерной чувствительностью и впечатлительностью, неуверенностью в себе, обидчивостью, иногда - заиканием, энурезом, страхом падения, передвижения, высоты.
Слайд 158При псевдоаутистическом варианте наблюдается необщительность, усиливающаяся с возрастом ребенка (что
свидетельствует о реактивном ее генезе), замкнутость со склонностью к гиперкомпенсаторному
фантазированию. Больные часто пишут стихи, ведут дневник; некоторые девочки собирают фотографии балерин. У детей и подростков этой группы раньше наблюдаются осознание дефекта, направленность на его коррекцию.
Слайд 159Истероидный вариант характеризуется эгоцентризмом, демонстративностью поведения, избалованностью (формируется при воспитанию
по типу "кумир семьи"), лживостью. Сексуальные интересы проявляются рано, девушки
могут преувеличивать свои привязанности. Компенсация может быть достигнута подбором заданий, позволяющих быть в центре внимания: игра в школьном театре и т.п.. При неустойчивом варианте отмечается недоразвитие волевой деятельности, внушаемость, беспечность, стремление к постоянной смене впечатлений, поверхностность суждений. При возбудимом варианте ведущими признаками являются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, усиление примитивных влечений и инстинктов.
Слайд 160Первые признаки выявляются при поступлении в школу-интернат и часто связаны
с трудностью обучения из-за пространственных нарушений, задержки развития, педагогической запущенности.
Такие дети стараются завоевать авторитет среди сверстников излишней бравадой, грубостью, драками. Это и своего рода протест, т.к.большинство из них растет в "трудных" семьях, в асоциальной среде. Патология поведения усугубляется также в связи с усилением патологии влечений в виде к склонности к вредным привычкам, повышенной сексуальности
Слайд 161При планировании программы реабилитации при ДЦП обязательно должны учитываться особенности
личности больного, структура психологических нарушений и механизмы их компенсации
Слайд 162Имеются данные, подтверждающие влияние психологических особенностей детей на эффективность ортопедо-хирургического
лечения. Дети, отличающиеся повышенной зависимостью от других в разрешении конфликта,
болезненной фиксацией на своем дефекте, легче переносили послеоперационный период, но, несмотря на успешные хирургические вмешательства, двигательная активность их была резко снижена, наблюдались фобии, несамостоятельность
Слайд 163Дети с самообвиняющей направленностью реакций (робкие, неуверенные в своих силах)
переносили послеоперационный период хуже, но включались в реабилитационные мероприятия быстрее,
были более активны, чем больные из предыдущей группы, поэтому отдаленные результаты оказались лучше
Слайд 164Дети с по вышенной активностью в разрешении конфликтных ситуаций, агрессивными
установками в послеоперационный период жаловались на боль, требовали пристального внимания
к себе, но были значительнее активнее, чем дети других групп, у них быстрее формировались новые двигательные стереотипы, что способствовало лучшей социальной адаптации и самостоятельности.
Слайд 165Нельзя забывать и о такой проблеме детской инвалидности, как суицид,
поскольку подросткам, остро переживающим свою физическую неполноценность, свойственны аутоагрессивные поступки
Слайд 166суицидальное поведение детей и подростков характеризуется следующими особенностями
1- недостаточно
адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий (они не предусматривают действительной возможности
летального исхода, отсутствуют четкие границы между истинным суицидом и шантажно-демонстративным поступком, который тем не менее опасен для жизни);
2- имеется незначительность, несерьезность мотивов самоубийства, что затрудняет профилактику;
3- часто отсутствует зависимость суицидальной попытки от депрессии, которая носит скрытый характер
Слайд 167У детей и подростков с ЦП суицидальные тенденции нередко занимают
важное место в клинической картине. Причиной их возникновения могут быть
переживание одиночества, чувства отвержения в связи с невозможностью участия в подвижных играх, переживание угрозы утраты родительской любви (рождение второго ребенка, отчим, смерть родителей), недовольство внешностью, особенно при наличии ярко выраженных внешних деформаций ( искажение походки, гиперкинезы мышц лица), особенно у девушек
Слайд 168Демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика без стремления
покончить собой наблюдается у подростков с истероидными и неустойчивыми чертами
личности, чему способствует воспитание по типу гиперопеки. Несмотря на "несерьезность" намерений, при отсутствии помощи такое поведение может привести к осуществлению самоубийства
Слайд 169В группу риска входят также лица, которые ранее совершали суицидальные
действия. Аффективное суицидальное поведение - суицид на высоте сильного переживания
- наблюдается преимущественно у эмоционально-лабильных подростков, чаще с гиперкинетической формой ЦП, и представляется наиболее опасным, т.к. иногда протекает при суженном сознании
Слайд 170Наиболее глубокое переживание дефекта наблюдается в подростковом периоде,после окончания школы-интерната
и попадания в среду здоровых сверстников. Критическим периодом является и
после операционный, поскольку зачастую отсутствует ожидаемый больным быстрый результат, появляются чувство разочарования и безнадежности, особенно при длительном ожидании операции, которое к тому же иногда вызывает нарушение сердечного ритма и ряд других функциональных изменений в организме.
Слайд 171Для профилактики суицидов внимание персонала специализированных учереждений должно быть направлено
на раннее выявление психогенных реакций, связанных с переживанием чувства собственной
неполноценности, суицидальных мыслей, с учетом того, что для большинства таких больных свойственно игнорирование дефекта. Для решения этой задачи рекомендуется выявлять группы риска суицида, организовывать картотеку таких больных, обеспечивать активный патронаж лиц с суицидальными тенденциями участковым детским психиатром, проводить психотерапию, обращать внимание врачей на атипичность депрессии; необходимо скрывать от детского коллектива суицидальные попытки, т.к. детям свойственна повышенная внушаемость, склонность к подражанию. Необходима ранняя профориентация, позволяющая развивать двигательные способности в зависимости от выбранной профессии.
Слайд 172Только адекватное и своевременное проведение реабилитационных мероприятий может предотвратить патологическое
формирование личности у детей-инвалидов, что будет способствовать более успешной их
социальной адаптации
Слайд 1731.Разъясняюще-мотивирующий блок
Цель: создать положительное отношение к предстоящей деятельности, познакомить с
элементами компьютера, со спецификой работы на компьютере
Рассказ педагога, демонстрация
элементов компьютера, передачи учебной информации с помощью практических действий
Звуковое воспроизведение учебного текста, наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (графический материал), практическое взаимодействие с элементами компьютера
Рассказ о предстоящей работе, демонстрация элементов компьютера, их назначения, способов действия с каждым из них. Демонстрация специфики работы с обучающей программой
Знакомство с элементами компьютера, освоение способов действия каждого элемента. Знакомство с обучающей программой, освоение работы функциональных кнопок.
Слайд 1742. Блок формирования представлений о здоровом образе жизни
Цель: сформировать
представление о здоровом образе жизни посредством применения обучающей программы .
Рассказ
педагога, беседа с детьми, наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (жизненные наблюдения и др.)
Звуковое воспроизведение учебного текста, наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации
Изложение материала по изучаемой теме, проведение беседы с целью актуализации имеющихся у дошкольников знаний по теме занятия. Регулирование работы детей на компьютере, своевременная помощь в случае затруднений
Освоение представлений о здоровом образе жизни в процессе взаимодействия с педагогом, уточнение и конкретизация представлений в ходе работы с обучающей программой
Слайд 1753. Диагностический блок
Цель: диагностировать освоение навыков работы на компьютере,
уровень сформированности основ знаний о здоровом образе жизни
Устного контроля
– вопросы, направленные на выявление понимания значения элементов компьютера, способов их функционирования; на определение уровня сформированности основ знаний о здоровом образе жизни
Компьютерные тестовые задания, направленные на определение освоенности дошкольниками основ знаний о здоровом образе жизни, контроль навыков работы на компьютере
Помощь дошкольникам в ходе выполнения предложенных компьютерных заданий, наблюдение за взаимодействием ребенка с компьютером (оценка самостоятельности при выполнении заданий)
Выполнение компьютерных тестовых заданий
Слайд 176
Наряду с этим ведется работа по развитию мелкой и крупной
моторики
Слайд 177
ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ РУК И РУЧНЫХ
НАВЫКОВ
Средства этого раздела помогут ребенку в игре совершенствовать управление движениями
и действиями рук, расширять спектр ручных навыков, используемых в повседневной жизни.
Слайд 178
Игрушки для развития дотягивания и толкания
Подвесные игрушки
Неваляшки
Мячи
Надувные игрушки
Слайд 179Игрушки для развития простого захвата и удержания
Погремушки и музыкальные молоточки
Маленькие
мячи
Игрушки для ручного и ротового обследования
Слайд 180Игрушки для развития зрительно-моторной координации, отпускания и бросания
Емкости с игрушками
разной формы
Копилки
Колышки
Кегли
Мячи
Кубики
Мозаики
Слайд 181Игрушки для развития двуручного манипулирования
Небольшие игрушки с подвижными частями
Небольшие активные
центры
Пирамидки
Сборно-разборные игрушки
Материалы для лепки
Мягкие игрушки средних размеров
Слайд 182Игрушки для развития репертуара манипулятивных операций
«Активные центры»
Заводные игрушки
Игрушки-пищалки
Игрушки на колесиках
Баночки
с завинчивающимися крышками, коробочки, шкатулочки, сумочки для размещения маленьких игрушек
Слайд 183Игровые средства для развития манипулятивного захвата, орудийных действий и самообслуживания
Бирюльки
Копилки
Мелки,
фломастеры, пастель
Игрушки для переливания
Средства для игры с песком
Средства для игры
с пластилином, глиной и другими материалами для лепки
Безопасные ножницы для детей
Печати (штампы)
Игрушки для нанизывания, игрушечные предметы обихода (посуда, расчески и проч.)
Игрушечные инструменты
Слайд 184Игра "Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке
усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди
пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Слайд 185Упражнение "Коза"
Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение
выполнять одновременно пальцами обеих рук;
Слайд 186Упражнение"Зайчик"
Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки,
а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого
пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
Слайд 187Упражнение «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И
головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Слайд 188Пальчиковая игра"Пальцы ложатся спать"
Поочередное загибание пальцев, затем
их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Слайд 189Упражнение «Лодочка»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это
лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут
и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Слайд 190Игра «С добрым утром!»
С добрым утром,
глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза
Вы проснулись?
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него
С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши
Вы проснулись? Приложить ладони к ушам "Чебурашка"
С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую ручки
Вы проснулись? Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок
Вы проснулись? Потопать ногами
С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
Я - проснулся! (посмотреть вверх)
(проснулась)