Слайд 2Бюджет это:
Основной финансовый план страны принимаемый в форме закона.
это система
императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный
фонд.
Слайд 3Бюджет это
централизованный денежный фонд, формируемый на том
или ином уровне управления для обеспечения функций соответствующих органов власти
(государственной и местной).
Слайд 4Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3 уровней:
1) Федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных фондов
2)бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
внебюджетных фондов. Всего в РФ 83 субъектов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных, 4 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга
3) Муниципальные (местные) бюджеты
Слайд 6Распределительная
Через распределительную функцию государственного бюджета реализуется его общественное назначение-обеспечение государства
финансовыми ресурсами в объеме, необходимым для выполнения государственных задач.
Слайд 7Регулирования и стимулирования экономики
Через систему расходов и доходов, прежде всего
налоговых, государственный бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики и
инвестиций, повышения эффективности производства.
Слайд 8Финансового обеспечения социальной политики
С помощью средств государственного бюджета осуществляется финансирования
наиболее приоритетных направлений социальной политики, в том числе поддержка наименее
защищенных слоев населения – пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных и многодетных семей, а также функционирования учреждений сферы здравоохранения, образования и культуры.
Слайд 9Контрольная
Контрольная функция государственного бюджета проявляется в осуществлении контроля над образованием,
распределением и использованием главного централизованного фонда денежных средств.
Слайд 10Принципы организации бюджетной системы.
1.Принцип единства означает единство правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкции за нарушение
бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухучета бюджетных средств.
Слайд 11
2.Принцип разграничения доходов ,расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между
уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью
или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Слайд 12
3.Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:
А) право законодательных (представительных) органов государственной власти
и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
Б) наличие собственных источников дохода бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ.
Слайд 13
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.
Определение бюджетных полномочий, доходов бюджета, порядка межбюджетных трансфертов в соответствии
с едиными принципами Бюджетного Кодекса.
Слайд 14
5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов
- все поступления, во все бюджеты и все расходы, подлежат
отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Слайд 15
6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования дефицита бюджета. (При дефиците). При этом следует стремиться свести дефицит бюджета к минимуму.
Слайд 16
7. Принцип эффективности и экономности (результативности и эффективности использования
бюджетных средств)- достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств
или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств.
Слайд 17
8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие
всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита, если иное не предусмотрено законом.
Слайд 18
9.Принцип прозрачности означает:
А) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов
и отчетов об их исполнении.
Б) обязательную открытость для общества
и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам
Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.
Слайд 19
10. Принцип достоверности: надежность показателей прогноза социального развития соответствующей
территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.
Слайд 20
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,
что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей бюджетных средств
с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия направленные на нарушение адресности являются нарушением бюджетного законодательства.
Слайд 21
12. Принцип подведомственности расходов бюджетов, означает, что получатели
бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств
только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Слайд 22
13. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и
осуществление всех выплат с единого счета бюджета.
Слайд 23Доходы бюджета
Налоговые
Неналоговые
Безвозмездные поступления
Слайд 24
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги
и сборы субъектов РФ, и местные налоги и сборы
Слайд 25Федеральные налоги и сборы:
НДС,
акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды минерального сырья
налог на прибыль
НДФЛ,
госпошлина
таможенная пошлина и таможенные сборы
и
др.
Слайд 26Региональные налоги
налог на имущество организаций
транспортный налог
Слайд 27Местные налоги
земельный налог
налог на недвижимое имущество физ.лиц,
Слайд 28Неналоговые доходы
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения ;
Слайд 29
доходы от платных услуг,
средства полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
Слайд 30Безвозмездные поступления
Дотации - бюджетные средства направляемые бюджету другого уровня бюджетной
системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без указания целевого
назначения.
Слайд 31
субсидия – бюджетные средства , передаваемые безвозмездно, безвозвратно на условиях
долевого финансирования целевых расходов ;
Слайд 32
субвенция - бюджетные средства , передаваемые бюджету другого уровня на
безвозвратной, безвозмездной основе для осуществления целевых расходов ;
Слайд 33Динамика доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Слайд 34Прогноз доходов федерального бюджета
Слайд 37Общегосударственные расходы
Затраты на управление - затраты на содержание
законодательной и исполнительной власти.
Резервный фонд главы исполнительной власти –
1% расходов бюджета
Резервный фонд на «форс-мажорные» обстоятельства – 3%.
Слайд 38Национальная оборона
Содержание личного состава, на вооружение, материально-техническое оснащение, строительство военных
объектов, подготовка кадров, пенсионное обеспечение военнослужащих и др.
Слайд 39Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
Содержание органов МВД, прокуратуры, юстиции, органов
безопасности.
Слайд 40Национальная экономика
Общеэкономические интересы,
Топливо и энергетика
Сельское хозяйство и рыболовство
Лесное хозяйство
транспорт
Слайд 41Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищное хозяйство
Коммунальное хозяйство
Благоустройство
Слайд 42Охрана окружающей среды
Охрана объектов растительного и животного мира и среды
их обитания
Другие вопросы в области охраны окружающей среды
Слайд 43Образование
Дошкольное образование
Общее образование
Школы-детские сады, школы начальные,
Школы-интернаты
Др.
Слайд 44Культура, кинематография,
средства массовой информации
Дворцы и дома культуры, другие учреждения
культуры и средств массовой информации
Комплектование книжных фондов
библиотек
муниципальных образований
Др.
Слайд 45Здравоохранение
физическая культура и спорт
Стационарная медицинская помощь
Больницы, клиники, госпитали,
медико-санитарные части
Высокотехнологичные виды медицинской помощи
Массовый спорт
Слайд 46Социальная политика
Социальные выплаты
Социальное обслуживание населения
Слайд 47Межбюджетные трансферты
Финансовая помощь другим бюджетам в виде:
дотаций, субсидий, субвенций
Слайд 48Расходы федерального бюджета 2013-2015
Слайд 49Дефицит бюджета
Превышение расходов над доходами.
Запланированный дефицит – определяется
сразу на стадии планирования бюджета.
Сразу определяются источники покрытия, делается приложения
к бюджету.
Слайд 50
Незапланированный – возникает при исполнении бюджета, или увеличивается во время
исполнения бюджета.
Используется механизм бюджетного секвестра.
Секвестр – равномерное сокращение расходов бюджета
за исключением защищенных статей.
Слайд 51Способы покрытия дефицита бюджета
Для федерального бюджета:
Резервный фонд,
Фонд национального благосостояния
Займы
Продажа государственного
имущества
Др.
Слайд 52Источники покрытия дефицита федерального бюджета*
млрд. рублей
Слайд 53Профицит бюджета
Превышение доходов над расходами.
Первичный профицит – превышение доходов над
расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
Вторичный профицит -
превышение доходов над расходами с учетом расходов на обслуживание государственного долга.
Слайд 54
Если причина профицита – конъюнктурные факторы то –создается резервный фонд.
В
РФ в 2004 году создан стабилизационный фонд, в 2008 его
поделили на резервный фонд и фонд национального благосостояния.
Слайд 55
Если причина профицита стабильный экономический рост – то
1) расплатится
по долгам
2) увеличить расходы
3) снизить налоги.
Слайд 56БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов по однородным признакам.
обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней
Слайд 57Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников
финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций
сектора государственного управления).