Слайд 1Психологические особенности студенческого возраста
проблема воспитания в высшей школе
Слайд 2Основная функция вуза – формирование личности специалиста.
В системе вузовского
педагогического общения сочетаются два фактора:
взаимоотношения ведомый – ведущий;
взаимоотношения сотрудничества обучаемого
и обучающего.
Слайд 3Два взгляда на воспитание в ВШ:
воздействие на личность с целью
формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств;
создание условий для саморазвития личности
в ходе вузовского обучения.
Запрещается любое прямое воздействие на личность, какие бы цели оно не преследовало.
Слайд 4Требования к преподавательской деятельности и задачи преподавателя
Самый главный прием воспитания – принятие человека
таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений.
Главная задача воспитателя – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самими студентами из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.
Использование педагогики сотрудничества: неизменное уважительное отношение к личности воспитуемого как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности.
Слайд 5Требования к преподавательской деятельности и задачи преподавателя
3.Помощь воспитуемому в
выработке индивидуального жизненного стиля, индивидуального стиля деятельности и общения.
4.Владение
некоторыми навыками и методиками психодиагностики, знание психологических и психофизиологических особенностей студентов (второе место после знания предмета).
Слайд 6Стили педагогического общения (Кан-Калик В. А.):
Общение на основе увлеченности совместной
деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общение – дистанция.
Общение – устрашение.
Общение –
заигрывание.
Общение – превосходство.
Слайд 71. Физическое развитие
Студенческий возраст – это возраст физического совершенства человека.
Однако именно студенты характеризуются худшими показателями
физиологических функций в своей возрастной группе. Причины – сильное напряжение в процессе вузовского обучения.
Грубая педагогическая ошибка: негативная оценка результатов усвоения учебной программы переносится на оценку личности студента в целом, заставляя студента переживать негативные эмоции, т.е. оказывая прямое влияние на здоровье студента.
Слайд 82. Задержка социального становления студентов,
что связано с большими временными и
энергетическими затратами на учебу.
Грубая педагогическая ошибка: ошибочное представление о
студентах как о социально незрелых личностях, нуждающихся в постоянной опеке и снисходительном отношении. Воспитуемый неосознанно воспринимает такую программу.
Отношение педагога к студенту как к социально зрелой личности отодвигает планку, давая тем самым простор для развития личности, плюс внутренняя поддержка.
Слайд 93. Становление индивидуального стиля деятельности
Педагог должен содействовать этому
процессу и помогать преодолеть школярское отношение к учебе.
Педагогическая ошибка: если преподаватель не помогает этому процессу становления, у студента может закрепиться полумеханическое запоминание, торможение развития интеллекта.
Слайд 104. Развитие способности учиться
(способность самостоятельного добывания знаний) и развитие специальных
способностей.
Нужно: использование диалоговых форм общения (особенно в процессе написания
курсовых, дипломов, прохождении практики), т.е. передача «личностного знания» в диаде «учитель–ученик».
Слайд 116. Становление индивидуальности и формирование образа «Я»
Может возникнуть конфликт между
потребностью в достижениях и познавательной потребностью.
Большая ответственность преподавателя как
первого эксперта, дающего «обратную связь» о результатах.
Педагогическая ошибка: своими оценками преподаватель может неосторожно отнять у студента желание утверждаться в ниве науки и подтолкнуть к выбору других сфер жизни для удовлетворения потребности в достижении.
Слайд 127. Расхождения между самооценкой и положением в обществе
не должно быть
существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от референтных
групп (в том числе от преподавателя).
Преподаватель может помочь в преодолении этого расхождения в оценках: целенаправленно организовывается такая педагогическая ситуация, в которой студент может предстать в выгодном свете перед значимыми для него «другими» и получить положительную оценку, что приведет к улучшению его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию личности в целом.