Слайд 1Юлия Петровна Мигун
uliaymig@mail.ru
ПСИХОЛОГИЯ
2020 г.
Слайд 2План занятия
Организационные моменты
Знакомство с Вами
Что такое психология?
Место психологии в системе
наук.
Методы психологии.
Отрасли психологии.
Отличия житейской психологии от научной.
Консультирование
и психотерапия.
Практическое упражнение
Выводы, домашнее задание
Слайд 4Система оценивания 60/40
За время семестра - 60 баллов:
2 модульные
контрольные по 15 б. каждая, всего – 30 б. максимум
6
семинаров, за каждый максимум 5 б., всего – тоже 30 б. максимум
Письменный экзамен в конце курса - 40 баллов (2 вопроса)
Участие в экспериментах – 1 балл
За посещаемость баллы НЕ ставятся
Слайд 5Ранжирование оценок
41 -65 баллов – 3,
66- 81 балл –
4,
81-100 - 5
Слайд 6Семинары
Вы читаете несколько текстов, мы обсуждаем их на семинарах, вы
получаете свои баллы
Темы и вопросы к семинарам выложены/будут выложены в
ближайшее время в системе LMS. Для первого семинара я отправлю всё на Ваши почты [на этом моменте я прошу у Вас почту].
Слайд 7Знакомство с Вами
Имя, Фамилия, направление, картинка, отображающая Ваше настроение сейчас
Первые
3 ассоциации к слову «психология»
О чём, по-Вашему, будет этот курс?
Слайд 9Психология. Что это?
Психология – термин образован от греческих слов psyche
- душа, психика и logos – знание, наука - т.е.
НАУКА О ДУШЕ/ПСИХИКЕ.
Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
История официальная у неё короткая, а прошлое длииииинное.
Слайд 12Направление
психологии
Предмет изучения
Психоанализ
Бессознательное
Бихевиоризм
Поведение
Экзистенциально-
гуманистический подход
Существование
человеческой уникальности
Культурно-историческая
психология Выготского
Высшие
психические функции
Психология
сознания
Сознание
Когнитивная психология
Познавательные процессы
Трансперсональная
психология
Измененные
состояния сознания
Современная
отечественная психология
в целом
Факты, закономерности
и
механизмы психики
Слайд 14Классификация методов
основные;
вспомогательные;
дополнительные;
методы обработки и интерпретации
Слайд 15Основные методы
Наблюдение, основные черты:
систематичность;
определенный план;
четкий порядок;
регистрация результатов;
полное и точное описание;
стремление
к объективности.
Слайд 16Основные методы
Эксперимент, основные особенности:
исследователь сам вызывает явление;
варьирование условий;
возможность выявления значений
отдельных условий или факторов;
возможность менять количественные соотношения условий.
Слайд 17Вспомогательные методы
Метод тестов, основные виды:
тест-опросник;
тест-задание;
проективные тесты.
Слайд 18Вспомогательные методы
Метод экспертных оценок;
Анализ результатов деятельности, включающий:
анализ материальных продуктов труда;
метод
изучения документов (характеристики, представления для назначения на должность, отчеты о
деятельности специалиста и др.);
контент-анализ;
биографический метод.
Слайд 20Схизис (расщепление) в психологии
Слайд 21Границы исследования и практики:
Цель исследования: Объяснить реальность.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель практики: Улучшить
реальность.
Разные цели => разные критерии качества:
Исследование:
опровержимо,
повторяемо,
соединяется с другими исследованиями,
…
Практика:
хороший КПД (затраты/результат),
предсказуемость результата,
применимость в актуальных условиях, …
Слайд 22Два вида психологической практики
«Душеведческие» практики
Психотерапия и консультирование
Работают при отсутствии обоснований
и проверок! (однако когнитивно-поведенческая терапия имеет обоснования и проверку)
«Научные» практики
Новые
«когнитивные» практики
Требуют (и допускают) традиционные (для науки) проверки и доказательства эффективности
Слайд 23Новые «когнитивные» практики
Юзабилити и пользовательские интерфейсы
Интерфейсы мозг-компьютер
Практики «усиленной» реальности (симуляторы,
Google glass)
Когнитивные технологии (системы машинного зрения)
Нейропсихологическая диагностика, реабилитация и коррекция
с использованием…
Слайд 27По предметной области
Военная
Спортивная
Юридическая
Космическая и авиационная и т.д.
Отрасли психологии
Слайд 28По задачам и используемым методам
Общая
Дифференциальная
Медицинская (нейро- и пато-)
Социальная
Возрастная
Педагогическая
Зоопсихология
Психофизиология
Психофармакология
Инженерная
Труда
История психологии
Отрасли психологии
Слайд 29Основные направления приложения психологического знания
Слайд 30Научное знание
vs
Житейский опыт
Слайд 31Консультирование
VS
Психотерапия
Консультирование – краткосрочный процесс (до 20 встреч), работает с рациональной,
стороной клиента, его сознанием. Консультирование более универсально, использует стандартные методики,
диагностику, упражнения.
Психотерапия – более глубокий и длительный процесс психологического лечения, затрагивающий ядерные слои личности.
Слайд 32Психолог, психотерапевт, психиатр. Кто есть кто?
Слайд 36Выводы
Что такое психология? Дословно это наука о душе, но корректнее
говорить, что О ПСИХИКЕ.
Место психологии в системе наук. Возникла на
стыке наук, но имеет собственную специфику.
Предмет психологии зависит от направления (сознание, поведение и прочее); методы – наблюдение, эксперимент, тесты и прочее.
Отрасли психологии: общая, дифференциальная, медицинская и прочее.
Сферы работы психолога: медицина, политика, HR и прочее.
Отличия житейской психологии от научной: по источнику знания; способу передачи и прочее.
Консультирование и психотерапия: 1-ое более краткосрочно, поверхностно и универсально; 2-ое более длительно, глубинно и специфично.
Специфика психологии в общем:
предмет психологии один из самых сложных, т.к. имеет собственные отличные законы функционирования по сравнению с физическим миром, полимодален;
субъект и объект исследования сливаются: человек с помощью мышления начал исследовать само мышление.
Слайд 37Уже к следующему занятию
Вы читаете:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
М., 2000. с. 9-12.
Бухаров Я.М. Психотерапия: краткий очерк. 2018.
*Годфруа Ж.
Что такое психология: В 2-х т.–Т. 1., 1992.
Всё пришлю на почту, позже всё будет размещено в системе LMS в личном кабинете каждого
Мы обсуждаем тексты на семинаре, интересно проводим время, узнаём новое и получаем баллы