Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития познавательных процессов
Слайд 2Особенности восприятия
Усвоение сенсорных эталонов –
выделение определенным
образом
расчлененных и взаимосвязанных
образцов свойств
предметов
Слайд 3Сенсорные эталоны
Геометрические формы
Цвета спектра
- Музыкальные звуки
Эталоны времени
- Эталоны пространства
Слайд 4Апперцепция –
влияние на восприятие собственного опыта:
многоплановое восприятие
(опора на прошлый опыт);
возникает целостный образ, определяемый суммой сенсорных воздействий;
-
произвольные действия восприятия (наблюдение, рассматривание, поиск).
Слайд 5Характеристики восприятия
Анализирующее, осмысленное, целенаправленное
Устойчивые образные представления
Механизм предвосхищения результата
Дифференцирование перцептивных и
эмоциональных процессов
(восприятие утрачивает аффективный характер)
Влияние речи – называет
признаки, состояния объектов, выделяет свойства предметов
Слайд 6Особенности памяти
Доминирует непроизвольная память
Психологические механизмы памяти:
Эмоции и движение
(эмоциональная и двигательная
память)
с 4-5 лет – формируется
произвольная память
(включена в игру)
годы первых детских воспоминаний
(«Я хорошенький»)
(память включается в формирование личности)
с 6-7 лет – начало смысловой памяти
Слайд 7Особенности речи
В 5 лет – развитие фонематического слуха
Контекстная речь
(понятная вне ситуации, пересказывает событие, передает впечатление
об увиденном)
Диалогическая
речь
(указание, оценка сверстника)
Эгоцентрическая речь
(помогает планировать действия,
монологи для себя)
Слайд 8Характеристика речи
Возрастает регулирующая функция речи в поведении и психике
Начинает осознавать
особенности своего произношения
(узнают неправильно произнесенные слова)
Активный словарь
в 3 года
– 1000 - 1100 слов
в 6 лет – 2500 - 3000 слов
Слайд 9
Словотворчество
Говорят дети:
«Копатка - это то, чем копают».
«Мазелин - это то,
чем мажут».
«Вся елка обсвечкана!»
«Я уже начаепился».
«Папа алёкает по телефону».
«Мы хорошо купались. Такую брызгань подняли!»
«одуван», «сыроега», «смеяние»
Слайд 10(К.И. Чуковский)
«Сам того не подозревая, ребенок путем аналогий усваивает созданное
многими поколениями взрослых языковое богатство.
Но применяет он эти аналогии
с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности.
Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа».
Слайд 11Особенности мышления
Освоение понятий
(на житейском уровне)
Пример. Понятие «живое существо».
- Крокодил - живое
или неживое?
- Живое.
- Дерево - живое или неживое?
(затрудняется ответить).
Слайд 12Тенденция к обобщению
мысленному объединению предметов или действий, обладающих общими признаками.
Примеры:
Маленький предмет, значит легкий.
Большой предмет, значит тяжелый, в воде утонет.
Слайд 13Эгоцентризм
не способен встать на другую точку зрения.
Пример.
У тебя есть брат?
Да.
Артур.
А у Артура есть брат?
Нет, у него нет брата.
(Не
понимает, что сам является братом)
Слайд 14Реализм
ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях, а считает
их такими какими их дает непосредственное восприятие.
Пример.
«Ветер дует, потому что деревья раскачиваются»
(образное начало мешает сделать правильные выводы)
Слайд 16Феномен Пиаже
- Изменится ли количество воды, если ее из одного
стакана перелить в другой?
Да. В узком сосуде воды больше.
(ориентация только
на один признак)
Слайд 17Особенности наглядно-образного мышления у дошкольников
Мышление протекает в форме наглядных образов
(следует за восприятием),
и потому они не могут
отвлечься,
абстрагироваться от наиболее ярких свойств рассматриваемого предмета
Дошкольники еще не владеют понятиями
Слайд 19ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности личностного
развития
Слайд 20Первое рождение личности
(А.Н. Леонтьев)
Когда у ребенка проявляется полимотивированность.
Возникает соподчинение
действий, отсрочка удовлетворения.
Ребенок ощущает себя как некую автономную единицу.
Слайд 21Продуктивные виды деятельности дошкольника
Изобразительная деятельность
Конструирование
Элементарный труд
Учение
Общение
Восприятие сказки
Слайд 22Изобразительная деятельность
Доизобразительный этап: каракули
Слайд 23Изобразительный этап. Рисунок: «Кошка на петушке»
Слайд 25Восприятие сказки
как деятельность
Восприятие сказки ребенком – это развернутая деятельность,
нуждающаяся во внешних опорах.
Слайд 26 Роль сказки в развитии ребенка
(Бруно Бетльхейм)
Помогает разграничить добро и
зло
Отражает проблемы человека и показывает путь их преодоления
Передает культурное наследие
Помогает
понять себя и свои желания
Развивает воображение и интеллект
Повышает уверенность в себе
Слайд 27Народная сказка
Герои сказок просты и типичны
Качества героев понятны и абсолютны
(небывалая храбрость, доброта, жадность)
Характер героев не меняется
Герои делают то
же, что обычные люди
Слайд 28Специфические действия восприятия сказки
(А.В. Запорожец, Д.М. Дубовис-Арановская)
Содействие – ребенок становится
на позицию героя, пытается преодолеть препятствия.
Сопереживание положительному герою пробуждает способность
к эмпатии, вчувствования в мир другого человека.
Слайд 29Метафора в сказке
Репка означает большую проблему. Успех приходит, когда
за дело берутся и стар и млад, и друг и
враг.
Слайд 30«Царевна-лягушка»
В переносном значении учит будущего мужчину отстаивать свой выбор (избранницу),
не идти на поводу у окружения, терпеливо относится к изменениям
внешности любимой («три дня потерпеть, не сжигать лягушечью шкуру»).
И тогда пара будет счастлива долгие годы.
Слайд 31Ведущая деятельность
Сюжетно-ролевая (творческая) игра - это деятельность, в которой дети
берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной игровой
форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними
/Д.Б.Эльконин/