Слайд 1Психологическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ
Педагог – психолог МБДОУ «Детский
сад «Ромашка» с. Катар-Юрт»
М.Х. Хасиева
Слайд 2 Принципы дошкольного инклюзивного образования
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип
индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и
воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка. но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Слайд 3Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является
обеспечение
условий для самостоятельной активности ребенка. Реа-
лизация этого принципа решает задачу
формирования социально ак-
тивной личности. Личности, которая является субъектом своего разви-
тия и социально значимой деятельности. Когда активность находится
целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая,
что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возмож-
ности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ре-
бенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же
может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать
помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя соб-
ственные возможности для участия в социальной жизни.
Слайд 4Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников
предполагает создание условий
для понима-
ния и принятия друг друга с целью достижения плодотворного
взаимодействия на гуманистической основе.
Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования
в совместную деятельность: совместное планирование, проведение
общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Слайд 5Принцип междисциплинарного подхода
. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного
подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и
обучения.
Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей ив процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Слайд 6Принцип вариативности в организации процессов обучения и
воспитания.
Включение в инклюзивную группу
детей с различными
особенностями в развитии предполагает наличие вариативной раз-
вивающей среды,
т.е. необходимых развивающих и дидактических
пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.
Слайд 7Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если
они поддержаны родителями,
понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специали-
ста
– установить доверительные партнерские отношения с родителя-
ми или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди-
телей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для
их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на
поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели дет-
ского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые
структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и
средства.
(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзив-
ный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12)
Слайд 8Содержание работы Службы ранней помощи:
– проведение психолого-педагогического обследования детей с
нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
– оказание комплексной коррекционно-развивающей
помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
– включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
– определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Слайд 9Лекотека
Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования. Само слово
лекотека (произошло от шведского слова leco – «игрушка» и греческого
theke – «хранилище»..) - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
.
Слайд 10Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные
учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи.
Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психо-логической поддержки развития личности детей.
Слайд 11Цель:
Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2
месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования
предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным пред-ставителям).
Слайд 12
ИГРА - основной метод лекотеки
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных
средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих
его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:
-
Слайд 13- специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
- оборудование
для развития общей подвижности;
- игрушки для развития ручных навыков;
-
игрушки для развития тактильного восприятия;
- игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
Слайд 14- игрушки для развития слухового восприятия;
- игрушки для развития мышления;
-
игрушки для развития речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального
развития;
- игрушки для игры с водой;
- игрушки для игры с сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- музыкальные игрушки;
Слайд 15книги для детей;
- фонотека;
- видеотека;
- книги для родителей;
- средства
для развития невербальной коммуникации;
- выставка самодельных игрушек;
- специальное оборудование для
слепых детей и детей со сложным дефектом.
Слайд 16Основные формы работы Лекотеки
Консультация (К)
Консультация – это встреча специалиста Лекотеки
с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов
и родителей.
Диагностический игровой сеанс (ДИС)
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале – ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.
Слайд 17Терапевтический игровой сеанс (ТИС)
Во время терапевтического игрового сеанса (обычно –
40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии,
а иногда – с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.
Групповой родительский тренинг (ГРТ)
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.
Слайд 18Содержание:
В Лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие
первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер.
Содержание занятий
определяется в зависимости от рекомендаций, в соответствии с программами обучения детей с различными нарушениями в развитии. Лекотека является одной из первых ступеней социализации ребенка. В последствии ребенок может быть переведенв инклюзивную группу или класс.
Слайд 19Содержание работы Лекотеки:
– реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой
самостоятельно;
Слайд 20– проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей
от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
– обучение
родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
Слайд 21– проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка
от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
– психолого-педагогическое
обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);
– помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
Слайд 22– подбор индивидуальных техник формирования предпосылок
учебной деятельности ребенка;
–
поддержка инициатив родителей (законных представителей) в
организации программ взаимодействия семей.