Слайд 1Психологические теории способностей
Уровни развития способностей. Волевые качества личности и
саморегуляция
Преподаватель:
Зеленкова Екатерина Викторовна
Слайд 2Способности
Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые
определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.
Изначально способности трактовались
как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, его наследственная предопределенность.
Французские материалисты XVIII века выдвинули тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида.
История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от 60-х гг. XIX века:
Ф. Гальтон, «Наследственный талант и характер» (1865), «Наследственный гений» (1869).
Слайд 3Типы и уровни развития способностей
Типы развития способностей:
Природные – в основе
своей биологически обусловлены, являются общими для человека и животных, непосредственно
связаны с врожденными задатками.
Общие способности – свойственны для большинства людей, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения.
Специальные способности – определяют успехи человека в специфических видах деятельности и общения, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.
Выделяют два уровня развития способностей:
1. Репродуктивный: человек обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.
2. Творческий: человек создает нечто новое, оригинальное.
Слайд 4Типы способностей
Практические – предопределяют склонность человека к конкретным практическим действиям.
Учебные
способности – определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков.
Творческие
способности – определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Предметно-деятельностные способности – способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Слайд 5Особенности развития способностей
Возрастная сензитивность –присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание
условий для развития определенных психических свойств и процессов.
В развитии
способностей важна комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.
Слайд 6Теория наследственности способностей
Способности – биологически детерминированные свойства личности, их проявление
и развитие всецело зависят от унаследованного фонда.
Последователи:
Ф.Гальтон (сер. ХIХ в.):
обоснование наследственности таланта на основании анализа биографических данных выдающихся деятелей (1884 – первая в мире антропометрическая лаборатория, 1892 – монография об отпечатках пальцев).
Ч. Спирмен (нач. XX в.): эмпирическое исследование структуры способностей, «двухфакторная теория интеллекта» (общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция (s));
Л. Терстоун: многофакторная модель интеллекта (двенадцать совершенно независимых факторов способностей).
Д. Гилфорд: отказ от факторного анализа и обоснование качественной модели способности («содержание», «операции», «продукты»).
Слайд 7Теория приобретенных способностей
Согласно данной концепции способности полностью определяются средой и
воспитанием, приобретенными в детстве свойствами.
К.А. Гельвеций (XVIII в., трактат «Об
уме»): с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность.
У. Эшби (40-е гг. ХХ в., понятия «гомеостат», «самоорганизация»): способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами («предпрограмма» и «программа»); второй фактор способностей – работоспособность.
Слайд 8Приобретенное и природное в способностях
Наследственное и приобретенное в конкретных особенностях
личности образуют неразделимое единство; наследственными могут быть не сами психические
способности, а лишь органические предпосылки их развития.
Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов.
Б.М. Теплов: способности – психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них;
- индивидуально-психологические особенности личности проявляются в оригинальности и самобытности приемов, используемых в деятельности;
- способности – прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии в процессе социализации.
Слайд 9
Древний Египет (ок. 2 тыс. до н.э.): первые труды,
раскрывающие космологическую теорию связи музыки с небесными светилами.
В культуре древних
государств Междуречья (3 - 1 тыс. до н.э.): музыкальный звук обладал чудодейственной силой, музыкально-астрологическая система (цифры 5 и 7: 5 планет и чувств и 7дней недели).
Китай ( 2 – 1 тыс. до н.э. ): “великая наука”(этика, ритуал, счет, каллиграфия, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей); космологическая концепция природы музыки (музыка как одно из средств управления государством, существенный фактор воспитания людей и достижение социальной гармонии).
Древняя Греция (7 – 6 вв. до н.э.): система религиозных (образовательных) празднеств, требовавших обучения “мусическим искусствам”: танцу,
музыке, слову; Олимпийские игры, философия.
Рим (1 в. н. э.) трехступенчатая система гуманитарного обучения:
элементарная, грамматическая и риторская школы.
История изучения способностей. Древность
Слайд 10История изучения способностей. Средневековье, Возрождение, Просвещение
Средневековье (V–VI вв., Кассиодор, Боэций):
«семи свободных искусств» античности как основа развития, музыка – проявление
Божественного.
Возрождение (XIV-XVI вв.): идея гармонического развития личности, связь умственного, нравственного и физического воспитания (М. Монтень, Я.А. Коменский, Т. Кампанелла, Джон Мильтон);
Просвещение (XVII-XVIII): все учреждения государства, все науки и искусства должны служить формированию гармонического развития человека и государства (И.Г. Герднер, К.Г. Зальцман, Д. Дидро, Ф. Гальтон).
Слайд 11Теория Б.М. Теплова
«Способности и одаренность» (1961)
Способности – это:
индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого;
от них зависит успешность
выполнения деятельности;
не сводятся к имеющимся знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Способности развиваются в процессе деятельности => невозможность возникновения вне соответствующей конкретной деятельности.
Основа для формирования способностей = задатки или анатомо-физиологические особенности.
Слайд 12
Теория С.Л. Рубинштейна
«Основы общей психологии» (1940):
общий
принцип развития способностей – движение по спирали: после реализации возможности,
которая представляет способность одного уровня, открываются новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня;
способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам;
в состав способности должны входить определенные операции, или способы действия, с помощью которых осуществляется соответствующая деятельность;
общая одаренность проявляется внутри тех или иных специальных способностей, определяет комплексные свойства личности.
Слайд 13Теория Л.С. Выготского
Способности:
- фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной
взаимосвязи высшие психические функции;
- существующие в культуре способы взаимодействия с
действительностью.
Развитие способностей:
- подчинено закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте целого;
- является нелинейным интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания (в центре – слово).
На основе теории Л.С.Выготского была создана целостная концепция развития детских способностей (Л.А. Венгер):
именно способности как существующие в культуре способы ориентировки в действительности определяют успешность любой деятельности;
способности являются по сути действиями с различными средствами, а уровень их развития у ребенка определяется степенью овладения такими действиями.
Слайд 14
Способности и интеллект
Интеллект (от лат. «ум, рассудок, разум»)
– устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей,
его адаптация к различным жизненным ситуациям.
Интеллект – общая способность приспособления к новым жизненным условиям.
В 1937 году Д. Векслер создал первую шкалу интеллекта для взрослых.
Р. Стернберг (70-е гг. ХХ в.) выделил формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное), способность решать проблемы, практический интеллект (добиваться целей).
На основе работ Ч. Спирмена были созданы:
прогрессивные матрицы Равена, ориентированные на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серии последовательно усложняющихся геометрических фигур;
тесты интеллекта Кеттела, разделившего спирменовский g-фактор на два компонента (g-«кристаллизованный интеллект» и g-«текучий интеллект»).
Слайд 15Познавательные способности и интеллект
Познавательные способности – орудие познавательной деятельности и познавательной
активности человека.
Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей
мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека.
Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию.
Интеллект – способность к применению знаний, т.е. способность решать задачи на основе имеющихся знаний.
Схема общих способностей по В.Н. Дружинину
Слайд 16
Трехмерная модель (многофакторного) интеллекта Дж. Гилфорда
3.Результат – приложение определенной интеллектуальной операции
к конкретному содержанию:
элементы, единицы (U),
классы (C),
отношения (R),
системы (S),
трансформация (T),
импликация (I).
фактор интеллекта = тип интеллектуальной операций
+ область (содержание) + получаемый результат
1. Операция:
понимание информации (С),
запоминание (М),
дивергентное мышление (производство логических альтернатив, многовариативный поиск) (D),
конвергентное мышление (производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения) (N),
оценивание (E).
2. Содержание и форма информации:
образная (F),
символическая (S),
семантическая (M),
поведенческая (B).
Слайд 17Способности и интеллект
Монометрический подход Г.Ю. Айзенка, концепции интеллекта:
- биологический (головной
мозг),
- психометрический (измеряется тестами IQ),
- социальный (как личность применяет психометрический
интеллект
к требованиям общества).
Х. Гарднер, семь видов интеллекта:
- лингвистический (поэт, писатель, журналист)
- музыкальный (композитор)
- логико-математический (ученый, математик)
- пространственный (архитектор, инженер, хирург)
- телесно-кинестетический (танцовщик, спортсмен, механик)
- межличностный (психолог, учитель, продавец)
- внутриличностный (поэт, психолог)
Слайд 18Воля
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные
и моральные силы.
Волевое действие – это произвольное действие, в основе
которого – образование сложных систем нервных связей.
Слайд 19Структура волевого акта
Волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и
поступков человека.
Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий
и трудностей при достижении цели требует волевого усилия, которое осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности.
Слайд 20Волевые качества
С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как
целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые являются проявлением самодетерминации воли.
На всех
фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.
На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества –энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль.
Слайд 21Волевое действие
Волевое действие – это действие, заданное и принятое личностью к
исполнению.
При выполнении волевых действий всегда отсутствует физическое удовольствие, но в
случае успеха оно компенсируется удовольствием морального плана.
Результатом волевого действия можно считать формирование при многократном преодолении себя полезной привычки.
Реализация полезной привычки сопряжена с усилиями. Полезная привычка может быстро и легко разрушиться, в отличие от вредной, которая формируется под направлением желания, без участия воли.
Слайд 23Саморегуляция: виды и функции
Саморегуляция – поддержание устойчивости психики как
целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также
подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками;
– это заблаговременно осознанное и организованное влияние субъекта на собственную психику для изменения ее характеристик в нужном и ожидаемом направлении.
Саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека:
развитие саморегуляции = личностное развитие.
Виды:
Психическая саморегуляция
Саморегуляция поведения
Слайд 24Системно-деятельностная теория саморегуляции
Непроизвольный уровень (связана с жизнеобеспечением, не имеет целей
и осуществляется на основе процессов возбуждения и торможения)
Произвольный уровень (связана
с целевой деятельностью, возникает в тяжелых ситуациях усталости, стресса)
Сознательная регуляция (осознание уровня нежелательного состояния, выбор методов корректировки эмоциональной и когнитивной сфер – самоконтроль, аутотренинг, психофизические упражнения)
Осознаваемый и целенаправленный уровень (приводит к личностным изменениям; расстановка приоритетов, оценка мотивов и потребностей, оценка релевантности состояния: самовнушение, самоприказ, самоубеждение, самоанализ, самопрограммирование)
Волевая саморегуляция: https://psytests.org/emotional/volsam-run.html
Слайд 25Структура и параметры саморегуляции
Структура:
принятая субъектом цель;
моделирование значимых условий;
программа;
субъективные критерии достижения
цели;
контроль и оценка;
коррекция.
В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами
саморегуляции могут быть:
психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям),
содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т. д.),
мотивационно-волевые: самоубеждение, самоодобрение, самоприказ, самоуспокоение, самовнушение.
Общий потенциал саморегуляции складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.
Саморегуляция имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни.
Слайд 26Методы саморегуляции психического состояния
Методы прямой регуляции психического состояния;
Методы
опосредованный регуляции психического состояния (трудотерапия, «деловые игры»).
Методы психического самоуправления:
‒ нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация;
‒ аутогенная тренировка;
‒ идеомоторная тренировка;
‒ сенсорная репродукция (метод образных представлений).
Техники психической регуляции для поддержания психологической устойчивости и оптимальной активности:
‒ метод отвлечения,
‒ метод самоубеждения,
‒ метод самоприказа,
‒ метод самовнушения.
Слайд 27https://testometrika.com/intellectual/test-the-intelligence-level/ - тест Кеттела на интеллект, 8 вопросов
https://testometrika.com/personality-and-temper/cattell-test-187-questions/ -
- тот же, но
187 вопросов
https://testometrika.com/business/professional-interests-aptitudes-and-abilities/?sphrase_id=491255 - на способности к разным работам
https://testometrika.com/personality-and-temper/test-szo-leontiev/ - смысложизненные ориентации,
20 вопросов
https://testometrika.com/personality-and-temper/emotional-intelligence-hall/ - эмоциональный интеллект, 30 вопросов
https://testometrika.com/personality-and-temper/volitional-qualities/
тест на волевые качества
https://testometrika.com/personality-and-temper/the-style-of-behaviour-self-control/
стиль саморегуляции поведения ССПМ, 46 вопросов
https://psytests.org/emotional/volsam-run.html - волевая саморегуляция 30 вопросов
Слайд 28Творческое задание 1. «Мои ресурсы в профессии и жизни»
Следует составить
текст, в котором необходимо отразить ответы на следующие вопросы:
Какие
личностные ресурсы у Вас есть для достижения успеха в профессиональной сфере?
Что помогает Вам достигать результата в обучении и работе?
Какие ресурсы окружающей среды помогают Вам достигать успеха?
Требования к объему и структуре текста:
Объем 1-2 печатные страницы
Наличие титульного листа, на котором указывается: название творческого задания, ФИО обучающегося, номер группы, ФИО преподавателя и дата сдачи творческого задания на проверку.
Наличие краткого введения, в котором указывается цель выполнения задания (1 абзац), основной части, раскрывающей ответы на поставленные вопросы, краткого заключения, в котором автором подводятся итоги и делается вывод о своих личностных ресурсах в профессиональной сфере (1 абзац).
Слайд 29Ресурсы для достижения успеха
внутренние
внешние
личностные ресурсы
помощь и поддержка
других людей, финансовые возможности, технические средства, информация, временные рамки, комфортная
среда и т.д.
профессиональные знания, умения, навыки
Слайд 30Личностные ресурсы
Социальные (внешние) качества личности:
коммуникативные качества (обаяние, авторитет, общительность,
вежливость, тактичность и т.д.)
волевые качества (самообладание, предприимчивость, решительность, настойчивость, смелость,
инициативность, целенаправленность и т.д.)
организационные качества (требовательность к себе и другим, умение принимать решения, координировать работу, контролировать, планировать и т.д.)
харизматичность (уверенность в своих силах и душевное равновесие, умение мотивировать себя и других, обаяние, активность и энергичность, умение служить образцом для подражания, положительное восприятие жизни, умение принимать решения, умение ставить цели)
Внутриличностные качества:
тип темперамента
эмоциональная стабильность и уровень тревожности
адекватность самооценки
отсутствие негативных акцентуаций характера (агрессии, властности, скептицизма и др.)
наличие способностей (креативность, развитый интеллект и т.д.)
способность к саморефлексии и саморегуляции
морально-этические качества (честность, порядочность, доброта, обязательность, сознательность, надежность и др.)
сформированность личностно-эмоциональных качеств (гордость, стыд, совесть, долг и т.д.)
Слайд 31Внутренние ресурсы – знания, умения, навыки
Внешние ресурсы – помощь и
поддержка других людей, финансовые возможности, технические средства, информация, временные рамки,
комфортная среда и т.д.
При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.