Слайд 2Преподаватель
Доцент кафедры
общей психологии и психологии развития
факультета психологии ЮФУ,
кандидат психологических наук
Крутелёва
Людмила
Юрьевна
Слайд 3Требования к зачету
(от 60 баллов)
Посещение лекций (0 – 2 балла);
Наличие
собственного конспекта (0 – 10 баллов);
Контрольная работа (0 – 10
баллов) – 2.
Дополнительные баллы:
Активное участие в дискуссиях (0 – 2);
Выступление с рефератом (0 – 5 баллов) (требования см. в InCampus)
Вычитание баллов (0 – 10 баллов):
Разговоры на посторонние темы;
Невыключенный звук мобильных телефонов;
Изучение других предметов и дисциплин;
Поведение недостойное студента ЮФУ;
Жевательные резинки.
Слайд 4Литература
Общая психология (под редакцией А.В. Петровского);
Психология / В.В. Нуркова, Н.В.
Березанская – М.: МГУ, 2005;
Ссылки на Интернет источники см. в
требованиях к оформлению рефератов в InCampus.
Слайд 5ТЕСТ
Инструментарий
Тетрадный лист (или 0,5 листа)
Ручка (или любой другой пишущий предмет)
Поставьте,
пожалуйста,
Ваши Ф.И.О., № группы и дату
Вопросы:
Что такое психология?
Зачем она нужна
лично Вам?
О чем хотелось бы узнать на лекциях по психологии?
Слайд 6Психология как наука
Принципы научного познания
Объект и предмет психологии
Отражение
Психические явления
Место психологии
в системе наук
Слайд 7Психические явления
принадлежат внутреннему миру человека и отличаются от того,
что человека
окружает
(относятся к душевной жизни – от др.-греч. ψυχή / psyche–
душа; λόγος / logos – знание)
Слайд 8Парадигма
это система основных научных достижений, по образцу которых учеными организуются
исследования в конкретной области знаний.
Слайд 9Принципы научного познания
Принцип детерминизма:
Все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены определенным образом
Принцип
развития:
Поскольку имеет место необратимое, направленное, разворачивающееся в пространстве и во
времени закономерное изменение материальных и идеальных объектов, то и познание сущности психического явления требует раскрытия его «истории»
Принцип системности:
Сложные объекты должны анализироваться как системы
Слайд 10Психология как наука
термин «психология» был веден немецкими учеными (Рудольф Гоклениус
и Оттон Кассман) в 1590 г.
датой рождения психологии как науки
является 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции.
Слайд 11Психология
наука о фактах, закономерностях развития и функционирования психики как особой
формы жизнедеятельности человека и животных.
Слайд 12Объект психологии
это человек, животное или группа людей
Предмет психологии
особенности
и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психики, а также
закономерности поведения человека
Слайд 13Психика
системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного
мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира
и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности.
Слайд 14Отражение
всеобщее свойство материи, заключающееся в способности материальных объектов в процессе
взаимодействия с различной степенью адекватности воспроизводить в своих изменениях особенности
(признаки, структурные характеристики и отношения) и черты воздействующих на них объектов.
Слайд 15Основные формы отражения
физическое отражение;
биологическое отражение;
психическое отражение.
Наивысшая ступень психического отражения
– это сознание.
Слайд 16Психика человека может отражать 4 своеобразных «мира»
физический мир;
социальный мир;
мир культуры;
психологический
мир субъкта.
Слайд 17Все психические явления делятся на три группы
психические процессы;
психические состояния;
психические
свойства.
Слайд 18Психический процесс
акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою
регуляционную функцию.
Психические процессы представляют собой ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы
подразделяются на:
познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение),
эмоциональные (эмоции, чувства),
волевые (мотивы, воля, стремления, желания, принятие решений).
Слайд 19Психическое состояние
временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и
отношением человека к этому содержанию. Оно является относительно устойчивой интеграцией
всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью и проявляется в общей организованности психики.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются
на 4 вида:
1. Мотивационные состояния
2. Эмоциональные состояния
3. Волевые состояния
4. Состояния разных уровней организованности сознания
Слайд 20Психические свойства
включают направленность личности, способности и задатки (познавательные процессы),
характер (волевые процессы), темперамент (эмоциональные процессы)
Слайд 21Место психологии в системе наук
Согласно Б.М. Кедрову, психология находится
в тесной связи
Слайд 23Общая психология включает
общетеоретический раздел (вопросы возникновения и функций психического);
психологию познавательных
процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и
речи, психология воображения);
психологию регулятивных процессов (психология эмоций, психология мотивации, психология внимания, психология воли);
психологию личности.
Слайд 25Самостоятельное изучение
Принципы научного познания
Задачи современной психологии и ее практическое значение
Отрасли
психологии