Разделы презентаций


Психологические теории способностей

Содержание

СпособностиСпособность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности. Изначально способности трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, его наследственная предопределенность.Французские материалисты

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологические теории способностей
Уровни развития способностей. Волевые качества личности и
саморегуляция
Преподаватель:

Зеленкова Екатерина Викторовна

Психологические теории способностейУровни развития способностей. Волевые качества личности исаморегуляция Преподаватель: Зеленкова Екатерина Викторовна

Слайд 2Способности
Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые

определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности. 

Изначально способности трактовались

как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, его наследственная предопределенность.

Французские материалисты XVIII века выдвинули тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида.

История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от 60-х гг. XIX века: Ф. Гальтон, «Наследственный талант и характер» (1865), «Наследственный гений» (1869).

СпособностиСпособность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах

Слайд 3Типы и уровни развития способностей
Типы развития способностей:
Природные – в основе

своей биологически обуслов­лены, являются общими для человека и животных, непосредственно

связаны с врожденными задатками.
Общие способности – свойственны для большинства людей, определяют успехи чело­века в самых различных видах деятельности и общения. 
Специальные способности – определяют успехи человека в специфических ви­дах деятельности и общения, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Выделяют два уровня развития способностей:
1. Репродуктивный: человек обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.
2. Творческий: человек создает нечто новое, оригинальное.

Типы и уровни развития способностейТипы развития способностей:Природные – в основе своей биологически обуслов­лены, являются общими для человека

Слайд 4Типы способностей
Практические – предопределяют склон­ность человека к кон­кретным практическим действиям.
Учебные

способности – определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков.
Творческие

способности – определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др.
Предметно-деятельностные способности – способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Типы способностейПрактические – предопределяют склон­ность человека к кон­кретным практическим действиям.Учебные способности – определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний,

Слайд 5Особенности развития способностей
Возрастная сензитивность –присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание

условий для развития определенных психических свойств и процессов.
В развитии

способностей важна комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.

Особенности развития способностейВозрастная сензитивность –присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и

Слайд 6Теория наследственности способностей
Способности – биологически детерминированные свойства личности, их проявление

и развитие всецело зависят от унаследованного фонда.
Последователи:
Ф.Гальтон (сер. ХIХ в.):

обоснование наследственности таланта на основании анализа биографических данных выдающихся деятелей (1884 – первая в мире антропометрическая лаборатория,  1892 – монография об отпечатках пальцев).
Ч. Спирмен (нач. XX в.): эмпирическое исследование структуры способностей, «двухфакторная теория интеллекта» (общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция (s));
Л. Терстоун: многофакторная модель интеллекта (двенадцать совершенно независимых факторов способностей).
Д. Гилфорд: отказ от факторного анализа и обоснование качественной модели способности («содержание», «операции», «продукты»).
Теория наследственности способностейСпособности – биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда.

Слайд 7Теория приобретенных способностей
Согласно данной концепции способности полностью определяются средой и

воспитанием, приобретенными в детстве свойствами.

К.А. Гельвеций (XVIII в., трактат «Об

уме»): с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. 
У. Эшби (40-е гг. ХХ в., понятия «гомеостат», «самоорганизация»): способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами («предпрограмма» и «программа»); второй фактор способностей – работоспособность.
Теория приобретенных способностейСогласно данной концепции способности полностью определяются средой и воспитанием, приобретенными в детстве свойствами.К.А. Гельвеций (XVIII

Слайд 8Приобретенное и природное в способностях
Наследственное и приобретенное в конкретных особенностях

личности образуют неразделимое единство; наследственными могут быть не сами психические

способности, а лишь органические предпосылки их развития.
Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов.
Б.М. Теплов: способности – психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них;
- индивидуально-психологические особенности личности проявляются в оригинальности и самобытности приемов, используемых в деятельности;
- способности – прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии в процессе социализации.

Приобретенное и природное в способностяхНаследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; наследственными могут быть

Слайд 9
Древний Египет (ок. 2 тыс. до н.э.): первые труды,

раскрывающие космологическую теорию связи музыки с небесными светилами.
В культуре древних

государств Междуречья (3 - 1 тыс. до н.э.): музыкальный звук обладал чудодейственной силой, музыкально-астрологическая система (цифры 5 и 7: 5 планет и чувств и 7дней недели).
Китай ( 2 – 1 тыс. до н.э. ): “великая наука”(этика, ритуал, счет, каллиграфия, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей); космологическая концепция природы музыки (музыка как одно из средств управления государством, существенный фактор воспитания людей и достижение социальной гармонии).
Древняя Греция (7 – 6 вв. до н.э.): система религиозных (образовательных) празднеств, требовавших обучения “мусическим искусствам”: танцу, музыке, слову; Олимпийские игры, философия.
Рим (1 в. н. э.) трехступенчатая система гуманитарного обучения: элементарная, грамматическая и риторская школы.


История изучения способностей. Древность

Древний Египет (ок. 2 тыс. до н.э.): первые труды, раскрывающие космологическую теорию связи музыки с небесными

Слайд 10История изучения способностей. Средневековье, Возрождение, Просвещение
Средневековье (V–VI вв., Кассиодор, Боэций):

«семи свободных искусств» античности как основа развития, музыка – проявление

Божественного.
Возрождение (XIV-XVI вв.): идея гармонического развития личности, связь умственного, нравственного и физического воспитания (М. Монтень, Я.А. Коменский, Т. Кампанелла, Джон Мильтон);
Просвещение (XVII-XVIII): все учреждения государства, все науки и искусства должны служить формированию гармонического развития человека и государства (И.Г. Герднер, К.Г. Зальцман, Д. Дидро, Ф. Гальтон).
История изучения способностей. Средневековье, Возрождение, ПросвещениеСредневековье (V–VI вв., Кассиодор, Боэций): «семи свободных искусств» античности как основа развития,

Слайд 11Теория Б.М. Теплова
«Способности и одаренность» (1961)
Способности – это:


индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
от них зависит успешность

выполнения деятельности;
не сводятся к имеющимся знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Способности развиваются в процессе деятельности => невозможность возникновения вне соответствующей конкретной деятельности.
Основа для формирования способностей = задатки или анатомо-физиологические особенности.
Теория Б.М. Теплова «Способности и одаренность» (1961) Способности – это: индивидуально-психологические особенности,  отличающие одного человека от

Слайд 12

Теория С.Л. Рубинштейна
«Основы общей психологии» (1940):
общий

принцип развития способностей – движение по спирали: после реализации возможности,

которая представляет способность одного уровня, открываются новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня;
способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам;
в состав способности должны входить определенные операции, или способы действия, с помощью которых осуществляется соответствующая деятельность;
общая одаренность проявляется внутри тех или иных специальных способностей, определяет комплексные свойства личности.
Теория С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (1940): общий принцип развития способностей – движение по спирали: после

Слайд 13Теория Л.С. Выготского
Способности:
- фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной

взаимосвязи высшие психические функции;
- существующие в культуре способы взаимодействия с

действительностью.
Развитие способностей:
- подчинено закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте целого;
- является нелинейным интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания (в центре – слово).

На основе теории Л.С.Выготского была создана целостная концепция развития детских способностей (Л.А.  Венгер):
именно способности как существующие в культуре способы ориентировки в действительности определяют успешность любой деятельности;
способности являются по сути действиями с различными средствами, а уровень их развития у ребенка определяется степенью овладения такими действиями.

Теория Л.С. ВыготскогоСпособности: - фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции;- существующие в культуре

Слайд 14

Способности и интеллект
Интеллект (от лат. «ум, рассудок, разум»)

– устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей,

его адаптация к различным жизненным ситуациям.
Интеллект – общая способность приспособления к новым жизненным условиям.
В 1937 году Д. Векслер создал первую шкалу интеллекта для взрослых.
Р. Стернберг (70-е гг. ХХ в.) выделил формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное), способность решать проблемы, практический интеллект (добиваться целей).

На основе работ Ч. Спирмена были созданы:
прогрессивные матрицы Равена, ориентированные на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серии последовательно усложняющихся геометрических фигур;
 тесты интеллекта Кеттела, разделившего спирменовский g-фактор на два компонента (g-«кристаллизованный интеллект» и g-«текучий интеллект»).

Способности и интеллектИнтеллект (от лат. «ум, рассудок, разум») – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его

Слайд 15Познавательные способности и интеллект
Познавательные способности – орудие познавательной деятельности и познавательной

активности человека.
Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей

мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека.

Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию.

Интеллект – способность к применению знаний, т.е. способность решать задачи на основе имеющихся знаний.

Схема общих способностей по В.Н. Дружинину

Познавательные способности и интеллектПознавательные способности – орудие познавательной деятельности и познавательной активности человека.Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению

Слайд 16 Трехмерная модель (многофакторного) интеллекта Дж. Гилфорда  
3.Результат – приложение определенной интеллектуальной операции

к конкретному содержанию:
элементы, единицы (U), 
классы (C), 
отношения (R), 
системы (S), 
трансформация (T),
импликация (I).

фактор интеллекта = тип интеллектуальной операций

+ область (содержание) + получаемый результат

1. Операция:
понимание информации (С), 
запоминание (М),
дивергентное мышление (производство логических альтернатив, многовариативный поиск) (D), 
конвергентное мышление (производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения) (N), 
оценивание (E).
 

2. Содержание и форма информации: 
образная (F), 
символическая (S), 
семантическая (M),
поведенческая (B).

Трехмерная модель (многофакторного) интеллекта Дж. Гилфорда   3.Результат – приложение определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию:элементы,

Слайд 17Способности и интеллект
Монометрический подход Г.Ю. Айзенка, концепции интеллекта:
- биологический (головной

мозг),
- психометрический (измеряется тестами IQ),
- социальный (как личность применяет психометрический

интеллект к требованиям общества).
Х. Гарднер, семь видов интеллекта:
- лингвистический (поэт, писатель, журналист)
- музыкальный (композитор)
- логико-математический (ученый, математик)
- пространственный (архитектор, инженер, хирург)
- телесно-кинестетический (танцовщик, спортсмен, механик)
- межличностный (психолог, учитель, продавец)
- внутриличностный (поэт, психолог)

Способности и интеллектМонометрический подход Г.Ю. Айзенка, концепции интеллекта:- биологический (головной мозг),- психометрический (измеряется тестами IQ),- социальный (как

Слайд 18Воля
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные

и моральные силы.
Волевое действие – это произвольное действие, в основе

которого – образование сложных систем нервных связей.
ВоляВолевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы.Волевое действие – это произвольное

Слайд 19Структура волевого акта
Волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и

поступков человека.


Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий

и трудностей при достижении цели требует волевого усилия, которое осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности.
Структура волевого актаВолевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Если мотив не очень сильный,

Слайд 20Волевые качества
С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как

целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые являются проявлением самодетерминации воли.
На всех

фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.
На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества –энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль.
Волевые качестваС первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые являются проявлением

Слайд 21Волевое действие
Волевое действие – это действие, заданное и принятое личностью к

исполнению.
При выполнении волевых действий всегда отсутствует физическое удовольствие, но в

случае успеха оно компенсируется удовольствием морального плана.
Результатом волевого действия можно считать формирование при многократном преодолении себя полезной привычки.
Реализация полезной привычки сопряжена с усилиями. Полезная привычка может быстро и легко разрушиться, в отличие от вредной, которая формируется под направлением желания, без участия воли.
Волевое действиеВолевое действие – это действие, заданное и принятое личностью к исполнению.При выполнении волевых действий всегда отсутствует физическое

Слайд 22 Структура волевого действия

Структура волевого действия

Слайд 23https://testometrika.com/intellectual/test-the-intelligence-level/ - тест кеттела на интеллект, 8 вопросов
https://testometrika.com/personality-and-temper/cattell-test-187-questions/ - тот же, но

187 вопросов
https://testometrika.com/business/professional-interests-aptitudes-and-abilities/?sphrase_id=491255 - на способности к разным работам
https://testometrika.com/personality-and-temper/test-szo-leontiev/ - смысложизненные ориентации,

20 вопросов
https://testometrika.com/personality-and-temper/emotional-intelligence-hall/ - эмоциональный интеллект, 30 вопросов

https://testometrika.com/intellectual/test-the-intelligence-level/ - тест кеттела на интеллект, 8 вопросовhttps://testometrika.com/personality-and-temper/cattell-test-187-questions/ - тот же, но 187 вопросовhttps://testometrika.com/business/professional-interests-aptitudes-and-abilities/?sphrase_id=491255 - на способности к разным работам

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика