Слайд 1Психологическое сопровождение конкурсантов олимпиады и конкурса профессионального мастерства
Трусова Наталья Владимировна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры РОС, ГБОУ ДПО ЧИРПО
NYNrusova@mail.ru
Остапина Александра Игоревна
педагог-психолог
ГБПОУ ЮУМК
psixeya_85@mail.ru
Слайд 2Перед выступлением:
Волнение
Страх
Мандраж
Тревога
Неуверенность
СПАСИТЕ!!!!
ПОМОГИТЕ!!!!!
КАРАУЛ!!!!!!!
Слайд 3Физиология и психология процесса волнение
ВОЛНЕНИЕ – АДРЕНАЛИН
Слайд 4Снизить субъективную значимость выступления, снять страх
Практика
Упражнения
Подвигать интенсивно челюстью взад-вперед раз
20. В результате таких движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал
передается в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина и ваше состояние уравновешивается.
Сидя в ожидании вашего выступления (выхода), опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол…. Представили? Теперь то напряжение, которое вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте как оно уходит.
Слайд 53. Поболтайте кистями, подвигайте пальцами, разомните руки. Гимнастика кистей рук
позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует
работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.
4. Пройдитесь быстрым шагом. Помашите руками. Любая физическая активность, вызывающая учащенное сердцебиение, снимает нервное напряжение.
5. Опустите плечи, поднимите подбородок, выпрямите спину. У вас должна быть осанка спокойного и уверенного в себе человека.
6. Подышите медленно и глубоко. Это дыхание спокойного человека.
Выступая:…………
Слайд 6Наиболее значимые психологические характеристики в конкурсных ситуациях:
Высокий уровень самоорганизации, организации
деятельности;
Высокий уровень концентрации и произвольности внимания, высокая и устойчивая
работоспособность;
Нестандартность, четкость и комбинаторность мышления;
Стрессоустойчивость и сформированность навыков эмоциональной саморегуляции.
Слайд 7Высокий уровень самоорганизации, организации деятельности
Обучение приёмам и принципам тайм-менеджмента
Слайд 9Рисуночная (проективная) методика
«Человек под дождём»
Слайд 10Интерпретация
методика: «Человек под дождём»
РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в
верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство
своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.
Слайд 11
Средства защиты от дождя
-Зонт, головной убор, плащ и т.д. –
это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
-Очень большой зонт
– желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
-Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
-Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.
Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.
Слайд 12ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении
автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи
говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.
Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.
Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Слайд 13Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе,
своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор
рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать
напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление
методике.
Слайд 14Алгоритм подготовки (сопровождения)
(основные моменты)
Фактор времени (чем раньше – тем
лучше)
Системность, (команда специалистов), определенные методики, упражнения, игры
Волнение – это здорово!
Слайд 16Что почитать, посмотреть:
А. Мороз, Н. Спехова